Доклад на тему:Создание условий формирования гражданской и нравственной позиции в развитии правосознания, самоопределения и профориентации.


Методическое объединение от 28.03.2016г.
Тема: Создание условий формирования гражданской и нравственной позиции в развитии правосознания, самоопределения и профориентации.
Слайд 1
 Формирование гражданской и нравственной позиции - это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них - свой народ и страну.  Проблема гражданского воспитания в школе на сегодняшний день является актуальной. Гражданское воспитание - это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это - целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.  Гражданская позиция школьников в сфере познания характеризуется познавательной самостоятельностью и проявляется в повышенном интересе школьников к социальным проблемам, умении по своему подойти к анализу сложных проблем жизни общества, способности высказать собственную точку зрения.  Формирование человека, обладающего гражданской нравственной позицией – одна из важнейших граней моей педагогической деятельности. Чтобы понять, зачем школьнику знать правовые понятия необходимо помочь ему осознать себя гражданином, каковым он является с момента рождения. Привлечь личность к осознанию самого себя гражданином можно только путем интересных уроков.
В своей работе я использую современные образовательные технологии, что позволяет организовать обучение с увлечением, поиском, созданием ситуаций успеха. А это позволяет решать вопросы формирования гражданско-правовой культуры обучающихся.
Гражданско-правовые компетенции, формируемые в процессе обучения представляют собой не только комплекс знаний умений и навыков, ценностных установок, индивидуальных способов поведения, но и освоение и применения анализа чужого и собственного социального опыта, так необходимые каждому гражданину в повседневной жизни. Применение современных образовательных технологий помогает решать поставленные задачи, а именно – повысить правовую грамотность учащихся, через которую формируется гражданская жизненная позиция. Среди них: технологии развивающего обучения, развития критического мышления, учебной деловой игры, проблемного обучения, технология «мозгового штурма», информационные технологии и др. Чтобы сделать учебное содержание инструментом формирования гражданско -правовой активности, включаю школьников в ситуации анализа и осмысления реальных жизненных явлений, что придает урокам практическую ориентацию. Для этого использую проблемное обсуждение, например, проблема морального долга и совести, например «Как снизить уровень преступности?». С целью активизации и актуализации знаний опыта, нравственно-волевых качеств использую в работе учебные деловые игры ролевые, инсценировки. Например, «Гражданином быть обязан» игра-конкурс «Имею право», «Счастливый случай». В ходе игр учащиеся получают не только важный юридический материал, но и умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях, представить себя в разных ролях. Данные формы активной деятельности учащихся формируют гражданскую активность, ответственность, воспитывают уважение к правам и свободам человека. Активизирует участников разгадывание ребусов, «Они нарушали права ребенка», где дети учатся анализировать поступки сказочных героев и определять какие права были нарушены. А закончился урок веселой песней «Поем о правах» в исполнении ребят, что оставило у всех присутствующих приподнятое настроение и приятное впечатление.
Использую элементы нравственно - правового воспитания на уроках обществознания через темы: «Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства», «Право и закон». Правовая ответственность (административная и уголовная)». ««Презумпция невиновности»- . формирующие правовую культуру на основе изучения правовых документов по правам человека (Конвенция о правах ребенка), «Конституция» способствует осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны. При проведении таких уроков основной целью является
ознакомление обучающихся с основными положениями Конституции Р.Ф. и подведение к пониманию необходимости знания и умения использовать их на практике, отстаивать свои права и исполнять свои обязанности. Содействовать воспитанию уважения обучающихся к социальным нормам и ценностям, отражённым в Конституции. В начале урока звучит гимн России. Учитель обозначил, что прозвучала самая главная и торжественная песня страны - гимн России и настроила ребят на важный и серьезный разговор. Детям был предложен вопрос, «Может ли государство существовать без законов?». Педагог подводит детей к пониманию того, что главное в Конституции - это закрепление прав и свобод человека и гражданина. Проводится анализ текста «Права человека». Интерес ребят был вызван проведением сказочной викторины «Сказка ложь, да в ней намек», где дети определяли с помощью статей Конституции, какие права были нарушены у сказочных героев, а кто из них смог воспользоваться своим правом. Дети проявляли смекалку в задании « Конституционные термины», по подсказкам определяли, о каком термине, встречающемся в Конституции Р.Ф., идет речь.
Наиболее эффективными формами работы по формированию гражданско- правовой активности являются: познавательно-интеллектуальные игры, диспуты «О правовой ответственности молодых людей за свои поступки», круглый стол «Права и обязанности» Фото «Круглый стол» слайд 2. Приобщение подростков к правовой культуре и эффективности профилактики предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Каждому человеку важно вести здоровый образ жизни и придерживаться активной жизненной позиции. Давно замечено: скука и безделье приводит к тому, что подросток пытается искать «приключений» острых ощущений и часто это приводит к совершению правонарушений. Ведь что сегодня кажется подростковой шуткой, может сломать будущее взрослого человека. Таким было, начало встречи с инспектором ПДН З.А. Шуваевой. Ребята разбирали ситуации, когда невыполнение обязанностей приводит к неприятным последствиям. В конкурсе «Правовой цветник», старшеклассники показали хорошие знания о правах и обязанностях человека. Чтобы лучше разобраться с законами и не иметь с ними проблем, инспектор ПДН – Шуваева З.А. рассказала ребятам о самых распространенных правонарушениях среди подростков и мерах ответственности за них. Разъяснила, почему лучше быть законопослушным гражданином. Прозвучали интересные для учащихся факты, выписки из кодексов, которые имеют непосредственное отношение к подросткам. Инспектор привела примеры из своей практической деятельности о нарушении прав детей и действенных мерах по защите прав детей, а также о законах касающихся подростков, действующих на территории Хабаровского края. Готовясь к встрече с инспектором, школьники приготовили вопросы и с большим желанием наперебой задавали их сотруднику полиции. Фото «Круглый стол» слайд 3
При изучении права «Мир семьи», «Человек в мире правил»
Слайд 4 «Конвенция о правах ребенка» использую различные методики, приемы и средства, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся. А также традиционные методы обучения, оптимально и результативно сочетаемые с инновационными технологиями: такими как технология сотрудничества и др.
Изучаю сайты, где могут принять участие обучающиеся, в региональных и всероссийских конкурсах. При изучении темы моя семья, в 2015г. наши учащиеся 7 класса получили грамоты за 1 и 2 места, за участие в конкурсе «моя семья
Конечно, процесс формирования правосознания и активной жизненной позиции длителен и достаточно сложный. Мы пока не можем сказать, что большинство наших школьников обладают достаточной правовой грамотностью. Конечно, для преодоления правовой безграмотности необходим целый комплекс мероприятий воспитательного характера. В ходе проведения предметной недели была проведена интеллектуальная образовательная игра «Я- Гражданином быть обязан».
Слайд 6, 7, 8
Для этого использовались новые педагогические технологии, которые обеспечат проявление школьниками собственной нравственной, гражданской позиции, расширение их социального опыта в результате проигрывания  различных социальных ролей в процессе обучения. Практическая направленность гражданского воспитания предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, – важно уметь грамотно ее использовать. Только тогда право защищает человека. В рамках предметной недели 2015года проводился конкурс плакатов «Правовой вернисаж», в котором приняли участие коллективы 7-9 классов. Содержание плакатов сводились к краткому изречению, лозунгу в защиту детских интересов, права на свободу мысли, слова и т.п. Фото Слайд 9, 10
Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в обществе индивида необходимо включить его в целенаправленный процесс социализации. Большое значение на социальную адаптацию выпускников имеет влияние профориентационной подготовки. С этой целью провожу профориентационные уроки слайды 11, 12, экскурсии для старшеклассников в промышленно – гуманитарный техникум г. Николаевска на Амуре.
Зав. практикой провела экскурс по аудиториям, столовой, общежитию. Мастер производственного обучения штукатурно -малярного дела Абрамова Н.В.ознакомила выпускников с условиями обучения и проживания. Рассказала о внеурочной деятельности кружковой работе и в занимательной форме провела интеллектуальный турнир между группой студентов и гостей. Ребята увлеченно прослушали рассказ бывшего выпускника школы Ивана Сотникова о том, как проходит его жизнь в стенах техникума и почему он получает уже вторую специальность. Хочется верить, что проведенное мероприятие не прошло даром для ребят, ведь еще не все определились с выбором специальности, поэтому экскурсия в техникум стала еще одной ступенью для выпускников школы, которая подведет их к правильному жизненному выбору.
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим все большее значение приобретает уровень правовой культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Наша задача сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой культуры правосознания обучающихся. Именно такие мероприятия способствуют этому воспитанию.
Учитель обществознания
Гагарина Н.Ф.