Презентация по литературе на тему Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник (7 класс)


17.09.2014
Урок 7
Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:
- выявить характерные черты былинного героя Ильи Муромца, художественную идею былины, особенности поэтики былин.
Задачи урока:
Образовательная:
- на примере текста былины раскрыть отношения народ – противник – власть; разобрать стилистический строй и образ мышления человека Древней Руси.
Развивающая:
- формировать навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами и иллюстрациями.
Воспитательная:
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
- формирование восприятия текста как произведения искусства.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные:
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
- пользоваться словарями, справочниками.
- осуществлять анализ и синтез.
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Оборудование:
1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./В.Я. Коровина. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 319 с.: ил.
2. Мультимедийная презентация «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
3. Доска.
4. Ноутбук.
5. Мультимедийный проектор.
6. Сообщения учащихся (Приложение 1, 2).
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Организационный момент
(2 мин.) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приветствие учителя. Подготовка к уроку. II. Актуализация знаний
(7 мин.) Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве, былине.
- Ребята, я предлагаю вам вспомнить материал, который был изучен на предыдущих уроках. Для этого обратите, пожалуйста, внимание на схему, в центре которой помещено слово «Фольклор», а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы) (Слайд 1).
- Обратите, пожалуйста, внимание на схему. Почему одна стрелочка осталась пустой?
- Действительно. На предыдущих уроках мы говорили о таком жанре фольклора, как былина.
- Дайте, пожалуйста, определение этому жанру.
- Назовите два основных цикла былин.
- С какими былинами мы сталкивались на предыдущих уроках и к каким циклам былин они относятся?
- Я предлагаю вам прослушать фрагмент из нового произведения (Слайд 4), а вы подумайте, к какому жанру фольклора оно относится и как называется.
Определение темы, целеполагание.
- Исходя из этого сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Слайд 5)
- Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока, т.е. то, чего мы ходим добиться на уроке.
- Хорошо, ребята! Попробуйте оформить высказывания в единую цель урока. (Слайд 6).
- Откройте рабочее поле – рабочую тетрадь. Запишите число, классная работа, тема урока. (Слайд 7) Работа со схемой.
- Данная схема показывает, какие жанры относятся к фольклору. Оставшаяся стрелочка относится к жанру былина.
- Былина - это произведение устного народного творчества; героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитниках русской земли (Слайд 2).
- Киевский, Новгородский (Слайд 3).
- Ответы учащихся.
- Слушают фрагмент произведения, формулируют высказывания.
- Формулируют тему, цель урока.
- Выполняют записи в тетради.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
III. Изучение нового материала
(26 мин.) 1. Анализ текста былины.
-Ребята, переходим к анализу былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
- Главными героями былин являются народные герои – богатыри.
- Ребята, что входило в обязанности богатырей на Руси?
- Какие богатыри вам известны? (Слайд 8)
(Слайд 9)
- Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, «старый казак» Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным.
- Давайте постараемся выяснить кто же такой Илья Муромец. Это нам поможет сделать Степанов Кирилл (Слайд 10).
- Ребята, запишите в тетради, кто такой Илья Муромец.
- Илья́ Му́ромец - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.
- Ребята, каким перед вами предстает образ Ильи Муромца?
- Реального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан святым, и мощи его до сих пор показываются в Киево-Печерском монастыре (Слайд 11).
- Какими чертами русского национального характера наделен былинный герой Илья Муромец?
- Какой пример патриотизма Ильи Муромца вы можете привести, обращаясь к тексту?
Фикультминутка (Слайд 12)
- Ребята, давайте прочтем эпизод былины, где описывается встреча Ильи Муромца с Соловьем-разбойником (Засвистал-то Соловей да по-соловьему,…Мимо гнездышка повез да соловьиного.) (Слайд 13)
- Ребята, кто же такой Соловей-разбойник?
Об этом нам поведает Джумашева Сабина (Слайд 14).
- Каким вы представляете себе Соловья-разбойника?
-Ребята, запишите в тетради, кто такой Соловей-разбойник.
- Солове́й-разбо́йник - противник героя, поражающий врагов страшным посвистом.
- Как проявил себя во время битвы с Соловьем-разбойником богатырь? (Слайд 15)
- Кем представлена власть города Киева в былине? (Слайд 16)
- Каким изображен князь Владимир в былине? Найдите в тексте слова, передающие описание облика князя. (Слайд 17)
- Ребята, на предыдущих уроках, мы говорили об особенностях поэтики былин.
- Что характерно для поэтики былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?
- Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу.
- Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга, Илья Муромец.
- Выступление учащегося (Приложение 1).
- Записывают в тетрадь определение героя под диктовку учителя.
- Выходец из народной среды, бесстрашный. Илья Муромец – воплощение духа русского народа, в частности – крестьянства.
- Любовь к родной земле, милосердие, физическая сила и сила духа, бесстрашие, мощь, смелость. Свой патриотический долг Илья ставит выше всех других забот, стремится освободить Русскую землю от всякой нечисти.
- Чтение отрывка учащимися от слов «Он подъехал-то под славный под Чернигов-град…» до слов «Я не йду к вам во Чернигов воеводою.»
- Чтение отрывка учащимися.
- Выступление учащегося (Приложение 2).
- Ответы учащихся.
- Записывают в тетради определение.
- Ответы учащихся.
- В былине власть Киева представляет князь Владимир.
- Чтение фрагмента учащимися от слов «То Владимир-князь-от стольно-киевский…» до слов «Посмотреть на Соловья-разбойника».
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — одна из самых распространённых былин, записанная в большом числе вариантов. В цикле об Илье Муромце занимает центральное место. Особое значение содержания былины определяется тем, что в ней воспевается один из главных воинских подвигов богатыря и описывается его вхождение в состав киевского богатырства, а также раскрываются главные героические качества Ильи. Личностные:
- формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
- формирование восприятия текста как произведения искусства.
Познавательные:
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
IV. Подведение итогов урока
(5 мин.) - Подводя итог урока, я хотела бы предложить вам поразмыслить над художественными особенностями былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
- Ребята, у вас на партах находятся схемы. (Слайд 18). Заполните их, перечислив художественные особенности, характерные для данной былины. Для выполнения этой работы используйте тексты былины, обязательно приводите примеры на каждую особенность былины.
- Фронтальный опрос учащихся, не проявивших активность в ходе урока. - Работа со схемами в парах.
1. Гиперболы (художественное преувеличение): «С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холму стал перемахивать…».
2. Повторы (повторение какого-то слова, образа): «Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев сын…», «И от его ли то от посвиста соловьего, И от его ли то от покрика звериного…».3. Постоянные эпитеты: травушки-муравы, силушку великую, добрый молодец, дорожка прямоезжая, на сыру землю, лазоревы цветочки, стремечко булатное.
4. Сравнения: черным-черно, как черна ворона.
- Устные ответы учащихся.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
V. Рефлексия
(3 мин.) - Ребята, я предлагаю вам заполнить таблицу, которая поможет определить наши планы на последующие занятия. (Слайд 19).
Таблица состоит из трех колонок: Знал, Узнал, Хочу узнать.
- Заполнение таблицы учащимися. Анализ написанного.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
VI. Домашнее задание
(2 мин.) - Перед вами находятся листы с домашним заданием. Откройте, пожалуйста, дневники и запишите его. Вам необходимо найти из различных источников информацию, которую вы выберете для себя, тем самым расширив кругозор в разделе устного народного творчества.
Задание разноуровневое.
Для того, чтобы получить оценку «5» необходимо Подготовить художественный пересказ былины, сообщение об истории создания картины В.М. Васнецова «Богатыри» и работе художника над деталями полотна.
Для того, чтобы получить оценку «4» необходимо Подготовить сообщение о «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.
Для того, чтобы получить оценку «3» необходимо подготовить художественный пересказ былины.
- Ребята, я благодарю вас за хороший урок и хотела бы оценить вашу работу на уроке.
- Комментирование оценок учащихся.
(Слайд 20)
- Благодарю за урок. До свидания. - Запись домашнего задания в дневники.
- Выставление оценок в дневники.