Памятка Предмет, объект исследования

ПАМЯТКА
Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают.
Объект исследования - сфера (область) поиска, это вся совокупность свойств, которая подвергается исследованию.
Такими объектами могут быть системы, явления, процессы(воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива)
Предмет исследования - ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.
Предмет исследования - это то, на что направленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и разрешения.
Предметом исследования служит какое-либо свойство объекта или неполный набор свойств. Поэтому предмет исследования – это частный случай исследования объекта.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.
Если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. Любая наука имеет свойственный только ей одной предмет, которым и определяются самостоятельность, своеобразие и особенности той или иной науки, ее отличие от других систем знаний.
Примеры объекта и предмета исследования:
Объект
Предмет

микроклимат учебных помещений
условия микроклимата в учебных помещениях

английские предложения
способы и причины расположения слов в английских предложениях

социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре
процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Объектом исследования в области педагогики:
воспитательная образовательная деятельность,
взаимоотношения между участниками процесса (коллективом и личностью, самообразованием и обучением, самовоспитанием и воспитанием),
управление или организация учебно-познавательной деятельностью подростков, учреждением или процессами, происходящими в нем.
Предметом исследования:
цели воспитания и образования,
прогнозирование,
формы,
содержание и методы проведения и организации педагогического процесса в целом
характеристика деятельности учеников и их педагогов,
пути совершенствования процессов обучения и воспитания,
характер и свойства требований и воздействий педагогов по отношению к своим воспитанникам.