Статья. Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.


Статья. Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
»Не секрет, что очень многое в нашем воспитании зависит от той среды, в которой мы вырастаем. И не только от людей, ее наполняющих, но и окружающей нас в детстве обстановке: даже от того, чем наполнена была наша квартира, в какие игрушки мы играли, выступает зачастую определяющим для дальнейшего становления творческой личности. Сегодня в окружающем нас пространстве значимым становятся простота и функциональность. Первое пространство, которое начинает изучать ребенок, - это пространство его дома, квартиры, комнаты. Именно дома он делает первые шаги и расширяет границы познания окружающего мира. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Поэтому и создавать среду надо с позиции творческой активности и самостоятельности ребенка. Взрослый выступает как помощник, соратник, но ни в коем случае не как его организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. С принятием федерального государственного стандарта дошкольного образования, дошкольные организации могут провести реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка.
В рамках современных тенденций возможны разные варианты создания развивающей предметно – пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. Наблюдения за играми детей показывают, что мальчики любят играть с крупным строительным набором, машинами, а девочки охотнее играют с куклами – лечат, купают их.
Дошкольное детство – наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития личности, становления его базовых характеристик. В этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, миру природы, миру людей. Основное отличие дошкольного возраста от других возрастов заключается не только в том, что ребенок – дошкольник получает социальный опыт и новые сведения об окружающем мире от других людей, в первую очередь от взрослых, но и в том, что другой важный источник знаний, социального опыта и развития – это окружающая среда. Именно среда для маленького ребенка становится носителем информации об окружающем мире.
Детская предметно – пространственная среда продолжает меняться. Вопросами предметно – пространственной среды жизни детей занимались многие известные педагоги и психологи, такие как Т.В. Антонова, Т.Н.Дронова, В.А. Петровский и другие. Развивающая предметная среда – система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь, моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Понятие «предметно-развивающая среда» было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после разработки «Концепции дошкольного воспитания», с тех пор теоритическая основа построения развивающей среды в дошкольной организации является концепцией построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. В стандарте заложены требования и принципы организации среды – безопасность, здоровьесберегающий компонент, эстетическая привлекательность и развивающий эффект. Развивающая предметно – пространственная среда должна выступать как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое. Она должна обеспечить доступ к объектам природного характера, побуждать к наблюдениям за ростом растений на участке, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природными материалами. Для этого в дошкольной организации должна присутствовать зона экспериментирования. Разные подходы к организации развивающей среды в зависимости от общеразвивающей программы, которое выбрало дошкольное учреждение. Но все же среда – основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития ребенка. Организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию. Доступность всех помещений, включая взрослые. Обустройство мест для самостоятельной деятельности детей в спальнях, раздевалках, холлах. Особое внимание к оформлению интерьера можно отнести к лучшим традициям российской системы дошкольного воспитания. При скромном материально – техническом оснащении сотрудники обеспечивают оформление интерьера за счет собственного художественного творчества и помощи родителей. Разнообразные оригинальные поделки, вышивки, роспись стенных шкафов являются истинно художественными изделиями. Важно, чтобы дети сами принимали участие в оформлении уголков, центров. Это повышает самооценку дошкольников, увлекает их. Украшения должны быть заменяемыми и понятными для дошкольников. Гибкость и возможность трансформации в использовании пространства является одним из главных требований в организации предметной среды в дошкольной организации. Даже если дошкольное учреждение не оснащено современными модулями, надо давать столы и стулья для игр детей. Это обогащает их игровые сюжеты. Специальные предметы и материалы, которые позволяют изменять структуру и функции пространства делают среду гибкой и трансформируемой: ширмы, легкие скамейки, занавески. Участок детского сада – это поле для реализации творческой деятельности педагогов и детей. На территории создаются уголки-огороды, цветники, которые могут использоваться для развития у ребенка экологического сознания, бережного отношения к окружающей природе, рукотворному миру, ответственности за свои действия, умение планировать работу со взрослыми и сверстниками. Чтобы пребывание ребенка в детском саду не было психологически напряженным, педагоги создают уголки уединения, которые помогают снять эмоциональную нагрузку, восстановить необходимые ресурсы. Специальные информационно – коммуникационные средства позволяют усилить эффект от погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности мультимедийных презентаций. При наличии свободных помещений можно организовать сенсорную комнату. Предметно – пространственная среда организуется по принципу микропространств и способствует играм по 3-5 человек.
Современные дети требуют изменения пространства оно отличается от развивающей среды характерной для 60-90 годов прошлого века. Появились новые игрушки, пособия, технические приспособления и компьютерные приложения. Виртуальная среда является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов, субкультуры и современности.
В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды ребенка надо придерживаться меры для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели не только материал для деятельности, но и необходимое пространство для этой деятельности. Предметная среда выполняет главную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. В свете современных тенденций развития вариативных форм дошкольного образования необходимо учитывать специфику пространственного решения для обеспечения реализации образовательной деятельности. Следует соблюдать единство семейного и общественного воспитания. Это поможет соблюдению в семье индивидуальной траектории ребенка.