Создание специальных условий для получения образования

Шевченко Е.И.,


Создание специальных условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья


Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом и для каждой категории отклоняющегося в развитии, в отдельности.
В результате в образовательном учреждении, в том числе, реализующем инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая работников школы и родителей;
индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
целенаправленного развития способности детей с ограниченными возможностями здоровья к коммуникации, взаимодействию со сверстниками;
выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий, кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
включения детей с ОВЗ в доступные им творческие и интеллектуальные соревнования, научно-техническое творчество и проектную деятельность;
включения детей с ОВЗ, их родителей, педагогических работников и общественности в разработку адаптированной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья;
взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включенных в себя, в том числе и наличие или отсутствие у них инвалидности определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, кадровое, программно-методическое и т.д.).
Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно-специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.
Всю совокупность условий можно представить в виде такой схемы, где каждый из предыдущих «уровней» условий включается – проявляется в последующих.
При этом в обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития подразделяются на:

1.Организационное обеспечение
Оно включает в себя:
Создание нормативно-правовой базы;
Обеспечение не только прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство;
Организация системы взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров - территориальной ПМПК, методических центров, ресурсных центров, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций; реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка.
Для определенной категории детей важным является организация медицинского сопровождения, организация питания;
Финансово-экономические условия. Эти условия должны обеспечить
образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу.
Информационное обеспечение. Информационно-образовательная среда школы должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных отношений в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ.

2.Материально-техническое обеспечение
Эти условия должны обеспечивать соблюдение:
Санитарно-гигиенических норм образовательного и воспитательного процесса.
Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры школы.
Санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ в данном учреждении.
Социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка и т.д.)
Пожарной и электро безопасности.
Наличие специального оборудования.

3.Организационно-педагогические условия
Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения:
В рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирования взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации.
Применение адекватных современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала, адаптация или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
А также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

4.Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
Одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы, должно быть ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией индивидуальной образовательной программы (ИОП), планируемыми в ней результатами, в целом – реализацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
В рамках реализации ИОП учреждение должно быть обеспечено специализированными учебниками, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам адаптированной образовательной программы.
Специалисты должны иметь доступ к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ.
Библиотека должна быть укомплектована общими и специализированными печатными образовательными ресурсами, детской, научно-популярной, справочной литературой и периодическими изданиями, научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной педагогике.

5.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении

Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении.

6.Кадровое обеспечение

Требования к кадровым условиям реализации адаптированной образовательной программы включает:
укомплектованность школы педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
уровень квалификации педагогических и иных работников школы в области образования детей с ОВЗ;
непрерывность профессионального развития педагогических работников школы в сфере коррекционной педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии;
включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ I-VIII видов, научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения консультаций по вопросам реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, использование научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Таким образом, должна быть создана среда, адекватная общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортная для ребенка с ОВЗ, открытая для его родителей, гарантирующая сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.