Итоговая работа в рамках изучения дополнительной профессиональной программы Педагогика инклюзивного образования ( ноябрь 2015 г.)


Проект
«Школа для всех»
«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать возможности».
Людмила Ивановна ШвецоваДетский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного или нескольких отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.

Психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:
Особенности походки, нарушение координации движений;
Нарушение пространственных представлений;
Ограничение общения;
Патологическое формирование личности.
Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в МБОУ СОШ №2:
Логопедические занятия;
Удлинение срока обучения;
Социальные занятия;
Наполняемость класса – 10 человек;
Совмещение обучения с коррекционной работой.
Тип ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательное школа№2» Г.Бугуруслана.Цель проекта: Разработка и внедрение модели инклюзивного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях МБОУ СОШ №2.
Задачи:
Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.
Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.
Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Подзадачи:
В работе с семьей:
Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.
Ожидаемые результаты:
Внедрение модели инклюзивного образования в реальность и эффективное её функционирование в МБОУ СОШ №2.
Восемь принципов инклюзивного образования:1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.2. Каждый человек способен чувствовать и думать.3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.4. Все люди нуждаются друг в друге.5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Деятельность в рамках проекта.
Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования в МБОУ СОШ №2 необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.
Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих модель инклюзивного образования:
Социально-педагогическое направление предполагает оказание адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности;
Программно-структурное направление включает организацию и содержательную разработку последовательных этапов по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности;
Содержательное направление - определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику обучения и воспитания;
Кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Внеучебное пространство:
Специально приспособленное здание (пандусы, поручни, и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться, туалеты, лифты – для здания, имеющего более 1 этажа, съезды на тротуарах и другие приспособления)
Приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестниц (площадка-подъемник), для туалета (стульчик, перила, подъемник для ванны) Учебное пространство:
Расположение парт с возможностью проезда коляски, зона релаксации.
Специальное оборудование:
специальная мебель и приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты.
тренажеры для развития манипуляционных функций рук.
• средства, помогающие разговаривать, приспособленный для инвалида писать, читать, говорить по телефону; приборы (управление, подъемник для коммуникации , подъемники для коммуникации (планшеты, коммуникаторы, пересаживания и др.; специальная клавиатура, свичкнопки и др.),
• средства, облегчающие самообслуживание , устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги,(специальные тарелки, чашки, лупа ,ложки); (если есть зрительные нарушения);
• компьютеры и программное обеспечение: альтернативные способы загрузки и выведения данных
• зал для занятий ЛФК с дополнительным оборудованием (тренажеры, маты, вертикализатор)
• оборудование класса мультимедийным проектором, макинтошами
Этапы реализации проекта:
I этап реализации проекта (организационный - 01.09.2016 г. – 31.08.2017 г.)Цель: создание условий в МБОУ СОШ №2 для разработки и внедрения модели инклюзивного образования.
Основные задачи на данном этапе:
изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,
изучение возможностей учреждения для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;
разработка нормативно-правовой базы МБОУ СОШ №2 в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
разработка программно-методическое обеспечения.
Формирование инклюзивных классов.
Для решения поставленных задач необходимо провести ряд мероприятий. Мероприятия и сроки их реализации на организационном этапе реализации проекта отражены в таблице
Прогнозируемый результат:
Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.
Рост профессионального мастерства педагогов.
Расширение образовательного пространства , повышение социального статуса учебного заведения в районе.
II этап реализации проекта - основной (01.09. 2017 г – 25. 05.2018 г.)Цель : внедрение в практику модели инклюзивного образовательного пространства.
Построение инклюзивного образовательного процесса выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся
4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса
5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.
Методическое обеспечение инклюзивных классов выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся школьников и детей, опережающих возрастные нормативы.
Перечень мероприятий, реализуемых на втором этапе проекта, ответственные за их реализацию и сроки выполнения отражены в таблице
III этап реализации проекта
(контрольно-диагностический - 26.04.2018 – 26.12.2019г.)
Цель: обобщение опыта, диагностика и контроль.
На данном этапе ведется подготовка отчетной документации и презентации проекта.
Эффективность работы в рамках проекта будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.
Индикаторы результативности:
1)Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)
2)Результаты диагностики:
развития детей,
уровня детско-родительских отношений,
личностного развития родителей и педагогов. (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности)
Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).
Повышение рейтинга МБОУ СОШ №2.
Заключение
Разработанная модель инклюзивного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в МБОУ СОШ №2 может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирования - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция.
Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам