Методические указания для практических работ по дисциплине «Основы социологии и политологии»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБУ СПО ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
Методические указания
для практических работ
по дисциплине «Основы социологии и политологии»
Для студентов специальностей
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
260807 Технология продукции общественного питания
Воронеж 2012
УДК
Составитель: преподаватель Жеребятьева Е.Н.
Компьютерный набор и верстка выполнены Жеребятьевой Е.Н.
Воронеж, ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2012, с.27
Методическое пособие для выполнения практических работ, Воронеж, «ВГКПТЭиС», 2012 – с.27
Пособие предназначено для выполнения практических работ по дисциплине «Основы социологии и политологии» по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 260807 Технология продукции общественного питания.
Рецензент:

Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc351371516 \h 4Практическая работа № 1 PAGEREF _Toc351371517 \h 5Практическая работа № 2 PAGEREF _Toc351371518 \h 11Практическая работа №3 PAGEREF _Toc351371519 \h 14Практическая работа №4 PAGEREF _Toc351371520 \h 20Практическая работа №5 PAGEREF _Toc351371521 \h 24

ВведениеОсновная цель практикума по основам социологии и политологии – формирование у студентов глубоких и прочных знаний по дисциплине, развитие мышления, познавательной самостоятельности, практических умений и навыков.
Данные задания способствуют формированию у студентов представлений об использовании социологических и политических знаний в профессиональной деятельности и межличностных отношениях, знаний специфики социологического подхода в изучении общества и его сфер, специфики политических систем общества в России и в мире целом, сущность политической власти, политической культуры и международных отношений; уметь методологически грамотно анализировать различные социальные факты, разбираться в современной политической ситуации в России и в мире, формировать собственную политическую культуру, применять знания в повседневной жизни и своей профессиональной деятельности, делать выводы и составлять краткий отчет о проделанной работе.
Помимо описаний практических работ в пособии приводится примерный план отчета о проделанной работе.
Перед выполнением практических работ необходимо изучить теоретический материал по соответствующей теме, для этого можно использовать любой учебник основ социологии и политологии (см. перечень прилагаемой литературы для каждой практической работы).
Практическая работа № 1СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА
Цель работы: анализ понятия семьи как главнейшего института общества его основных функций, доказать что семья это незыблемый институт общества, научиться строить и развивать отношения в семье,
Оборудование: учебник Тарасов Ю.Н. Социология и политология, практикум Тарасов Ю.Н. статистические таблицы.
Теоретические сведения:
Семья - один из важнейших институтов общества, возникших еще в недрах первобытного общества и являющийся своеобразной микромоделью общественной системы. Одновременно семья выступает малой группой, как показывает жизнь и социологические исследования - самая сплочённа и стабильная ячейка общества: человек по жизни входит в состав самых разнообразных групп, но лишь семья является для большинства людей той группой, которую он никогда не покидает. Семья является объектом изучения многих наук и такое направление в науке, как социология семьи (окончательно сформировавшееся в качестве самостоятельной отрасли социологии в 60-е годы), исследует, прежде всего, совокупность условий социальной среды, элементы общественного сознания, поведения, приводящих к образованию и функционированию семьи: распределение ролей; анализ образцов социального поведения в семье; предпосылки, условия, предшествующие образованию семьи; взаимоотношения с родителями будущих супругов; сексуальное добрачное поведение, нормы и ухаживания за будущим брачным партнером; соответствие или несоответствие семьи тем или другим современным общественным потребностям и др. По своей структуре и формам институт семьи сложен и многообразен, поскольку основанием семьи может являться брак, кровное родство, усыновление, общность быта, взаимная ответственность за воспитание детей, отношения защиты и взаимопомощи. Указанные отношения закрепляются и регулируются брачно-семейным законодательством, морально-нравственными нормами, обычаями: одни нормы, права и обязанности носят юридический характер и регламентируются кодексом о браке и семье (существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей, в частности материальные обязательства супругов по отношению к детям и к друг другу, владение имуществом и др.). Другие нормы осуществляются благодаря обычаям, традициям. Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Формы семьи также варьируются от общества обществу, от эпохи к эпохе.
IV. Задание:
1. В чём специфика семьи как социального института?
1 - является второстепенным социальным институтом; 2 - важнейшим институтом общества; 3 - семья - своеобразная микромодель общества.
2. Что является основанием семьи?
1 - брак; 2 - кровное родство; 3 - общность быта; 4 - усыновление; 5 - взаимная ответственность за воспитание детей? 6 - отношения защиты и взаимопомощи; 7 - просто совместное проживание под одной крышей.
3. Семейные отношения регулируются только юридическими нормами?
1 – да; 2 - нет, есть ещё обычаи и традиции.
4. Какие типы семей существуют?
1 - нуклеарные (простые); 2 - расширенные (сложные); 3 - моногамные; 4 - экзогамные (запрещающие брак с родственниками); 5 - эндогамные (разрешающие брак с людьми одной и той же группы);6 - однообразные.
5. Какому типу семьи присуща следующая ценность: интерес к проблемам бизнеса?
1 – общественный; 2 - индивидуалистический.
6. Какому типу семьи присуща следующая ценность: жизнь на заработную плату?
1 - общественный; 2 - индивидуалистический.
7. Какие семьи превалировали в России вплоть до 90-х годов?
1 - с общественной ориентацией; 2 - с индивидуалистической ориентацией.
8. Из какого типа семей чаще всего формируются неблагополучные семьи?
1 - общественной ориентацией;2 - индивидуалистической ориентацией.
9. Могут ли ценности неблагополучных семей через неформальные группы подростков транслироваться в другие семьи?
1 - да; 2 - нет.
10. Является ли семья единственным источником социализации личности?
1 – да; 2 - нет.
11. Отнесен ли американскими социальными психологами фактор сверхсуровой отцовской дисциплины к основным пяти обстоятельствам, определяющим семейную жизнь как неблагоприятную?
1 - да; 2 - нет.
12.Отнесен ли американскими социальными психологами фактор недостаточной материнской привязанности к основным пяти обстоятельствам, определяющим семейную жизнь как неблагоприятную?
1 – да; 2 - нет.
13. Какие функции выполняет семья?
1 - репродуктивную; 2 - сексуальную; 3 - воспитательную; 4 - экономическую; 5 - досуговую; 6 - социально-статусную; 7 - развлекательную.
14. Какова роль эмоциональных контактов в семье?
1 - огромная: дети, недополучившие материнской и отцовской ласки, нежности, понимания, имеют более низкий уровень интеллектуального развития; 2 - на фоне социально-экономического фактора незначительная.
15.Какие типичные ошибки в воспитании детей встречаются в процессе семейной жизни?
1 - слепая родительская любовь с абсолютной верой в правильность поступков своих детей; 2 - окрики, брань, побои в воспитании.
16. Какие три диспозиции внутреннего мира ребёнка выделяют социальные психологи?
1 - я сам;: 2 - давайте больше;3 - кто-то другой, но не я; 4 - догоняйте меня.
17. Какие ценности, по мнению социальных психологов, нужно в первую очередь использовать в воспитании детей?
1 - любовь;2 - свобода; 3 - жёсткость.
18. Уверено ли большинство студенческой молодёжи (по данным опросов), что существует большая любовь?
1 - да; 2 - нет.
19. Имеет ли чёткие временные рамки добрачный период?
1 - нет, но его нельзя ни затягивать, ни сокращать; 2 - имеет.
20. Какой вид знакомств (по данным исследований) является наиболее продуктивным?
1 - по месту учёбы; 2 - по месту работы; 3 - совместный отдых; 4 - в общественном транспорте.
21. Что, прежде всего, влияет на такой важный показатель, как!
конфликтность в семье?
1 - уровень материального благосостояния; 2 - культуры отношений между членами семьи; 3 - любовь;
22. В чём сущность общего социологического закона, касающегося различий между поколениями?
1 - различия несущественны; 2 - различия тем глубже, чем динамичнее и масштабнее перемены в обществе; 3 - различия всегда одни и те же.
23. Может ли существовать взаимопонимание между поколениями?
1 - нет; 2 - может и существует.
24. Какие ценности являются общими для «отцов» и «детей»?
1 - свобода; 2 - добро; 3 - достойное продолжение своего рода.
25. В каких семьях меньше разводов и больше детей?
1 - протестантов;2 - католиков;3 - бедуинов.
26. Какие три вида репродуктивной ориентации выделяют специалисты?
1 - идеальная; 2 - желаемая; 3 - ожидаемая; 4 - проворная.
27. Должно ли государство вмешиваться в процесс регулирования условий влияющих на жизнь семьи?
1 - да; 2 - нет.
28. Перечислите меры предпринимаемые государством по отношению к семье.
1 - предоставление семейных пособий на детей; 2 - медицинское обслуживание будущих матерей в период беременности и рождения ребёнка; 3 - оплата декретных отпусков; 4 - предоставление родительского отпуска; 5 - наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста;6 - предоставление льгот неполным семьям.
29. Происходят и произойдут ли изменения, и даже утрата отдельных функций семьи, по мнению Н.Смелзера и Э. Гидденса?
1 - функция воспроизведения людей будет осуществляться незамужними женщинами; 2 - функцию социализации всё больше и больше будут осуществлять внешние по отношению к семье организации; 3 - функции семьи будут оставаться без изменения.
30. Какие конкретно показатели характеризуют кризисные явления в семье?
1 - рост числа разводов и неполных семей; 2 - появление новых (нетрадиционных) форм сожительства: в частности однополые браки;3 - уменьшение числа браков;4- падение уровня рождаемости;5- уменьшение общего количества мужчин и женщин.
31. Находят ли выражение в средствах массой информации кризисные явления в семье?
1 - да; 2 - нет.
32. Каков в целом прогноз специалистов по поводу будущности семьи?
1 - семья отомрёт как изживший себя институт общества; 2 - семья как социальный институт незыблема, несмотря на имеющие здесь место кризисные явления.
33. Какие функции семьи особенно прочны, по мнению экспертов?
1 - репродуктивная;2 - воспитательная;3 - сексуальная.
34. Какие часто встречающиеся темы в текстах песен, передаваемых по радио, подтверждают идею незыблемости семьи?
1 - важная роль матери; 2 - жены; 3 - отца; 4- сына; 5 - детей; 6 - мужа;7 - невесты.
35. Какие проблемы в развитии семьи требуют сегодня научного (в частности социологического) анализа с целью выработки рекомендаций по их решению?
1 - рост числа разводов и неполных семей;2 - падение уровня рождаемости в развитых странах; 3 - нерегулирование деторождения в развивающихся странах; 4 - более эффективное использование воспитательных функций; 5 - совмещение профессиональных и семейных ролей; 6 - распределение лидерства и обязанностей.
V. Содержание отчета:
а. название работы;
б. цель работы;
в. ответы на тесты;
г. ответы на контрольные вопросы;
д. вывод по цели.
VI. Контрольные вопросы:
Семейное, или генеалогическое, древо отображает всю совокупность родственников одного человека, восходящую по крайней мере к двум парам его дедушек и бабушек и включающую всех родственников по нисходящей линии двух пар, а также их супругов. Постройте нисходящую, восходящую и боковую линии своего генеалогического дерева. Дайте определение этим линиям.
Согласны ли вы со следующими суждениями? Свой ответ аргументируйте.
1.Ранний брак — это узаконенный секс.
2.Ранний брак — это всегда неудачный брак.
Мотивы вступления в брак

Выпишите по три главных мотива отдельно для мужчин и женщин. Охарактеризуйте их, к какой группе мотивов относятся эмоциональные, прагматические, рациональные, романтические.
Составьте свой перечень причин разводов, обоснуйте свой ответ.
VII. Вывод.
Литература:
Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак и современная демографическая ситуация//Социс. – 2003. - №7
Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998. – 278с.
Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 340-426.
Турецкая деловая активность женщин и семья//Социс. – 2001. - №2. – С. 67-73
Практическая работа № 2ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Цель работы: анализ понятий экономика, политика, проблем взаимодействия экономики и политики, их взаимного влияния друг на друга; доказать, что разное материально-экономическое положение людей порождает неодинаковое политическое сознание.
Оборудование: учебник Тарасов Ю.Н. Социология и политология, практикум Тарасов Ю.Н., таблицы и схемы статистическими данными, материалы СМИ.
Теоретические сведения:
Проблемы взаимодействия экономики и политики это, прежде вопросы их взаимовлияния друг на друга. Рассмотрим, прежде всего, аспект этой проблемы, как влияние экономики на политику. Почти все эксперты и практики, занимавшиеся и занимающиеся этим вопросом, сходятся на мысли, что такое влияние имеет место и оно значительно.
К. Маркс и Ф. Энгельс в своё время настаивали на подавляюще влиянии экономики на политику (именно под их влиянием родилась впоследствии формула «политика есть концентрированное выражение экономики»), и хотя в своём известном письме к И. Блоху они провозгласили возможность влияния на политические явления юридических, религиозных, философских и других факторов, теоретического развития эти идеи в их творчестве не получили.Экономика действительно влияет на содержание политических процессов: объём валового национального продукта на душу населения, стратегически важные природные ресурсы, золотой запас, степень устойчивости национальной валюты, степень внедрения в экономику страны достижений научно-технического прогресса, степень развитости механизмов саморегуляции экономических процессов в форме развитости рыночных экономических отношений и др. так или иначе, влияют на характер и интенсивность политических процессов. Кроме того, большинство вышеназванных показателей развития экономики являются одновременно условиями и направлениями включения России в мировое хозяйство.
В настоящее время в результате экономических реформ в России стало ясно, что без целенаправленной помощи со стороны государства невозможен перевод российской экономики на рыночные рельсы. Кроме того, такие негативные явления, как значительная разница в материальном благосостоянии населения, непродуманное разгосударствление собственности в некоторых хозяйственных отраслях, коррупция и существование теневой экономики, действия в угоду частному интересу в ущерб общественному, необходимость демонополизации и демилитаризации российской экономики, требуют повышения роли политических методов регулирования экономическими процессами.
IV. Задание.
1. Кто разрабатывал идею о подавляющем влиянии экономики на политику?
1. К.Маркс и Ф. Энгельс; 2. Аристотель; 3. Р.Декарт; 4. Ш.Монтескье.
2. Какие конкретно экономические показатели и процессы непосредственно влияют на политику?
1 объем валового национального продукта; 2 стратегически важные природные ресурсы; 3 золотой запас; 4 степень устойчивости национальной валюты; 5 степень внедрения в экономику страны достижений науки и техники; 6 степень развитости механизмов саморегуляции экономических процессов в форме рыночной экономики.
3. Что происходит в стране, когда имеет место слабая развитость «экономических показателей развития?
1 усиление централизации политической власти; 2 ослабление централизации политической власти.
4. Можно ли утверждать, что разное материально-экономическое положение людей порождает неодинаковое политическое сознание, политическую волю?
1 да; 2 нет.
5. Что входит в понятие «экономические ресурсы власти»?
1 активная инвестиционная, налоговая, таможенная политика; 2 внешнеэкономическая деятельность; 3 технико-технологическое состояние экономики страны; 4 соотношение высоких и традиционных технологий; 5 развитость передовых форм организации труда.
6. В какое время особенно заметно влияние экономики на политику?
1 на этапе эволюционного развития общества; 2 в эпоху реформ и революций, когда изменение отношений собственности очень быстро отражается на внутренней и внешней политике.
7. Политика в истории цивилизация сформировалась позже или раньше экономики?
1 позже; 2 раньше.
8. Политика ближе или дальше всех других духовных явлений находится по отношению к экономике?
1 ближе; 2 дальше.
9. Как, прежде всего государство осуществляет регулирование экономических процессов?
1 посредством налоговой и кредитной политики; 2 через контроль за исполнением различных законов в сфере экономических отношений.
10.Какие конкретно социально-экономические мероприятия, проводимые государством, предотвращают социальные кризисы?
1 сокращение социальной дистанции между богатством и нищетой с помощью принятия соответствующих правовых законов; 2 перераспределение богатства с помощью прогрессивного налогообложения; 3 организация доступности основных материальных благ для всех слоев населения; 4 создание особых экономических зон с льготной системой налогообложения.
11. Является ли нормальным положение, когда результатами добычи и продажи каких-либо важных полезных ископаемых пользуется узкая группа лиц, входящих в административную элиту предприятия, осуществляющего добычу данных полезных ископаемых?
1 да; 2 нет.
12. Возможен ли феномен тормозящего влияния политики на экономику?
1 возможен; 2 невозможен.
13.Какие конкретно действия со стороны государства указывают на явное превышение чувства меры в вопросе управления экономикой?
1 обобществление всех средств производства в руках государства; 2 тотальное планирование всех производственных показателей; 3 подмена политическими решениями экономических решений.
14. Что происходит с экономикой в случае, когда государство полностью устраняется в решении экономических задач?
1 господствуют слепые, рыночные законы; 2 темпы экономического роста замедляются.
15. Решен ли наукой и практикой окончательно вопрос о степени участия государства в развитии экономики?
1 да; 2 нет.
16. Какие мнения по поводу степени участия государства в развитии экономики существуют?
1 роль государства должна быть минимальной, ибо рынок является совершенным экономическим механизмом; 2 государство должно вытеснять рыночные механизмы в процессе управления экономикой
V. Содержание отчета:
а. название работы;
б. цель работы;
в. ответы на тесты;
г. ответы на контрольные вопросы;
д. вывод по цели.
VI. Контрольные вопросы:
Нормально ли, когда результаты добычи и продажи полезных ископаемых пользуются только лица осуществляющие добычу данных ископаемых? Как у нас в России складывается ситуация по этому вопросу.(ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ОТВЕТ).
Как должны распределяться средства, полученные от добычи и продажи полезных ископаемых? Куда или в какие сферы по вашему государство должно вкладывать их?
VII. Вывод.
Литература:
Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачеиов под ред. А.А.Радугин. – М., 2001. – С.227-234.
Политология курс лекций под ред А.А. Радугин. – М., 2003. – с. 301-316.
Практическая работа №3ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
I. Цель работы: анализ основных понятий: политическая власть, политический режим и их признаков, концепций; научиться отличать формы правления и определять основные функции органов политической власти
II. Оборудование: учебник Тарасов Ю.Н. Социология и политология, практикум Тарасов Ю.Н., Конституция Российской Федерации.
III. Теоретические сведения:
Понятие «политическая власть» является фундаментальной категорией в политологии. Практика жизни и исторический опыт показывают, что там, где люди вступают в согласованные действия друг другом, всегда появляются отношения господства и подчинения и это естественно. В связи с этим термин «власть» употребляется применительно не только к политическим явлениям, говорят о «власти света», «власти тьмы», «власти родителей», «власти эмоций», «власти разума» и т.д.
В общем виде власть - это «право и возможность одних повелевать распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства».
Политологию интересует политическая власть как ядро политической системы общества. При этом субъектами власти в политике являются: государство и его институты, политические партии и политические лидеры. Специфика политической власти очень хорошо просматривается в её признаках.
Черты (признаки) политической власти составляют один из элементов её структуры, другими элементами структуры власти являются источники, функции, формы, ресурсы власти.
Ресурсы власти - это набор средств, с помощью которых власть обеспечивает своё влияние. К ним в частности относятся: насилие (оружие, аппарат физического принуждения), убеждение, поощрение, традиции, конституция, законы, страх, мифы, материальные ценности (деньги, полезные ископаемые и др.), информация.Проблема власти всегда была предметом размышлений философов, социологов, политологов, и в истории общественной мысли на этот счёт накоплено определённое количество учений, концепций власти.
IV. Задание:
1. Всегда ли возникают отношения господства и подчинения, там, где люди вступают в согласованные действия друг с другом?
1. да; 2. нет.
2. Перечислите основные составляющие понятия «власть»?
1. право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; 2. способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим; 3. способность оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность других людей, используя при этом авторитет, право, насилие и др.
3. Кто является субъектом власти в политике?
1. государство и его институты; 2. политические партии; 3. политические лидеры.
4. Перечислите черты (признаки) политической власти?
1. верховенство; 2. легальность; 3. моноцентричность; 4. наличие особого аппарата управления; 5. легитимность; 6. центричность.
5. На чём основывается сила влияния власти?
1. авторитет; 2. закон; 3. традиции; 4. престиж; 5. знание; 6. тайна.
6. Что можно отнести к ресурсам власти?
1. физическое принуждение; 2 . убеждение; 3. мифы; 4. материальные ценности.
7. Что было основой власти в примитивных обществах?
1. мифы;2. авторитет вождя; 3 традиции.
8. Относится ли контроль за ходом социальных явлений к функциям власти?
1. Да; 2. нет.
9. Какие формы власти существуют?
1. демократические; 2. авторитарные; 3. тоталитарные; 4. республиканские.
10. Какие типы мотивации распространены в политике?
1. убеждённость в необходимости выполнения распоряжений; 2. влияние авторитета властвующего; 3. заинтересованность в достижении каких-то целей.
11. Какие концепции власти существуют?
1. релятивистские; 2. бихевиористские; 3. структурно-функциональный подход; 4. позитивистско-социолотйческие теории.
12.В какого рода концепциях власти делается акцент на особенностях людей, вступающих в отношения господства и подчинения?
1. релятивистских; 2. бихевиористских; 3. структурно-функциональном подходе; 4. позитивистско-социологических теориях.
13. В какого рода концепциях политическая власть рассматривается как свойство социальной системы?
1. релятивистских; 2. бихевиористских; 3. структурно-функциональном подходе; 4. позитивистко-социологических теориях.
14. Является ли характер политической власти (прежде всего формы власти) постоянной или переменной величиной?
1. постоянной; 2. переменной.
15. Для какого типа политического режима характерна жёсткая регламентация со стороны государства жизнедеятельности всех сфер жизни общества?
1. тоталитарного; 2. авторитарного; 3. демократического.
16. Обязательно ли навязывание официальной идеологии при авторитарном политическом режиме?
1. обязательно; 2. необязательно.
17. Для какого типа политического режима характерно признание народа в качестве источника власти?
1. тоталитарного;2. авторитарного; 3. демократического.
18. Присуще ли демократическому режиму наличие выборных государственных органов в центре и на местах?
1. да; 2. нет.
19. Присуще ли демократическому режиму равенство всех граждан перед законом?
1. да; 2. нет.
20. Присуще ли демократическому режиму осуществление на практике принципов законности и конституционности?
1. да; 2. нет.
21.С точки зрения механизма осуществления власти демократия сложнее или проще авторитарной и тоталитарной форм управления?
1. проще; 2. сложнее.
22. Что имел в виду У. Черчилль, когда заявил, что «демократия - самая плохая форма правления »?
1. что демократия по сути своей хуже авторитарной и тоталитарной форм правления; 2. демократия по механизму правления сложнее авторитарной и тоталитарной форм политической власти.
23. Что такое демократия исходя из значения этого слова?
1. власть народа; 2. власть правителя.
24. В каком случае демократия не является эффективной формой правления?
1. в случае невысокой политической культуры народа; 2. при отсутствии необходимых экономических и социальных предпосылок.
25. Возможна ли такая ситуация, когда автократия или тоталитарный режим
будут лучше плохой демократии?
1. да; 2. нет.
26. Имеет ли место в современных условиях становление демократии в России?
1. да; 2. нет.
27. Какие конкретно явления общественной жизни в России указывают на становление демократии?
1. формирование механизма рыночной экономики; 2. создание парламента; 3. создание многопартийной системы; 4. разделение судебной, законодательной, исполнительной властей.
28. Какие трудности возникают на пути становления демократии в России?
1. резкое имущественное расслоение российского общества; 2. криминализация экономики и политической жизни.
29. В какой теории демократии делается акцент на ответственном и компетентном управлении?
1. либеральной; 2. прямой демократии; 3. плюралистической; 4. элитарной.
30. В чём суть такой формы правления, как президентская республика?
1. президент избирается народом; 2. президент избирается парламентом.
31. Может ли президент распустить парламент?
1. не может; 2. в одних странах может, в других нет.
32. Оказывает ли влияние на президента парламент в президентской республике?
1. да; 2 нет.
33. В каком случае президент сталкивается с оппозицией в лице парламента?
1. в случае допущения ошибок во внутреннем и внешнем руководстве страной; 2. когда большинство в парламенте принадлежит не той партии, к которой принадлежит президент.
34. При какой форме правления президента и правительство выбирает парламент?
1. президентская республика; 2. парламентская республика.
35. Могут ли депутаты в случае парламентской республики становиться членами правительства?
1. да; 2 нет.
36. Может ли президент в случае парламентской республики отменять решения правительства и парламента?
1. да; 2. нет.
37. Какие бывают формы парламента?
1. однопалатные; 2. двухпалатные; 3. трехпалатные.
38. Сколько уровней насчитывает российский парламент?
1. один; 2. два.
39. Перечислите некоторые главные функции Государственной думы?
1. принятие федеральных законов; 2. участие в формировании и контроль за деятельностью правительства; 3. ратификация международных договоров и др.
40. Может ли президент распустить Государственную думу?
1. да; 2 нет.
41. В чём суть смешанной (полупрезидентской) разновидности республиканской формы правления?
1. в сочетании сильной президентской власти с эффективным контролем за правительством со стороны парламента; 2. данная форма политической власти достоинств не имеет.
42. Кто осуществляет общее руководство правительством в случае президентской формы правления?
1. президент; 2. премьер-министр.
43. Назовите несколько стран, в которых распространена полупрезидентская форма правления?
1. Финляндия; 2. Польша; 3. Румыния; 4. Ирландия.
V. Содержание отчета:
а. название работы;
б. цель работы;
в. ответы на тесты;
г. ответы на контрольные вопросы;
д. вывод по цели.
VI. Контрольные вопросы:
1.Происходит ли сегодня у нас в России становление демократии? (докажите свой ответ)
2. Почему режим Гитлера в Германии и Режим Сталина в СССР считают тоталитарным.
3. Докажите, что демократия является самой сложной формой правления?
VII. Вывод.
Литература:
Востриков С.В. Россия в мире грядущего// Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №4. – С.3-41.
Коломийцев В.Ф. Демократический режим// Социально-гуманитарные знания.- 2000. – ь№5. – С.88-99.
Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачеиов под ред. А.А.Радугин. – М., 2001. – С.90-98.
Политология курс лекций под ред А.А. Радугин. – М., 2003. – с. 158-174.
Практическая работа №4Тема: «Политическая культура и политическое сознание».
I.Цель: анализ понятий политическая культура, политическое сознание, основных функций политической культуры, ее типов, научиться определять уровни политического сознания.
II.Оборудование: учебник Тарасов Ю.Н. Социология и политология, практикум Тарасов Ю.Н., схема основные типы политической культуры.
III. Теоретические знания:
Наиболее известным является понимание политической культуры, данное Г. Алмондом, который рассматривает данное явление как ориентацию субъектов (индивидов) в области политики. Данная ориентация проявляется в:
- познавательных (знание строения политической системы, её основных институтов, механизмов организации власти),
- эмоциональных (выражение чувств людей к власти),
-оценочных (суждения, опирающиеся на те или иные политические и социальные ценности, касающиеся политических явлений) отношениях к политическим явлениям.
В итоге понятие и феномен политической культуры позволяет лучше понять мотивацию политического поведения индивидов, групп, организаций. И это становится особенно очевидным, если рассмотреть функции политической культуры:
а) идентификационная: проявляющаяся в постоянной потребности индивидов в понимании своей принадлежности к той или иной политической группе;
б) ориентационная: стремление людей понять смысл политических явлений и свои возможности в системе данных явлений;
в) адаптационная: потребность людей приспосабливаться к изменяющейся политической среде;
г) интеграционная: способность сплачивать людей в рамках определённой политической системы;
д) коммуникационная: обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти.
Итак, политическая, культура -. это. Исторически сложившаяся система политических ценностей, знаний, убеждений, основанные на них модели поведения и политические отношения.
Разновидностью политической культуры являются политические символы, стереотипы, мифы. Политический символ - это условный образ, выражающий политические идеалы, помогающий пропагандировать и утверждать данные идеалы, сплачивать людей на их основе. Именно эти функции выполняют государственные гербы, эмблемы политических партий, лозунги, ордена и др.
Политические стереотипы:упрощённые,ценностно-ориентированные представления о политических явлениях. Политические стереотипы могут быть выражены как в виде результатов теоретических обобщений, так и в форме обыденных представлений. И соответственно их источником может быть как достоверная информация, так и слухи,
непроверенные факты, фальсификационные данные и др.
IV. Задание:
1. Назовите основные составляющие понятия «политическая культура».
1. совокупность ценностей, образцов поведения; 2. особая модель ориентации в политических отношениях; 3. система сложившихся политических отношений.
2. Какие ориентации субъектов политики выделяет Г. Алмонд?
1. познавательная;2. эмоциональная; 3. оценочная.
3. Назовите функции политической культуры.
1. идентификационная; 2. ориентационная; 3. адаптационная; 4. интеграционная; 5. коммуникационная.
4.В какой функции политической культуры выражена потребность индивида в понимании своей принадлежности к той или иной политической группе?
1. идентификационной; 2. ориентационной; 3. адаптационной; 4. интеграционной; 5. коммуникационной.
5. Что такое политический символ?
1. условный образ, выражающий политические идеалы; 2. условный образ, помогающий пропагандировать и утверждать какие-то политические идеалы;3. условный политический образ, помогающий сплачивать людей.
6. Назовите примеры политических символов?
1. герб; 2. эмблемы политических партий; 3. лозунги; 4. ордена.
7. Что такое политический стереотип?
1. упрощённые, ценностно-ориентированные представления о политических явлениях; 2. сложные представления о политике.
8. Что такое политические мифы?
1. образ политических явлений, опирающийся на эмоциональное, иррациональное восприятие социальной действительности в форме веры людей в светлое, прекрасное будущее; 2. сказки.
9. В каких случаях возникают политические мифы?
1. когда появляется необходимость компенсировать недостаток научных знаний о политических явлениях; 2. в период социальных катаклизмов.
10. Какие основные четыре темы политических мифов выделяют специалисты?
1. о заговоре; 2. золотом веке; 3. герое спасителе; 4. единстве; 5. вере.
11. Какие типы политических культур выделяют Г. Алмонд и С. Верба?
1. патриархальная; 2 подданническая; 3. активистская.
12. Какие еще типы политических культур выделяют специалисты?
1. восточная; 2. западная.
13. Назовите примеры политических субкультур.
1. политическая культура молодёжи; 2. женщин; 3. интеллигенции; 4. жителей села и т.д.
14. Какие особенности политического поведения присущи молодёжи?
1. обладает крайней подвижностью и непредсказуемостью; 2. поддается внушению, становится жертвой политических спекуляций и манипулирования.
15. Выделите особенности российской политической культуры?
1. преобладание коллективистских форм ее организации; 2. низкий уровень развития элементов самоорганизации и самоуправления; 3. индивидуализм.
16. Появились ли в последнее время в России ценности, способные объединить общество?
1. да; 2. нет.
17. Что такое политическое сознание?
1. совокупность взглядов, понятий, интересов, чувств, отражающих отношение субъекта к политическим явлениям; 2. внутренний мир человека.
18. Какие два уровня присутствуют в политическом сознании?
1. духовный; 2. поведенческий; 3. рациональный.
19. Для какого типа политического сознания характерно наличие житейских, поверхностных, эмоциональных представлений о политике?
1. идеологии; 2. обыденного политического сознания.
20. Что имеется в виду под понятием «линия политического поведения»?
1. последовательное, согласуемое, предсказуемое поведение; 2. любое поведение в политике.
21. Какие типы поведения в политике выделяют специалисты?
1. нормативное; 2. ситуационное; 3. девиантное; 4. инновационное.
22. Что такое политический менталитет?
1. сознательно и бессознательно выработанные, устойчивые коллективные политические чувства, воззрения, верования, привычки, традиции, на протяжении длительного времени; 2. внутренний мир человека, присущий только ему.
V. Содержание отчета:
а. название работы;
б. цель работы;
в. ответы на тесты;
г. ответы на контрольные вопросы;
д. вывод по цели.
VI. Контрольные вопросы:
Докажите, что современная молодежь сегодня поддается внушению, становится жертвой политических спекуляций и манипулирования (на примере из современной политической жизни).
Определите основные особенности современной российской политической культуры. Почему в России на протяжении всей ее истории преобладали коллективистские формы организации политической культуры?
VII. Вывод.
Литература:
Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов под ред. А.А.Радугин. – М., 2001. – С.155-175.
Политология курс лекций под ред А.А. Радугин. – М., 2003. – с.269-279.
Политология курс лекций под ред А.А. Радугин. – М., 2003. – с. 91-118.
Политическая культура: теории и национальные модели – М., 1994
Рукавишников О.В. Политическая культура постсоветской России// Социально-политический журнал. – 14998. - №1. – С.43-53.
Цыганков А.П.Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М., 1995. – 294с.

Практическая работа №5ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
I..Цель работы: анализ понятий: внешняя политика и международные отношения, их основной сущности; анализ основных проблемы мировой внешней политики и внешней политики России; раскрыть сущность взаимоотношений России со странами участниками НАТО; доказать, что сегодня возросла роль локальных источников напряжённости в мире; объяснить роль России в современной международной жизни.
II.Оборудование: учебник Тарасов Ю.Н. Социология и политология, практикум Тарасов Ю.Н., политическая карта мира, материалы СМИ, карта.
III. Теоретические сведения: Внешняя или мировая политика - это регулирование межгосударственных отношений на основе принципов международного права, межгосударственных договоров и отношений. Межгосударственные или международные отношения включают в себя - политические, экономические, военные, культурные взаимосвязи между государствами и народами. Международные отношения всегда есть продолжение внутриобщественных (внутренних) отношений на международной арене. Вся история международных отношений, пронизана стремлением понять сущность межгосударственных отношений с целью их регулирования в плане безопасности и выживания. С этой целью образуются международные организации государств, крупнейшей из которых является ООН: Организация Объединённых Наций, созданная в 1945 г. в Сан-Франциско с целью «предохранить грядущее поколение от ужасов войны». Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея (высший форум ООН), Совет Безопасности (основной политический орган ООН), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат (насчитывает 30000 сотрудников и возглавляется представителем Ганы Кофи Аннаном). Кроме того, в систему ООН входят 16 межправительственных специализированных учреждений, крупнейшими из которых являются Международный валютный фонд (МВФ), ЮНЕСКО (международная организация, курирующая развитие образования, науки, культуры), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др. Совет Безопасности отвечает за обеспечение мира на Земле и может принимать решения, обязательные для всех государств-членов ООН (сегодня 185 государств являются членами ООН). Наряду с пятью постоянными членами Совета Безопасности (США, Россия, Англия, Франция, Китай) в него на два года избирается ещё десять непостоянных членов.
Одной из главных задач международных организаций является ликвидация и разрешение возникающих международных конфликтов. Международный конфликт является одним из вариантов социального конфликта, суть его в том, что в отношениях между государствами возникает кризис, который приводит к усилению противоречий между ними. Если этот кризис не будет устранён, возникает угроза перерастания его в войну между государствами. Каковы же причины международных конфликтов? Их много, но учёные, обобщив разные виды причин, выделяют три их вида: внесоциальные, социальные, комбинированные.
Как разрешаются международные конфликты? Множеством способов: предупреждение (предпринимаются действия, устраняющие причины и условия конфликта, до того как он приобрёл напряжённый характер, важным здесь является ранняя диагностика конфликта), урегулирование (меры, устраняющие полностью или частично остроту противоборства: компромисс, консенсус и др. см. стр. 177), разрешение (сознательное изменение -ситуации, порождающее бесконфликтные отношения).
Одной из важнейших причин международных конфликтов являете международный политический терроризм - средство достижение политических целей (подрыв авторитета каких-то партий, движений правительств с одновременным утверждением политического веса террористов) с помощью беззакония (убийств, похищения, диверсий) Субъектами международного терроризма могут быть отдельные индивиды группы (в частности радикальные исламские группировки, ведущие борьбу за чистоту и распространение ислама вопреки нормам международного права), общества. Действия террористов направлены против отдельных официальных лиц, целых обществ и групп людей, объектами террора могут быть также материальные сооружения (вокзалы, аэропорты, общественные помещения и др.).
IV. Задание:
1.Что такое внешняя политика?
1 - регулирование межгосударственных отношений на основе принципов международного права, межгосударственных договоров; 2 - отношения между государствами.
2.Когда создана Организация Объединенных Наций (ООН)?
1-в 1917 г.; 2- в 1945 г.
3.Какова цель создания ООН?
1 - предохранить грядущее поколение от ужасов войны; 2 - регулирование межгосударственных отношений в плане создания атмосферы безопасности и выживания.
4.Назовите главные органы ООН?
1 - Генеральная Ассамблея; 2 - Совет Безопасности; 3 - Международный суд; 4- Секретариат и др.
5.Сколько международных организаций насчитывается сегодня в мире?
1 - 300; 2 - 400; 3 - 500.
6.В чем суть международных конфликтов?
1 - в отношениях между государствами возникает кризис; 2 - внутри государства возникает кризис.
7.Каковы причины международных конфликтов?
1- внесоциальные; 2 - социальные; 3 - комбинированные.
8.К какому типу конфликтов относится случай возникновения проблем между человеком и природой?
1 - внесоциальные; 2 - социальные; 3 - комбинированные
9.Какие существуют способы разрешения международных конфликтов?
1 - предупреждение; 2 - урегулирование; 3 - разрешение.
10.Что такое международный политический терроризм?
1- средство достижение политических целей с помощью беззакония; 2 - вариант международного конфликта.
11.В чем суть политической концепции под названием «геополитика»?
1 - связывает внешнюю политику страны с ее географическим расположением, величиной территории, состоянием окружающей среды, обилием или отсутствием полезных ископаемых; 2 - связывает внутреннюю политику страны с ее внутренними ресурсами.
12.Чем характеризуется изменение геополитической ситуации в мире на пороге II и III тысячелетий? 1 - прекращением «холодной войны», противостояния США и СССР, военных блоков НАТО и Варшавского договора; 2 - расширением численности стран; 3 - повышением авторитета международных организаций; 4 - перенесением акцента в сотрудничестве между странами из военной сферы в экономическую и культурную области.13.Какие настораживающие тенденции имеют место в современном новом геополитическом мире? 1 - возникли и окончательно сформировались так называемые глобальные проблемы современности (экологическая, энергетическая, демографическая и др.); 2 - рост доверия к престижу, силе, выживаемости, информированности порождает неадекватное лояльное отношение к разным странам, что стимулирует появление у них таких негативных тенденций, как стремление к гегемонизму, превосходству; 3 - возросла роль локальных источников напряжённости в мире; 4 - появляются самостоятельные субъекты политики в лице международных организаций, транснациональных компаний, различных социальных групп.
14.Какова роль России в современной международной жизни? 1 - Россия уже не является центром мировой социалистической системы; 2 - остается великой мировой державой; 3 - в изменившихся геополитических условиях международной жизни Россия заново определяет свое место.
15.Какие возможные сценарии дальнейшего развития России в новой геополитической ситуации выделяют специалисты? 1 - сохранит статус великой державы, будет продолжать политику, направленную на расширение зоны политического влияния и контроля над другими странами; 2 - обретёт статус региональной державы с влиянием на соседние государства при соблюдении равноправных и взаимовыгодных отношений, отказом от военных и силовых угроз; 3 - будет равноудаленной от тех или иных блоков, коалиций, сделает упор на решение экономических и других внутренних проблем.
16.Каковы единые задачи и стандарты внешнеполитической деятельности России? 1 - укрепление территориальной целостности; 2 - усиление кооперации и интеграции в межгосударственных действиях; 3 - стабилизация международного положения на региональном уровне; 4 - препятствие созданию новых очагов напряжённости; 5 - участие в создании системы европейской безопасности.
V. Содержание отчета:
а. название работы;
б. цель работы;
в. ответы на тесты;
г. ответы на контрольные вопросы;
д. вывод по цели.
VI. Контрольные вопросы:
1. Определите роль России в современной международной политики? (объясните свой ответ)
2. Сравните главные задачи внешней политики России сегодня и в период расцвета СССР?
3 Как по-вашему сегодня Россия должна взаимодействовать со странами блока НАТО?
VII. Вывод.
Литература:
Замятин Д.Н. Геополитика: основные проблемы и итоги развития в ХХ веке//Полис.- 2001. – 2001. - №6. – С.97-115.
Политология: курс лекций: под.ред. Радугин А.А. – М., 2003, - С.317-333.
Соловьев Э.Г. Геополитический анализ международных проблем современности// Полис. – 2001. – №6. – С.116-129.