Конспект урока по математике Повторение и закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100


Авторы учебника: «Математика» Моро М.И, Бантова М.И. и другие
Класс: 2.
УМК: «Школа России».
Тема: "Повторение и закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100"
Тип урока: урок построения системы знаний.
Форма урока: урок-путешествие (с использованием ИКТ).
Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки письменного приёма сложения и вычитания.
Предметные результаты:
Уметь складывать и вычитать примеры, записывая их в столбик.
Развивать навыки устного счёта.
Продолжать работу над задачами.
Вычислять периметр многоугольника.
Метапредметные результаты:
Личностных УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивных УУД: Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока.
Познавательные УУД: Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
УУД Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, в группе, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ).
Оборудование:
Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация, выполненная в PowerPoint, рабочая тетрадь, учебник, математические «Ёлочки» для работы у доски, указка.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ручка, цветные карандаши, индивидуальный раздаточный материал.
Последовательность этапов урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Организация познавательной деятельности.
Рефлексия учебной деятельности.
Домашние задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
– Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по математическому лесу. Наше путешествие будет идти под девизом, который написан на слайде. Прочитаем его. (Слайд 1)
Чтоб водить корабли,Чтобы лётчиком стать,Надо прежде всегоМатематику знать.И на свете нет профессии,Вы, смекайте-ка,Где бы нам не пригодиласьМатематика.
– Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? (Чтобы стать хорошим летчиком капитаном, надо хорошо учиться. Преодолевать трудности, стараться самим добывать знания.)
– Откройте тетрадь и зафиксируйте место и время нашей встречи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа в парах.
Закрепление знаний состава числа.
– Посмотрите, какие чудесные математические ёлочки у вас на столах.
– Каждая пара веточек даёт в сумме число на макушке, числа на веточках могут быть однозначные и двузначные. (Работа в паре).
Проверка. (У доски повторяют состав чисел)
– С какой целью выполняли это задание? (повторили состав числа, способы получения чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17).
- Оцените свои знания состава числа. На листе самооценки, напротив названия задания «Состав чисел», раскрасьте круг. Если всё правильно- зелёным цветом, 1 – 2 ошибки – синим, больше 2 ошибок – красным.
2. Устный счёт (Слайд 2)
Дети, отгадайте, кто же живёт в математическом лесу?
- По снежку зимой бежала,
И следы всё заметала.
Рыжий мех, а хвост - краса!
Кто же это? (Лиса).
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
- Лиса и заяц приготовили для вас рассказ о себе.
Заяц собрал в лесу 14 сосулек и 13 шишек. А лиса нашла 25 сосулек и 34 шишки.
- Ребята, если мы услышим вопрос, то какое задание придумали звери для нас? (Задачу)
– Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ).
1 вопрос. Сколько всего сосулек и шишек собрал заяц? (Ответ показать на веере)
2 вопрос. Сколько всего сосулек и шишек нашла лиса?
3 вопрос. Сколько сосулек было найдено в лесу?
4 вопрос. Сколько шишек было найдено в лесу?
5 вопрос. На сколько больше шишек нашла лиса, чем заяц?
6 вопрос. На сколько меньше сосулек нашёл заяц, чем лиса?
– Как вы думаете, зачем мы выполняли это задание? ( Вспомнили части задачи, повторили решение задач разного вида).
- На листе самооценивания оцените свою работу с задачей.
- Сейчас порадуйте лису и зайца, посчитайте по 2, 3,4,5
ВКЛЮЧИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ДОСКУ
- Для чего учили счёт по 2,3,4,5? (Готовимся к изучению таблицы умножения).
III. Организация познавательной деятельности.
- Лиса и заяц приготовили вам следующее задание.
Они хотят узнать, умеете ли вы, ребята, решать примеры, записывая их в столбик. (Владеете ли письменным приёмом сложения и вычитания)?
- Что для этого надо знать? (Алгоритм).
1.Задание на электронной доске.
Задание 1.
- Что надо сделать?
-На какое действие все примеры? (Сложение)
- Назовите компоненты сложения.
- Вспомните алгоритм письменного приёма сложения.
Пишу…
Складываю единицы…
Складываю десятки…
Читаю ответ…
- Выполните задание. (Распределить примеры по группам: правильно решены и неправильно решены)
- Запишите в тетрадь примеры с ошибками, решите их и сделайте проверку. (2 человека работает у доски)
Проверка.
- С какой целью решали примеры? (Исправить допущенные ошибки, повторить письм. приём сложения)
Задание 2.
- Что надо сделать в этом задании? (Вставить пропущенные числа)
- В тетради выполните задание.
Проверка на доске.
ВЫКЛЮЧИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ДОСКУ
2.Самостоятельная работа в тетради.
- Примеры были на сложение.
- Назовите обратное действие. (Вычитание)
- Назовите компоненты вычитания.
- Найдите на парте конверт с примерами на вычитание, запишите и решите, используя письменный приём вычитания.
- Что для этого надо знать? (Алгоритм письменного приёма вычитания)
- Назовите алгоритм.
- Пишу…
Вычитаю единицы…
Вычитаю десятки…
Читаю ответ…
Проверка в паре. (Дети поменялись тетрадями, учитель называет правильный ответ, дети исправляют ошибки)
- У кого 1 ошибка, 2 ошибки, 3 ошибки. (Тренируйтесь в решении примеров на вычитание)
Для чего решали примеры? (Тренировать навык счёта, необходимо для дальнейшего изучения математики)
- Ребята, письменные приёмы сложения и вычитания нам знакомы? (Да)
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
( Повторение письменных приёмов сложения и вычитания.)
- Оцените свои навыки решения примеров на оценочном листе.
- 2 графы: +, - примеры на сложение, на вычитание.
- Посмотрите в тетради все примеры на сложение, если нет ошибок – зел.цв.,
1-2 ош. – син. цв., больше ош. – красн. цв.
- Посмотрите примеры на вычитание (аналогично)
3. Динамическая пауза.
4.Работа с учебником.
ВКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
А)- В математическом лесу живёт сказочный герой. Догадайтесь, кто это? Его жилище изображено в учебнике на полях на стр. 17.
- Кто же это? (Баба – Яга) (Слайд 3)
- Как называется дом Бабы – Яги? (Избушка на курьих ножках)
- Избушка не открывает дверь. Ждёт, когда хозяйка выполнит задание. Поможем? Посмотрите на избушку.
- Что надо сделать? (Собрать числа записанные на избушке так, чтобы в результате получилось число 17).
Работа в четвёрках (в группах). Пишут на листах.
- Возьмите лист на парте, запишите получившиеся выражения.
Лист вывешивается на доску, один от группы читает выражения.
Б) – Следующее задание, с которым Баба – Яга не может справиться - это №4.
Прочитайте задание. Что это? (Задача)
- Назовите условие.
- Назовите вопрос.
- Сделайте схематический чертёж к задаче.(Дети в тетрадях, 1 ученик у доски)
- С чего начнём? (Чертим отрезок)
- На сколько частей разделим отрезок? (На 3)
- Почему 3? (Папа купил 3 рулона)
- Какова длина каждого рулона? (10 м)
- Что надо узнать в задаче? (Сколько всего метров обоев купил папа?)
-Как показать вопрос на чертеже? (Дугой, которая объединяет все части, сверху знак ?)
- Запишите решение и ответ в тетрадь.
Проверка.
- Прочитайте решение.
( 10 + 10 + 10) = 30 (м)
- Какие слагаемые складывали? (10)
- По 10 сколько раз взяли? (3)
- Кто догадался, каким действием мы можем заменить сложение в данном случае? (Умножением)
Запись на доске 10 * 3 = 30 (м)
- Кто из вас знает компоненты умножения? (Компоненты умножения на слайде)
- С этим действием подробно мы будем скоро знакомиться на уроке математики.
- С какой целью решали эту задачу? (Развиваем математические способности, готовимся к изучению темы "Умножение")
- На листе самооценивания оцените своё умение работать с задачей.
(- Кто правильно сам решил - зел. цв.,
- У кого были затруднения - син. цв.,
- Кто не смог сам решить - красный.)
В) - Ребята, Баба - Яга и её кот просят вас помочь им решить Задание №6. Помогите, пожалуйста, им.
- Прочитайте задание.
- Что надо сделать? (Найти периметр каждой фигуры, длину выразить в миллиметрах)
-Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон).
- Составьте план действий. (Слайд 4)
1. Измерить длину каждой стороны фигуры.
2. Записать длину каждой стороны в тетрадь.
3. Перевести см в мм
4.Найти периметр в мм. (Что такое периметр?)
- I ряд выполняет измерения и вычисления для 1 многоугольника.
- II ряд - для 2 многоугольника.
- III ряд - для 3 многоугольника.
Это задание дети выполняют в паре.
Проверка.
- Покажите на веере чему равен периметр 1 многоугольника.
- Как называется этот многоугольник? (Треугольник)
- Что знаете про треугольник?
- Покажите на веере чему равен периметр 2 многоугольника?
- Как называется этот многоугольник? (Четырёхугольник)
- Что знаете про четырёхугольник?
- Покажите на веере чему равен периметр 3 многоугольника.
- Как называется этот многоугольник? (Четырёхугольник)
- Для чего надо уметь находить периметр фигуры? (Знать матем. термины, пригодится в жизни, знать сколько метров купить плинтуса и т.д.)
-Баба - Яга и кот благодарят вас за помощь, а вы оцените свою работу по нахождению периметра на листе самооценивания.
Г) -Ещё один сказочный герой пришёл к вам, он тоже живёт в математическом лесу. Отгадайте, кто это?
Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь. (Слайд 5)
- Волк предлагает вам выбрать по желанию задание, которое лежит в конверте на парте и решить его. А потом он вместе со мной проверит ваше решение в тетради.
- Посмотрите, какие задания предлагаются? (Решить уравнение или поставить скобки в выражениях).
- Выберите и решите задание.
- С какой целью выполняли это задание? (Повторить, закрепить умение решать уравнения, вычислительный навык).
IV. Рефлексия.
- Посмотрите на свой лист оценивания.
- Какие задания выполняли?
- Хорошо поработали по теме урока? Многие задания успели повторить.
- Оцените свою работу на уроке. Раскрасьте шарики на ёлке. Если у вас больше зелёных кругов, то все шарики на ёлке будут зелёными, если больше синих кругов, то шарики будут синего цвета, больше красных кругов, значит шарики будут красными.
- Вложите оценочный лист в тетрадь.
- Вы тетради сдадите, и я посмотрю какие задания вызывали сложности у вас, и над ними мы ещё поработаем на следующих уроках.
V. Домашнее задание.
- А сейчас, запишите Д/З: стр. 17 №1 (Выполнить решение примеров, записав их в столбик), №5 (решить задачу).
- Урок закончен, спасибо всем за работу. (Слайд 8)
Литература:
М.М. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова. Математика для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 1. – М..: Просвещение, 2012.
Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике для 2 класса. – М.: Просвещение, 2012.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: Просвещение, 2012..
Волкова С.И. и др.. Математика. 2 класс. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). – М.: Просвещение, 2012.