Анализ воспитательной работы в начальных классах


Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
4-Б класс Классный руководитель Тараканова Е.Е.
В классе 28 человек учащихся.
Занимаются в кружках и секциях: 26 уч. ( в школе - 6, вне школы - 20 ).
Анализ эффективности целеполагания и планирования.
Цели и задачи, поставленные
на учебный год Методы, способы
их реализации Итог ( цель достигнута (в чём это выразилось),
Нет (на какой стадии достижения)
Воспитательная система школы №100 охватывает весь педагогический процесс, интегрируя форматы деятельности, где в центре этого процесса находится учащийся, максимально используются воспитательный потенциал педагогического коллектива.
Важнейшими компонентами воспитательной системы является: целеполагание, системообразующая деятельность, гуманистические межличностные отношения. Главным социальным приоритетом школы является превращение ее в школу, воспитывающую и оказывающую помощь в становлении личности и самореализации гражданина своей страны.
Руководствуясь основной целью воспитательной системы, определён ряд задач:
Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для интеллектуального, спортивно-оздоровительного и культурно-эстетического развития на основе свободы выбора учащимися траектории своего развития.
Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств.
Усиление профилактической работы в борьбе за здоровый образ жизни, повышение уровня этической культуры и социальной ответственности учащихся.
Совершенствование методического мастерства классных руководителей, овладение диагностикой как средством для улучшения учебно-воспитательной работы, как инструмент, обеспечивающий обратную связь.
С помощью диагностики учащихся всех ступеней образования были определены гуманистические ценности, ставшие определяющими отношение ребенка к этим ценностям его личностного становления, это такие. как: Человек, Родина, Здоровье, Культура, Труд, Традиции, Добро, Истина, Красота и др.
В воспитательную систему положены следующие подходы:
Деятельностный подход – как стратегия гуманизации технологий воспитания. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
Личностно-ориентированный подход, требующего от учителя отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Это персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).
Полусубъектный (диалогический) подход - обусловлен условиями субъектных отношений. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует учащихся к саморазвитию, изучает их активность, создает условия для самодвижения.
Индивидуально-творческий подход - предполагает развитие мотивации во всех видах деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития творческих возможностей каждого учащегося.
классные часы
«Береги здоровье смолоду!»
«Наш друг – светофор!»
«Люблю тебя, мой край родной!» и др.
интерактивные игры
психологические игры
викторины
праздники
«День Матери», «Новогодние приключения»,
конкурсы рисунков
«Я за здоровый образ жизни!»,
«Я выбираю спорт!»;
Поделок
«Навстречу Олимпийским играм!»,
«Открытка ветерану!»,
, стихов, сочинений
«Твой светлый образ незабвенный…»,
«Край родной навек любимый…»
спортивные праздники
«Малые Олимпийские игры!»
конкурсы для всей семьи
«Самое незабываемое впечатление!»
КВН ( на предметной неделе)
театрализованное представление
«По дорогам сказок»
исследовательская деятельность
НОУ среди 3-4 классов
диагностические исследования
(каждую четверть)
участие в патриотических праздниках
Смотр строя и песни к
« 23февраля!»,
 встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проведение уроков Мужества;
 празднование "Дня Защитника Отечества", Дня Победы",
"Дня космонавтики ".
 изучение государственной символики;
 цикл лекций и бесед об истории Страны, показ видеофильмов;
 изучение биографии великих людей.
конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;
 участие в спортивных играх, "Веселых стартах";
Днях Здоровья;
занятия в спортивных кружках;
 ежедневная утренняя зарядка, динамическая пауза и музыкальные физкультминутки; тематические  конкурсы и олимпиады по предметам
УМКА, Эрудит. Наличие сложившегося основного коллектива;
Интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий через воспитательные комплексы (систему КТД, традиций, праздников).
Общий психологический климат школы, стиль общения, самочувствие учащихся, их социальная защищенность, внутренний комфорт;
Уровень воспитанности учащихся, определяющая черта которого - чувство собственного достоинства.
Таким образом, можно утверждать, что в 3 – б классе существуют предпосылки для развития и становления самосознания как одной из базовых функций личности. Развитие связано с использованием личностных технологий, помогающих "включить" рефлексию, как основу для конструирования и удержания образа "Я", в контексте переживаемого события, как предварительную установку по отношению к самому себе в плане своих способностей, социальной значимости, самоуважения, стремления повысить самооценку, создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Анализ учебных возможностей и интеллектуального развития учащихся класса:
Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. "Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого” - вот популярный тезис нашего времени. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Творчество немыслимо без познавательной активности, постоянного стремления узнавать новое. Стимулируя интерес к познанию, владение ИКТ открывает неограниченные возможности, как перед учеником, так и перед учителем, способствует достижению их сотрудничества и сотворчества. Роль учителя уже не является доминирующей, он превращается в консультанта, помощника, направляющего, но не управляющего деятельностью. Это помогает им поверить в свои силы, проявить инициативу, избавиться от различных комплексов.
Благодаря современным технологиям многие учащиеся нашей школы получили доступ во Всемирную Сеть Интернет. Наряду с внедрением ИКТ в образовательный процесс это способствует наиболее полной реализации работы по развитию самостоятельности и творческой активности, открывает новые возможности развития их коммуникативной деятельности, а, следовательно, активизирует их потенциальные продуктивные силы для успешной самореализации в обществе.     На медиа-уроках, используя ИКТ при подготовке к урокам, семинарам, внеклассным мероприятиям, школьники осваивают систему способов деятельности по отношению к себе, семье, обществу, природе, науке, технике, искусству.

отличники хорошисты с одной «3» неуспевающие
1.Жаринов Николай
2.Желтов Вадим
3.Козылова Анаст.
4.Овчинникова Дар.
5.Хорова Екатерина
1.Бердников Максим
2.Баранов Илья
3.Ершова Диана
4.Башмаков Николай
5.Киселёв Михаил
6.Пивсаева Дарья
7.Крутова Анастасия
8.Семячков Сергей
9.Волкова Алёна
10.Черкашин Никита
11.Журавлёв Дмитр.
12.Камалягина Елиз.
13.Мальцев Дмитр.
1.Авдеев Владислав Слабоуспевающие: 1.Беляев Денис
2.Волков Роман
3.Романов Никита
4.Колповский Артем
5.Лебедев Данил
6.Рыбкин Иван
7.Жиренкин Алексей
8.Даданов Матвей
9. Беляков Дмитрий
Качество знаний – 84 %
Качество успеваемости – 87%
Общий интеллектуальный уровень знаний, умений и навыков
-высокий - 5 обучающихся
-средний - 13 обучающихся
-низкий - 9 обучающихся
Интеллектуальные успехи и достижения класса;
Классным руководителем в течение года были проведены следующие единые тематические классные часы.
69-летию Победы в Великой Отечественной войне
«Правила дорожной безопасности»
Классные часы, посвященные Дню народного единства».
Классные часы, посвященные Всемирному дню памяти жертв дорожных аварий
(21 ноября).
Классные часы «Я здоровье сберегу».
Классные часы, посвященные Дню Конституции
«Конституция - основной закон нашей жизни».
«Об этом нужно знать каждому». (О Конвенции ООН по правам ребенка).
Безопасное поведение во время каникул.
О профилактике экстремистских проявлений среди детей и молодежи.
«Милосердие» в рамках акции «Дети - детям»
Классные часы, посвященные Дню защитника Отечества.
Классные часы и беседы, посвященные 25-й годовщине катастрофы
на Чернобыльской АЭС.
- Мероприятия, посвященные Олимпийским играм в городе Сочи
- Конкурс стихов и сочинений на тему: «Твой светлый образ незабвенный …»
Работа с учащимися группы риска
(проблемы, индивидуальная работа с учащимися по устранению проблем, успехи и прогноз на следующий год).
Мне, как педагогу важно знать информацию о материальных и жилищных условиях подопечных, систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы найти правильные пути выхода из неблагоприятных ситуаций. Ребенок должен взаимодействовать с различными социальными службами, и получать необходимую помощь . Важный компонент деятельности педагога – своевременное формирование у детей социально значимых отношений, организация правового просвещения среди учащихся, разъясняя им их права и обязанности. 
Анализ развития коллектива:
особенности нравственно-психологического климата в классе;
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).
В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту.
В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Уровень развития коллективных взаимоотношений
Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание
межличностных отношений в классе. В нём могут быть выделены
функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые
отношения между сверстниками.
Проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её
эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и
усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных
отношений ребята реализует себя, отдавая всё хорошее обществу воспринятое в нем.
Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе
межличностных отношений.
Вступая в межличностные отношения, разнообразные по форме,
содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет
возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Любая группа в классе на любой возрастной ступени характеризуется своей особой
социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было
введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности внутри
определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы
его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации
развития может быть применено и к характеристике малой группы. Это прежде
всего объективные условия существования данного класса, определяемые
исторической эпохой, культурой и пр. Помимо объективных условий
социальной ситуации развития класса существует субъективный аспект
социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е.
отношение членов группы к этим объективным условиям, статусу, и их
готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
Работа с классом
работает актив класса, работа со слабыми учащимися, подготовка к классным или общешкольным мероприятиям.
Рабочие классные часы, проверка состояния учебников, выполнения домашних заданий.
Общешкольные дела, участие в работе школьной конференции, шефская помощь ветеранам, посещение их на дому.
Родительские собрания, внеклассные мероприятия, спортивные мероприятия, анализ работы за месяц.
Каждый ученик класса включен и общие дела класса, учитель возглавляет работу сам, раздает задания.
Анализ работы органов самоуправления класса:
Основные условия развития самоуправления
Существует ряд условий, обеспечивающих успешное развитие ученического самоуправления. Они вытекают из правил, которые сегодня приняты на вооружение методикой. Вот эти правила:
Воспитание детей должно осуществляться в коллективе и через коллектив, в творческом общении, в деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни.
Жизнь детского коллектива – не подготовка к будущему, а полноценное явление сегодняшней общественной жизни.
Детский коллектив не может существовать без постоянного движения вперед.
Детский коллектив не может двигаться вперед без систематического анализа своей деятельности.
Управлять детским коллективом, стоять над ним, невозможно. С коллективом надо слиться, раствориться в нем.
Основные воспитательные функции - первичному коллективу.
Вся воспитательная деятельность имеет смысл и положительные результаты только в том случае, если в ней участвует каждый ребенок, т.е. каждый является субъектом воспитания.
Анализ организационно-воспитательного процесса в классе:
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.
За прошедший год было проведено 35 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию «Правила поведения в школе для учеников», «Мои права», «Они сражались за Родину», «Права ребенка. Конвенция ООН»; эстетическому воспитанию и этикету «Что такое добро и зло», «Как правильно здороваться», «Как вести себя за столом»; экологическому воспитанию «По страницам Красной Книги»;
Нравственно-эстетическому воспитанию «Вся семья вместе – и душа на месте», «Давайте будем дружить»;
Занятия направленные на формирование здорового образа жизни «Наркотики: употребление и злоупотребление», «Красиво-вкусно-полезно», «Бытовой и уличный травматизм», занятия по трудовому воспитанию «Мой труд каждый день», «Кем быть». Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.
Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2012-2013 году задачи, я считаю выполненными.
Проведение диагностики в классе по схеме:
Название диагностики Цель проведения
Что диагностировали? Краткие результаты
«Сфера
интересов».
Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству.
Методика направлена на выявление следующих ценностных ориентаций:
       активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);
       наличие хороших и верных друзей;
       познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
       продуктивная жизнь (максимально полное использование своихвозможностей, сил и способностей);
       развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовноесовершенствование);
       развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
       творчество (возможность творческой деятельности);
       красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
       любовь (близость с любимым человеком).
Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.
1 балл ставится, когда сфера не значима для учащегося,
2 балла — когда она малозначима,
3 балла — сфера средней значимости,
4 балла — когда сфера значима,
5 баллов - очень значима.
Напротив номера называемой сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору учащегося из шкалы возможных оценок значимости интересов.
ТЕКСТ МЕТОДИКИ
1.     Телевидение, радио.
2.     Общение в семье.
3.     Учеба.
4.     Спорт, занятия физической культурой.
5.     Общение с противоположным полом.
6.     Домашний труд.
7.     Общение с педагогом, с руководителем.
8.     Музыка любая.
9.     Бизнес.
10. Кино.
11. Коллектив класса, группы.
12. Одежда.
13. Самовоспитание личности.
14. Общение с друзьями.
15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.
16. Походы.
17. Экскурсии, краеведение.
18. Техническое творчество.
19. Общение с природой.
20. Чтение художественной литературы (вне программы).
21. Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов.
22. Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.).
23. Занятие без особой цели – ничегонеделание.
 
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «СФЕРА ИНТЕРЕСОВ»
Широта интересов определяется по числу различных значимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).
Интересы к трудоемким, активным видам деятельности - учитываются оценки 4 и 5 баллов по вопросам 3, 4, 6, 9, 13, 15, 16, 17, 18,21,22.
Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5):
        общение-2, 5,7, 14,19
        развлечения- 1,8,10,12, 20
        творческая деятельность - 15, 16, 18,21,22
        коллектив группы - 11
        организуемый взрослыми труд — 3,6
        самовоспитание - 13.
 
С помощью качественного анализа определяем, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося и класса в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов. Если не удается выявить ни одного направления, можно предположить несформированность у ученика системы ценностей.
Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов» (см. Приложение 1).
Данные по классу представляются в виде таблицы (см. Приложение 2), и графы «Стремление к общению»
 Определение уровня развития сферы интересов (количественная обработка результатов) производится в соответствии со следующей таблицей:
Уровень По широте интересов По активным видам деятельности По области «Общение»
5-9 классы 10-11 классы Достаточный 16-22 (75-100%) 10-11 сфер 8-11 сфер 4-5 сфер
Средний 11-15 (50-74%) 8-9 сфер 5-7 сфер 2-3 сферы
Низкий 3-10 (11-49%) 6-7 сфер 3-4 сферы 1 сфера
Неудовлетворительный 1-2 (0-10%) менее 5 сфер 1-2 сферы 0 сфер
 
Графическое изображение облегчает анализ данных. По каждому учащемуся можно построить график значимости различных сфер интересов, где по оси Х отмечаются номера сфер интересов, а по оси Y проставляются баллы конкретного ученика. После анализа индивидуальных данных по отдельным сферам интересов можно построить по такому же принципу график усредненных оценок всего класса и школы в целом.
 

Сфера интересов
График 1. Значимость различных сфер интересов учащихся.
 
Общая стратегия действий учителя — активизировать и поддержать (с помощью организации самовоспитания, прямого вовлечения, влияния через друзей) интересы к активным и творческим видам деятельности. Не пенять за увлечение общением с друзьями, развлечениями, а вовлекать в новые сферы деятельности, стремясь к гармоничному сочетанию активных и пассивных интересов, интересов к физической культуре с творчеством в других областях и общением.
Эффективность деятельности по формированию сознательной дисциплины
Школьная сознательная дисциплина - важнейшее условие работы школы как государственного учреждения и успешного осуществления больших и сложных задач образования. Где бы ни трудились ее воспитанники потом, их будут ценить прежде всего за моральные и деловые качества, среди которых одним из самых важных будет дисциплинированность, т. е. умение творчески и активно служить общему делу, согласовывать свои усилия с коллективными, сознательно реализуя в своих делах и поступках нормы коммунистической нравственности.
Проблемы воспитания сознательной дисциплины школьников получили широкое освещение в педагогической теории. Крайне интересна эволюция самого подхода к проблеме дисциплины. Если в первые годы строительства советской школы многие педагоги рассматривали дисциплину как «буржуазную категорию», видели в ней один из пережитков дореволюционной школы, то впоследствии подавляющее большинство советских педагогов оценивает дисциплину как один из важнейших результатов учебно-воспитательного процесса и одновременно средство воспитания в коллективе.
Большая заслуга в разработке теории и практики воспитания сознательной дисциплины с последовательно марксистских позиций принадлежит А. С. Макаренко. Отмечая, что в дореволюционном обществе и его школе дисциплина была внешним явлением, он указывал далее, что в ней же заключалась и «форма властвования, форма подавления личности, личной воли и личных стремлений, наконец, в известной мере это был метод властвования, метод приведения личности к покорности по отношению к элементам власти».
А. С. Макаренко категорически отвергал воспитание дисциплины только при помощи рассуждений и убеждений, что может привести, по его мнению, лишь к бесконечному спору. «Тем не менее, - заявлял он, - я первый настаиваю, что наша дисциплина в отличие от старой дисциплины, как явление нравственное и политическое, должна сопровождаться сознанием, то есть полным пониманием того, что такое дисциплина и для чего она нужна». Однако «нельзя рассчитывать, что дисциплина придет сама благодаря внешним мерам, приемам или отдельным разговорчикам. Нет, перед коллективом задачу дисциплины, цель дисциплины нужно поставить прямо, ясно и определенно».
Ответственное отношение к учёбе и труду;
Воспитание ответственного отношения к труду в школе принципиально не отличается от такой проблемы для детского сада. Но условия, в которых работают школы города, (ограниченность материально-технической базы, отдаленность от научно-методических центров, более позднее включение школьников в производительный труд, благодаря влиянию семьи, специфика труда и др.), требуют от школьников приложения в жизни значительных физических усилий и должны быть учтены при проведении уроков физической культуры и технологии.
За прошедший год заслуживают поощрения:
№ п\п Фамилия, имя (полностью) Желтов Вадим за активное участие в общешкольной и классной работе
Журавлёв Дмитрий за активное участие в общешкольной и классной работе
Хорова Екатерина за активное участие в общешкольной и классной работе
Жаринов Николай за активное участие в общешкольной и классной работе
Лебедев Данил за активное участие в общешкольной и классной работе
Козылова Анастасия участие в конкурсах рисунков;
Мальцев Дмитримй за активное участие в спортивных соревнованиях;
за артистизм, находчивость;
Овчинникова Дарья за активное участие в спортивных соревнованиях;
за артистизм, находчивость;
Бердников Максим
за активное участие в спортивных соревнованиях;
за артистизм, находчивость;
Баранов Илья за активное участие в спортивных соревнованиях;
за артистизм, находчивость;
Ершова Диана за активное участие в спортивных соревнованиях;
за артистизм, находчивость;
Крутова Анастасия за активное участие в спортивных соревнованиях;
за артистизм, находчивость;
Волкова Алёна
за активное участие в спортивных соревнованиях;
за артистизм, находчивость;
Семячков Сергей за активное участие в спортивных соревнованиях;
за артистизм, находчивость;
Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся и с родительским активом:
Частота и характер контактов с семьями учащихся.
Количество
родительских
собраний Количество
Индивидуальных
встреч с
родителями Количество
Посещений
Обучающихся
на дому Количество совместных бесед, консультаций со специалистами школы Количество совместных встреч с администрацией школы
6 10 2 2 5
Сравнительный анализ занятости школьников в период каникул.Проведенные мероприятия на каникулах
Дата Мероприятие (название) Место проведения Участники (количество) Процент выполнения
осенние Спектакль
«Бременские музыканты» ДК ГАЗ 28 100
зимние Спортивные состязания школа 28 100
весенние Спортивные состязания школа 28 100
Удачи и находки Вовлечение большинство пассивных учащихся во внеклассные мероприятия
Положительный опыт Согласованная работа родительского комитета и классного руководителя
Проблемы Невыполнение домашних заданий
Пути решения Индивидуальные беседы с разъяснением о необходимости выполнения домашних заданий, вовлечение в общие дела и мероприятия, увеличение ответственности за порученные дела
Изменение отношений родителей к школе за учебный год
В настоящее время в нашем обществе наблюдается повышенный интерес к институту “школы”, к развитию педагогической науки, к совершенствованию методов обучения и материально-технической базы. Но по-прежнему одним из главных вопросов остается межличностное взаимодействие всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, родителей и технического персонала. Стремительно развиваясь, наше общество принесло осознание того, что некоторые межличностные взаимоотношения отравляют жизнь подобно тому, как это делают вредные выбросы в атмосферу.
Актуальность этой темы очевидна, так как мнение современного общества, средств массовой информации порой дискредитируют и создают негативное, предвзятое отношение к обучению в школе.
Гипотеза работы состоит в предположении о том, что только совместная практическая заинтересованность и деятельность всех участников образовательного процесса позволит создать позитивное и объективное отношение к школе.
влияние родителей учащихся на воспитательную систему класса (участие в планировании и организации классных дел и мероприятий);
результативность педагогического просвещения родителей и информирования о результатах учебно-воспитательного процесса в классе;
результативность родительских собраний, степень посещаемости;
эффективность индивидуальной работы с родителями;
взаимодействие с «проблемными» семьями; его эффективность (своими словами) и по схеме:
Фамилия,
Имя ребенка Причина беспокойства Удалось ли
вовлечь в работу Какие поручения давались Какие дела для него были наиболее
интересны
Колповский Артём Неадекватное поведение Активно включился во внеурочную деят-сть Дежурство в классе, шефство над малышами, занятия спортом Спортивные состязания и праздничные мероприятия
Выводы:
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей.
В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка.
И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
“Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?”.
Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.