Конспект урока на тему: Устное народное творчество. Былина Илья Муромец и Соловей Разбойник.


Конспект урока. Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и
Соловей-разбойник"
Составил: учитель
русского языка
и чтения
Пищулёва С.В.
Тип урока – ознакомление с новым материалом.
Цели урока:
обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;
учить составлять план произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)
познакомить детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;
выявлять художественные особенности былин;
Развивающие:
развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
формировать литературоведческие представления
Воспитательные:
воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности
Планируемые достижения учащихся на уроке:
называть правильно былины и выделять их особенности
сравнивать героев – положительных и отрицательных
Ход урока.
І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.
1. Ребятам предлагается работа со схемой, в центре которой помещено слово “Фольклор”, а от него –стрелочки, подписать под каждой из них жанр фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы. )
Необходимо подвести уч-ся к жанру - былины.
Таким образом, мы подводим детей к теме урока – «былины».
На данном этапе идет обобщение имеющихся знаний.
2. Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос:
Что означает слово “былина”?
ІІ. Изучение нового материала.
Слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
Главные герои былин.
Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.
Сегодня мы познакомимся с одной из них.
3. Слушание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
(слушание записи былины)
4. Анализ текста былины, ответы на вопросы:
- Какие чувства вызвали у тебя герои былины?
- Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?
- Опиши внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.
- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?
Словарная работа на уроке.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото
Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных
Тын - забор
Палаты княжеские – большое богатое помещение
Кафтан – верхняя одежда мужчин
Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить
Дружина - княжеское войско в Древней Руси
- Чтение былины детьми по цепочке после учителя.
- Последующий анализ: (групповая и индивидуальная форма работы)1 группа (слабая)2 группа (средняя)3 группа (сильная)
Найти и прочитать в тексте описание встречи Ильи Муромца и Соловья-разбойника. Найти и прочитать описание поединка. Моделирование плана былины
Проверка: чтение отрывка детьми. Показ составленной модели всему классу.
Индивидуальное задание ученику:
- Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому
5. А теперь посмотрите, как эти герои представлены в к/ф и ответьте на вопрос:
- Удалось ли создателям фильма передать характер и внешний вид героев былины?
Кроссворд.
1) Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово)
2) Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром)
3) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородина)
4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)
9. Литературный диктант
Былина, богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей-разбойник, село Карачарово, речка Смородинка
Итог урока. Интерактивная экскурсия.(Презентация с иллюстрациями к русским народным былинам ).
Задание на дом:
Чтение выразительное и пересказ былины;
нарисовать богатырские доспехи.
Этап урока:"Сказочный аукцион".
-Кому принадлежат эти слова из сказки?
"Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано". (Корова - "Хаврошечка")
"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная". (Морозко)
"Не пей, братец, козленочком станешь". (Аленушка)
"Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел". (Баба Яга)
"Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой". (Иван-дурак)
"Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам". (Лиса).
о находчивости, смекалке ("Иван-царевич и серый волк")
о дружбе, верности ("Кот, петух и лиса")
о жадности, скупости ("Хаврошечка", "Лиса и заяц")
О скромности, простоте ("Сказка о молодильных яблоках и живой воде").
О смелости, мужестве ("Каша из топора").
Об уважении к родителям, старикам ("Маша и медведь").
Вывод:
Русское народное творчество или фольклор –это часть русской культуры, бесценная её часть , которая привлекает к себе внимание не одних только людей, владеющих и говорящих на русском языке, т.к. раскрывает мудрость русского народа, его красоту , силу, а, может быть , и тайны могущества народа.