разработка на тему Илья Муромец и Соловей — разбойник


Предмет: Русская словесность
Класс: 5 "В"
Тема: "Илья Муромец и Соловей - разбойник"
Место урока в разделе: 16
Цель урока: учащиеся сформируют представление о теме и идее былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник".
Ожидаемый результат:
-самостоятельное определение учащимися художественного своеобразия (композиция, стиль, гиперболы, повторы, эпитеты в изображении героев и событий);
- развитие устной речи учащихся, выразительного чтения былины;
- навыки групповой работы.
№ Этапы задания Деятельность учителя Деятельность учащихся Ресурсы Примечания
1 Организационный момент
(10 минут)
Цель: установление психологического климата и организация групповой работы 1.Игра: «Эхо»
2.Делятся на группы
Игра «Собери картинку»
Учитель раздает фрагменты
картинок Играют в соответствии с правилами игры
2.Собирают картинку.
По картинкам делятся
на группы.
Музыкальный
ресурс
Картинки
2 Вызов (5 минут)
Цель: актуализация знаний и определение темы урока. 1.Показ презентации с изображением главных героев Ильи Муромца и Соловья-разбойника. Учитель предлагает учащимся определить тему урока.
2.В процессе обсуждения задания определяется тема урока
1. Смотрят презентацию
2.Определяют тему урока
Презентация
3 Осмысление (30минут)
Цель: используя задания и стратегии усвоить тему урока 1.Задание № 1 Составление таблицы "ЗХУ"
Учитель предлагает учащимся составить таблицу и восстанавить собственные знания по теме урока, записать интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/
2.Задание №2 Стратегия "Джигсо"
Учитель раздает новую текстовую информацию по теме урока, предлагается самостоятельно изучить новую информацию, по кругу рассказать информацию другим группам
3.Задание № 3 выразительно в группах прочитать поэму, затем
- первая группа — найти гиперболы, повторы, эпитеты в начале поэмы
- вторая группа - найти гиперболы, повторы, эпитеты в середине поэмы
- третья группа - найти гиперболы, повторы, эпитеты в середине поэмы
- четвертая группа - найти гиперболы, повторы, эпитеты в конце поэмы
4.Дифференцированные задания учащимся 1.Выполнение задания № 1 Учащиеся заполняют таблицу
2.Выполнение задания № 2
Учащиеся изучают новую текстовую информацию, делятся ею с учащимися других групп, учащиеся могут задавать друг другу вопросы
3.Выполнение задания № 3
Учащиеся выполняют задание. Выразительно читают поэму и находят гиперболы, повторы, эпитеты Листы

Текстовая информация
Текст поэмы 4 Рефлексия (5минут)
Цель: обратная связь.
Стратегия "ЗХУ". Учитель предлагает вернуться к таблице Учащиеся возвращаются к таблице "ЗХУ" и дозаполняют ее. Лист А4Урок русской словесности «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
1. Организационный момент
- приветствие
- игра «ЭХО»
Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо. При желании можно добавлять жесты.
Играющие повторяют слова ведущего не полностью, а только последний слог. Собирайся, детвора! (-ра, -ра) Начинается игра (-ра, -ра) Да ладошек не жалей (-лей, -лей) Бей в ладоши веселей (-лей, -лей) Сколько времени сейчас (-час, -час) Сколько будет через час (-час, -час) И не правда: будет два (-два, -два) Думай, думай, голова (-ва, -ва) Как поет в селе петух (-ух, -ух) Да не филин, а петух (-ух, -ух) Вы уверены, что так? (-так, -так) А на самом деле как? (-как, -как) Сколько будет дважды два? (-два, -два) Ходит кругом голова (-ва, -ва) Это ухо или нос? (-нос, -нос) - показывает на ухо, может, сена воз? (-воз, -воз) Это локоть или глаз? (-глаз, -глаз) - показывает на локоть А вот это что у нас? (-нас, -нас) - показывает на нос Вы хорошие всегда? (-да, -да) Или только иногда? (-да, -да) Не устали отвечать? (-чать, -чать) - обычно путаются . Разрешаю помолчать.
- деление команд «Собери картинку»
2. Вызов
показать изображения из былины, учащиеся самостоятельно определяют тему урока.
Учитель: Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи – в действии. Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).3. Осмысление
Задание № 1
Составление таблицы "ЗХУ"
Учащиеся составляют таблицу и восстанавливают собственные знания по теме урока, записать интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/.
Выступление учащегося с опережающим заданием по теме урока.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» принадлежит к киевскому циклу былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).
Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря – Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо – олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей – обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.
Задание № 2
Стратегия "Джигсо"
Раздается дополнительная текстовая информация по теме урока, предлагается самостоятельно изучить ее, по кругу рассказать другим группам.
В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А Илья, "дородный добрый молодец", стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.
Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:
Заколодила дорожка, замуравела,
Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя…
Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев сын.
Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он "свищет по-соловьему", "кричит позвериному". От этого "травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат".
Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает "дорогу прямоезжую". Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, "упирается, на корзни спотыкается". Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук "разрывчатый", натягивает "тетивочку шелковую", накладывает "стрелочку каленую" и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к "стремечку булатному" и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает.
К Илье с вопросами обращается сам князь:
"Ты скажи-ко, ты откулешний,
Дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?"
Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Владимира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:
"Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца
Да его хочу-то я послушати".
Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть "в полсвиста соловьиного" и "в полкрика звериного". Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. "Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат". А Владимир-князь "куньей шубонькой укрывается". Только Илья устоял на ногах. Со словами: "тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!" он рубит Соловью голову.
Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.
Задание № 3
выразительно в группах прочитать поэму, затем
- первая группа — найти гиперболы, повторы, эпитеты в начале поэмы
- вторая группа - найти гиперболы, повторы, эпитеты в середине поэмы
- третья группа - найти гиперболы, повторы, эпитеты в середине поэмы
- четвертая группа - найти гиперболы, повторы, эпитеты в конце поэмы
Задание № 4 .
Дифференцированные задания
Слабые учащиеся
Перечитай первый абзац. Найди слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца. (Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает)Средние учащиеся
Найдите абзац, в котором говорится о силе Соловья – разбойника. (Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал). Какие чувства у вас вызвал Соловей-разбойник?
Сильные учащиеся
Найди в тексте и прочитай абзац и подчеркни слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца. (Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил – до сих пор по ней люди добрые ездят.) Какие чувства вызвали у вас герой былины? Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?
Итог урока — подводят учащиеся
Рефлексия
Знаю Узнал Хочу узнать
Былина «Илья Муромец и Соловей -разбойник»



КГУ «Средняя школа имени М.Горького»
РАЗРАБОТКА УРОКА
по русской словесности в 5 классе
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Кабышева Ж.О
2014-2015 учебный год