Программа работы с одаренными детьми На пути к успеху


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 156 им.Б.И.Рябцева»
Утверждаю: ______________ « » 2013г.
Директор школы О.Н.Зудихина
Программа работы с одаренными детьми
«На пути к успеху»
программа рассчитана на учащихся 2-11 классов
срок реализации – один учебный год
составитель программы:
Жукова А.А.-
заместитель директора
Нижний Новгород
2013
1.Пояснительная записка
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися. Опора на талант, творчество и инициативность человека является важнейшим ресурсом экономического и социального развития.     
     Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Следует различать понятия «детская одаренность» и «одаренные дети». С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень, каких-либо способностей человека.
Одаренность бывает художественной (музыкальная, художественная), психомоторной (спортивная), интеллектуально - академической (способность учиться, умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление). Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознается и заставляет искать новые образовательные формы работы с высокомотивированными и талантливыми детьми. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной.
Документом, определяющим стратегию и тактику работы с талантливыми и высокомотивированными детьми, является предлагаемая программа «На пути к успеху».
Федеральные государственные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить высокомотивированного ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
В рамках реализации Программы предполагается сосредоточить усилия по обеспечению мобильности и динамичности образовательного процесса, особенно в части работы с талантливыми и высокомотивированными детьми, чтобы обеспечить молодому гражданину не только овладение определенным объемом знаний, но и умением постоянно приобретать дополнительные знания, уметь эффективно искать и пользоваться информацией для принятия решений. В данном аспекте процесс образования нацелен на культивирование форм самостоятельного обучения, что необходимо в динамично меняющемся обществе, где навыки и знания быстро устаревают и необходимо постоянно поддерживать свою профессиональную компетентность. Другой особенностью гибкой и адаптивной системы является ее направленность на создание многообразия форм и содержания образования для развития высокомотивированных учащихся.
Основание для разработки Программы «На пути к успеху» стали идеи, положения и требования, содержащиеся в документах, определяющих стратегию и тактику работы с одаренными детьми.
К числу таких документов относятся:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.08.2002. № 625
Приказ Министерства образования  Нижегородской области от 07.09.2010 N 1009 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие образования в Нижегородской области на 2011 - 2013 годы» (с изменениями на 2 августа 2013 года)
Устав МБОУ средней общеобразовательной школы № 156.
2. Аналитическое обоснование программы.
Создание условий для максимально полной творческой саморегуляции каждой личности – залог дальнейшего поступательного развития общества. Поэтому одним из приоритетов становится проблема выявления, поддержки и развития творческих и высокомотивированных детей.
Рассмотрим основные проблемы, возникающие при развитии способных детей. В рамках нашего исследования было проведено анкетирование учителей МБОУ средней общеобразовательной школы № 156 с целью выявления наличия работы по развитию высокомотивированных учащихся в школе и проблем, вызванных такой работой.
Большинство опрошенных учителей (76-80%) считают, что в их классах есть талантливые в определенной области дети. Этот вывод они делают, главным образом, на основе собственных наблюдений (59%) и результатов учебной деятельности (15%).
При этом все опрошенные (100%) считают, что с этими детьми необходима специальная работа по развитию их способностей (большинство -58% - считает, что в первую очередь общих). В школе в целом такая работа не проводится (67%), но многие учителя пытаются проводить ее сами (34%) и считают, что она дает повышение качественной успеваемости (24%) и уровня общего развития (49%).
Проводимая учителями работа осуществляется, главным образом, вне урока, т. к. на уроке они не находят для нее времени. Кроме того, учителя испытывают следующие трудности в этой работе: отсутствие психологической помощи (31%), отсутствие специальной методической литературы (32%) и специальных дидактических материалов (12%) для работы с одаренными детьми.
Помимо анкетирования педагогов, были проведены, также, беседы с родителями способных учащихся. Результаты бесед показали, что основные проблемы родителей высокомотивированных детей заключаются в следующем:
- Отказ признавать одаренность ребенка;
- Родительская гиперответственность за талант ребенка;
- Незнание как строить отношения с непонятными проблемами;
- Отсутствие финансовых возможностей дать ребенку образование;
- Незнание, куда обратиться за помощью.
Таким образом, существует множество неразрешенных проблем, связанных с развитием одаренных детей в общеобразовательной школе.
Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеются разные категории одаренных детей.
Одаренные дети глубоко и искренне любят дело, которым они занимаются, и эта их внутренняя страсть естественным образом способствует сосредоточенности на выбранном деле и продуктивной настойчивости в нем.
Анализ участия МБОУ СОШ № 156 в конкурсах (по направлениям)


Таким образом, мы видим, что лучшие результаты по итогам участия в конкурсах дети показывают в художественной и спортивной направленности. На учебную деятельность школьники менее замотивированы.
Низкая результативность в интеллектуальных конкурсах обусловлена отсутствием
- системной подготовки учащихся: подготовка если и ведется, то через эпизодические индивидуальные домашние задания (один мотивированный ученик участвует в олимпиадах по нескольким предметам разной направленности);
- психолого-педагогической поддержки в самоопределении учащихся.
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. Таким образом, одним из ведущих компонентов одаренности является мотивационный компонент.
В рамках реализации программы было проведено психологическое тестирование детей на разных уровнях обучения. По результатам было выявлено, что с переходом на каждый новый уровень обучения количество способных и высокомотивированных детей уменьшается.

Причины, зависящие от учителей:
- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
- невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом: особенности личности учителя.
Причинами снижения мотивации зависящими от ученика являются низкий уровень знаний: несформированности учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний: реже - несложившиеся отношения с классом; в единичных случаях - задержки развития.
С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия:
определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):
- нестандартные уроки, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
- работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
- выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
- обеспечение базового дополнительного образования: организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;
- проведение научно-практических конференций в школе; общеразвивающие традиционные мероприятия школы;
информатизация образовательного процесса;
осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;
к работе с детьми более высокого уровня развития привлечены высококвалифицированные специалисты – учителя высшей и первой категории, имеющие большой опыт работы с детьми.
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с высокомотивированными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с высокомотивированными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;
между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию высокомотивированных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
между огромными потенциальными возможностями развития высокомотивированного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
между специфичностью и проблемностью развития высокомотивированных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «На пути к успеху» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
3.Цели программы
Стратегическая цель - создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Дидактическая цель - обеспечение условий всестороннего развития личности высокомотивированного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности, предоставление возможности для продуктивной самореализации детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня.
Задачи:
1. Организация взаимодействия школы и социума в процессе формирования
социальной компетентности талантливых и высокомотивированных детей;
2. Разработка системы диагностики детей.
3. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с талантливыми и высокомотивированными детьми.
4. Организация информационно-консультативного сопровождения для учащихся и их родителей.
5. Предоставление возможности учащимся совершенствовать способности в совместной     деятельности     со     сверстниками, педагогами, родителями (законными представителями)   через творческую, исследовательскую, проектную деятельность.     
6. Обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с талантливыми и высокомотивированными детьми.
                              
4. Ожидаемые результаты
1. Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, ВУЗами, родителями учащихся.
2. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
3. Формирование творческих группы педагогов-инноваторов для работы с высокомотивированными детьми по различным направлениям.
4. Формирование у родителей мотивации к работе по развитию способностей их детей.
5. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся. Организация проектно-исследовательских работ учащихся. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
6.  Создание системы работы с талантливыми и высокомотивированными детьми.
5.Концепция работы с одарёнными детьми.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «На пути к успеху» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «На пути к успеху» учитывались следующие концептуальные положения:
Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Психодидактический подход к обучению и развитию одаренных детей в условиях массовой обшео6разовательной школы. (под совместным руководством В. П. Лебедевой, В. А. Орлова и В. И. Панова). Суть психодидактического подхода заключается в использовании проектирования и моделирования образовательной среды как основного метода развивающего образования, обеспечивающего возможность выявления, обучения и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.
Нетрудно заметить, что стержневым моментом, объединяющим перечисленные теоретические позиции, является подход к одаренности как к процессу целостного развития личности и сознания одаренных детей, реализующего творческий потенциал их развития.
Общие исследования одаренности указывают на то, что одаренность может проявляться:
как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические подходы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с высокомотивированными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности высокомотивированного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности высокомотивированных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических подходов позволит определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности, уйти от господствующих педагогических стереотипов.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
принцип свободы выбора учащимися факультативных и элективных курсов, предметных и творческих кружков, дополнительных платных образовательных услуг, спортивных секций;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности.
создание детских портфолио.
Технологическая карта педагогической программы работы с высокомотивированными детьми
Виды работ Работа на уроке Внеурочная деятельность Работа с родителями
Когда? При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. На индивидуальных занятиях, факультативах, элективных курсах, на занятиях научного общества «Эврика», в кружках и секциях Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания.
Зачем? Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.
Проведение микроисследований по теме.
Что? Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности. Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.
Как? Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. Творческая мастерская, олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях.
Таким образом, все перечисленные виды работ в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Содержание деятельности
В рамках программы предусматривается реализация следующих проектных линий.
Проект «Ступени успеха»
Актуальность проекта
Сегодня школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения данной проблемы, используя весь арсенал системы основного общего и среднего общего и дополнительного образования (развитие проектной и исследовательской деятельности, организация профильной подготовки учащихся, кружковая работа).
В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальномураскрытию потенциальных возможностей высокомотивированных детей.
Проектные шаги:
Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей вреализации интересов.
Стимулирование мотивации развития способностей.
Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого ребенка.
Проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника
лучших работ учащихся.
5) Создание портфолио.
Социальный эффект: Проект предусматривает организацию урочной и внеурочной деятельности, в ходе реализации которого участники проекта
активно занимаются творческой и интеллектуальной деятельностью.
Цель:
Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого ребенка.
Задачи:
Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
Способствовать повышению уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях и творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
Внедрение в образовательное пространство школы индивидуального маршрута развития высокомотивированных детей. Успешная социализация одаренных как основа развития их способностей;
Сохранение здоровья одаренных детей в комфортной среде, удовлетворяющей всех участников образовательного процесса.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях и творческой деятельности. Повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях.
Проект «Совершенствование педагогического мастерства»
Актуальность проекта:
Данные научных исследований подтверждают, что большинство учителей недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально - личностное отношение с талантливыми и высокомотивированными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в школе талантливые дети, родители, педагоги. Не составляют исключения эти проблемы и для нашей школы.
В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальномураскрытию потенциальных возможностей талантливых и высокомотивированных детей.
Проектные шаги
Привлечение внимание педагогов к проблемам талантливых и высокомотивированных детей.
Проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети» в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, спортивной направленности.
Повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи.
Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с талантливыми и высокомотивированными детьми.
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
Организация сотрудничества с организациями дополнительного образования, ВУЗами.
Социальный эффект: Проект предусматривает повышение профессиональной компетенции педагогов, в ходе реализации которого участники проекта приобретают опыт работы с талантливыми и высокомотивированными детьми, используя различные педагогические технологии.
Цель: Создание условий для мотивации деятельности педагогического коллектива на работу с талантливыми и высокомотивированными учащимися.
Задача:
Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов  по особенностям  организации   работы с талантливыми и высокомотивированными детьми.
Формирование у педагогов способности и готовности использовать современные образовательные, информационные, коммуникативные технологии в работе с талантливыми и высокомотивированными детьми.
Формирование творческих групп из педагогов, имеющих высокую результативность при работе с данной группой детей с целью обмена опытом и поиска наиболее рациональных и эффективных форм работы.
Ожидаемые результаты:
Повышение педагогической компетенции учителей, в том числе самообразование и саморазвитие.
Создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Формирование творческих группы педагогов-инноваторов для работы с талантливыми и высокомотивированными детьми по различным направлениям.
Проект «Мы вместе»
Актуальность проекта:
Одним из значимых направлений модернизации и развития школы XXI века обозначено развитие системы поддержки и сопровождения талантливых детей. Важной и неотъемлемой частью деятельности школы в данном направлении всегда было взаимодействие с родителями. Общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством - ключевая идея нового стандарта.
Важным моментом работы с талантливыми и высокомотивированными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
Проектные шаги:
Организация конструктивного сотрудничества  с семьями учащихся, привлечение родителей к участию в учебно - воспитательном процессе;
Расширение и систематизация методов работы с семьей способных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии ребенка.
Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания талантливых детей;
Осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в школе и семье.
Социальный эффект:
Проект предусматривает повышение психолого-педагогической грамотности родителей, в ходе реализации которого участники проекта
научатся лучше понимать способности и возможности своего ребёнка, научатся эффективному взаимодействию с ребёнком.
Цель:
Обучение родителей эффективному взаимодействию их с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства, расширение возможностей понимания талантливого ребенка.
Задачи:
Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания способного ребёнка.
Координирование и интегрирование деятельность специалистов школы и родителей (законных представителей).
Разработка и внедрение программы взаимодействия с семьёй по поддержке талантливых и высокомотивированных детей.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания способного ребёнка.
Проведение совместных проектов исследовательской деятельности.
Реализация программы взаимодействия с семьёй по поддержке талантливых и высокомотивированных детей.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.
Научное – нацеленное на создание единой программы работы с талантливыми и высокомотивированными детьми.Обеспечение реализации данного направления включает:
-    изучение природы детской одаренности;
-    определение одаренных и талантливых детей;
-   усовершенствования диагностического инструментария для выявления и отслеживания развития разных типов одаренности и талантливости;
-  установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства с родителями способных детей;
Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы. формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
Обеспечение реализации данного направления включает:
- проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления талантливых и высокомотивированных детей;
- проведение диагностики талантливых и высокомотивированных детей;
- диагностика условий обучения и развития талантливых и высокомотивированных детей;
- создание банка данных «Одаренные дети школы».
- определение критериев эффективности педагогической работы с талантливыми и высокомотивированными детьми;
- повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
- оказание информационной, методической помощи педагогам;
- создание творческой группы учителей, работающих со способными детьми;
- создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с талантливыми и высокомотивированными детьми. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней способных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.
Обеспечение реализации данного направления включает:
-   разработку, апробацию и внедрение программ факультативов, кружков, секций для разных типов одаренности и разных возрастных категорий;
-   апробацию и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей;
-   создание и ведение банка данных включающего в себя сведения о детях разных типов одаренности и талантливости; программах факультативов, кружков, секций по обучению одаренных детей; кадровом обеспечении процесса обучения и воспитания одаренных детей;
-  популяризацию знаний о феномене детской одаренности и о способах ее поддержки и развития среди родителей;
- разработка и апробация программы взаимодействия с семьёй по поддержке талантливых и высокомотивированных детей.
- участие в научных и практических интернет-конференциях разного уровня по проблемам одаренности, развития талантов для ознакомления с зарубежным и отечественным опытом.Социальное – предполагает создание системы социальной поддержки детей и молодежи через организацию конкурсов.
Обеспечение реализации данного направления включает:
-   право на поиск, получение и передачу информации;
-   социальную реабилитацию во всех случаях, когда это необходимо;
-   право на равную доступность предшкольного, начального, среднего и высшего образования;
-   совместная работа по поддержке одаренности учреждениями культуры, спорта и науки.
План реализации направлений программы
«На пути к успеху» на 2013-2018 годы
№ п/п Основные направления Сроки Исполнители
Научное направление
1 Разработка приемлемой для школы системы выявления способных детей 2013-2014 Зам. директора , педагог-психолог
2 Разработка системы взаимодействия с семьей способного ребенка 2013-2014 Зам. директора, педагог- психолог
Научно-методическое и образовательное направление
1 Разработка рабочих программ в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, спортивной направленности. 2013-2018 Творческие группы учителей
2 Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации 2013-2018 Зам. директора, творческие группы учителей
3 Создание системы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса 2013-2018 Зам. директора , педагог-психолог
4 Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей 2013-2018 Психолог, учителя
5 Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности С 2013 года Зам. директора, психолог
6 Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса 2013-2018 Учебная часть, педагог-психолог
7 Повышение профессиональной квалификации педагогов, работающих с талантливыми и высокомотивированными детьми 2013-2018 Зам. директора
8 Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности 2013-2016 Зам. директора, руководители творческих групп
9 Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» 2013-2014 Зам. директора
10 Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития 2013-2018 Зам. директора, педагог-психолог
11 Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях, вебинарах разного уровня по проблемам одаренности ребенка 2013-2016 Зам. директора
12 Создание информационной базы по проблемам одаренности детей 2013-2015 Зам. директора по УВР
13 Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей 2013-2018 Педагоги школы
14 Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:
- опыт педагогической работы с одаренными детьми;
- родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться;
- детские достижения (рисунки, стихи, фотографии) 2013-2018 Зав. библиотекой, педагоги
15 Деятельность методического совета:
- рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;
- организация апробации методик обучения школьников 2013-2018 Зам. директора
Психолого-педагогическое направление
1 Индивидуальная работа со специалистами 2013-2018 Заместители директора
2 Организация и совершенствование работы кружков, секций различной направленности 2013-2018 Зам. директора
3 Создание среды общения, самореализации. Социализации:
- заключение договоров сотрудничества с учреждениями образования различного уровня;
- организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;
- организация выставок, конкурсов, соревнований;
- организация защиты творческих проектов;
- проведение общественного смотра знаний;
- проведение НОУ 2013-2018 Зам. директора по УВР, ВР
Социально-экономическое направление
1 Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад 2013 Директор
7. Сроки реализации
Первый этап – диагностико-организационный ( 1 год )
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с талантливыих и высокомотивированными учащимися в школе.
Задачи:
- Изучение нормативно-правовой базы.- Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ.- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
- Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.
- Разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов с одаренными детьми (в зависимости от выявленных направленностей).
- Создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений.
- Создание базовых предметных групп.
- Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.
Второй этап – организационно – практический (3 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях.
Цель:
Апробация системы работы с талантливыми и высокомотивированными учащимися.
Задачи:
- Апробация рабочих программ работы с талантливыми и высокомотивированными детьми.
- Формирование банка данных одаренных детей, распределение детей по их способностям. Отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
- Отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми.
- Методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей. Обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- Мониторинг результативности, сравнительный анализ, коррекция;
- Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
- Психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.
Третий этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год) - контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов
Цель:
Переход системы работы с талантливыми и высокомотивированными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
- Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- Мониторинг личных достижений учащихся;
- Анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- Создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
- Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
 
Оценка эффективности
Оценка эффективности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого способного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
Критерии Показатели Методика изучения
Самоактуализированность личности Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
Способность к рефлексии.
Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.
Уровень коммуникативной культуры Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
Тест «Исследование школьной мотивации».
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.
Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. Изучение удовлетворенности педагогов, родителей и учащихся жизнедеятельностью в школе.
Тест школьной тревожности.
Конкурентоспособность одаренных учащихся Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.
Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.
Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. Методики статистического анализа данных, их динамика.
Список литературы
1. Конвенция ООН «О правах ребенка» - 1989.
2. Конституция Российской Федерации.
3.  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" – Вестник образования, № 2/2013
4. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и  одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
5. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М.,  2003.
6. Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. Психологический журнал. 1995 г. № 4. 
7. Концепция творческой одарённости. Московская психологическая школа: История и современность. Т.1. Кн.2.-М.: Психология. Ин-т РАО; МГППУ, 2004 г. – стр.84-91.
8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990. Одаренный ребенок. Научно-практический журнал № 1-5 2005 г.; № 1-5 2006 г.; № 1- 3 2007 г.;
9. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000
10. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Цент «Педагогический поиск», 2001 г.) Литература
1. И.С. Якиманская. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М., 19962. В.М. Мединский. Идеи к проектам и практике управления школой - М., 19993. О.О. Запотылок. Работа с одаренными детьми. - Мн., 20064. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого М.В. - М., Прогресс, 19915. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости : дискуссионные вопросы. // Одарённый ребёнок. - 2004, №4. - с.6-136. Гафурова Н.В. Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одарённости учащихся на этапе "школа - ВУЗ". // Инновации в образовании.- 2004, №4.-с.119-1527. Кажарская С. Как развить одарённость и креативные способности. // Минская школа.-2004, №2.-с.44-458. Коршакова Ю.В. Система отбора и подготовки одарённых детей. // Народная асвета. — 2003, №12.-с.62-669. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика. -2003, №6.- с.27-3210. Понасенкова С.В. Одарённые дети формирование и развитие способностей. // Праблемы выхавання.- 2003, №3.- с.21-3611. Савченко Н.В. Влияние "эффекта олимпиады" на проявление интеллекта и креативности у одарённых старшеклассников. // Одарённый ребёнок. - 2004, № 4. - с.60-6212. Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе.- 2004, №7.-с.32-3913. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант.- Мн., 200214. Малахова И.А. Развитие личности. Художественно-творческая деятельность. – Мн, 2003
Сайт: www.uchkopilka.ruОригинал публикации: http://uchkopilka.ru/khimiya/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/772-vystraivanie-effektivnoj-sistemy-raboty-s-odarennymi-detmi