Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Занимательная информатика


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Согласовано
Методическим объединением
учителей естественно-
математического цикла
Протокол № __ от « » __ августа 2015 г.
Руководитель МО
________________ Хрянина Н. А. Согласовано
Зам. Директора по УВР________________ Александрова И.С.
От «___» __________ 2015 г.
Утверждено приказом № ___
от __ августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности по курсу «Занимательная информатика»
для учащихся 6 а, б, в классов на
2015-2016 учебный год, базовый уровень
Составитель учитель математики
Заложных Ольга Михайловна
2015год
Пояснительная записка
Программа курса «Занимательная информатика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Цели изучения курсаПредлагаемая программа «Занимательная информатика» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному и общекультурному направлениям развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 3—6 классах начальной и основной школы.
Основной целью учебного курса является пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме.
Общая характеристика курсаИнформатика — один из школьных предметов, неизменно характеризующийся повышенным интересом со стороны учащихся и их родителей. Тем не менее, многие из них сводят его задачи лишь к освоению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач. Начинать обучение учащиеся основам решения таких задач необходимо с самого раннего возраста, с начальной школы.
Задача учителя — привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному творческому труду, вырабатывать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных логических задач.
Решение задач — практическое искусство, подобно плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Каждая задача неизменно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач по справедливости считается гимнастикой ума.
Структура курса
Содержание учебного курса представлено подборкой задач но информатике для 3-6 классов. В процессе работы рекомендуется использовать следующие издания:
Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская К. Г. Занимательные задачи по информатике. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.
Богомолова О. Б. Логические задачи. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Первый сборник задач является дополнительным компонентом учебно-методического комплекта (УМК) по информатике для 5-7 классов (автор Л. Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В нем собраны, систематизированы но типам и ранжированы по уровню сложности занимательные задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся 5-7 классов. Здесь вы найдете логические задачи, задачи о переправах, разъездах, взвешиваниях и т. д.
Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке возрастания сложности. Для их решения необходимо вдумчиво проанализировать исходные данные, творчески отнестись к уже имеющимся знаниям и применить их в новых ситуациях. Ко всем задачам, включенным в книгу, приведены ответы; для ряда задач имеются указания, дающие ключ к решению. Кроме того, приведены полные решения наиболее сложных задач.
При подготовке книги использованы материалы журналов «Квант», «Наука и жизнь», «Информатика и образование», интернет-ресурсы, а также книги, перечень которых приведен в списке литературы.
Во втором пособии предлагается набор логических задач, классифицированных по смысловому содержанию и логическим приемам решения. Выделены семь разделов:
Задачи с отношениями (решение нескольких задач рассмотрено очень подробно).
Задачи с использованием схем и таблиц.
Задачи на переправу.
Задачи, решаемые с помощью графов.
Задачи на перебор возможных вариантов.
Занимательные задачи.
Набор заданий для устной работы.
В каждой задаче представлены:
краткая запись;
запись схемы — модели условия задачи;
рассуждения к решению задачи;
выводы, сделанные из рассуждений.
Как правило, при решении задачи могут быть выделены следующие этапы:
анализ условия задачи (выделение исходных данных);
поиск метода решения;
символическая запись задачи;
рассуждения и пояснения к решению;
анализ полученных результатов и запись ответа.
Логические задачи лучше наглядно представить в виде чертежа, рисунка, схемы. Это облегчает решение задачи, делает его более убедительным и доказательным.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
умение самостоятельно планировать пути достижении целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение оценивать правильность выполнения, учебной задали и собственные возможности ее решения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: работать индивидуально и в группе:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологии (далее ИКТ-компетенции).
Вместе с том вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
Место курса в учебном плане
Учебный курс «Занимательная информатика» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса — факультатив или кружок. По решению образовательного учреждения можно реализовать курс за два учебных года в рамках двух модулей — 35 и 17 ч.
Тематическое планирование курса
№ занятия Тема Кол-во часов
1 Инструктаж по ОТ. Информатика в ребусах. Веселая разминка. 1
2 Решение алгоритмических задач. 2
3 Решение логических задач на преобразование числовой информации. 2
4 Решение олимпиадных задач. 2
5 Решение задач конкурса «Кенгуру» 2
6 Задачи с транзитивными отношениями 2
7 Задачи с некорректными условиями 2
8 Задачи с отношением равенства 2
9 Задачи с нетранзитивными отношениями 2
10 Задачи с несколькими отношениями 2
11 Задачи на сравнение элементов в отношениях 2
12 Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц 2
13 Задачи на переправу 2
14 Задачи, решаемые с помощью графов 2
15 Задачи на перебор возможных вариантов 2
16 Занимательные задачи 2
17 Задачи, решаемые по трафаретам 2
18 Головоломки, лабиринты, магические квадраты 2
Итого: 35
Календарно – тематическое планирование.
№ урока Дата проведения Тема урока Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Планируемые результаты
план факт Предметные результаты УДД Личностные результаты
1. 07.09 Инструктаж по ОТ. Информатика в ребусах. Веселая разминка. Соблюдение требований безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Определение интересов, склонностей учащихся. Освоение предметной терминологии. Знакомство с понятиями, относящимся к информатике. Расширение кругозора учащихся. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические ребусы.
Формирование чувства ответственности, навыков защиты. Установка на поиск способов решения математических задач познавательный интерес
2. 14.09 Решение алгоритмических задач Решение задач с помощью алгоритмов. Знать понятие
«алгоритм»,
«исполнитель»,
свойства алгоритма. Умение сформулировать алгоритм для решения задачи. Умение вести сотрудничество с учителем и коллективом. Способность прогнозировать свою деятельность.
Формирование ответственного отношения к труду, целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки.
3. 21.09 Решение алгоритмических задач Составление алгоритмов в группе. Умение составлять алгоритм для конкретного исполнителя. Умение выявлять ошибки при составлении алгоритмов. Умение взаимодействовать в группе. Осознание качества и уровня усвоения материала. Умение произвести самооценку.
4. 28.09 Решение логических задач на преобразование числовой информации. Решение задач Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.
Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. Проявлять находчивость, инициативу, активность.
5. 05.10 Решение логических задач на преобразование числовой информации.
Решение задач Умение обобщать и систематизировать знания по основным темам курса математики по задачам повышенной сложности Выполнять задания поискового и творческого характера.
Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.
Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. Осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с условием задачи
Формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы.
6. 12.10 Решение олимпиадных задач.
Обсуждение способов решения олимпиадных задач. Умение находить подход к решению задачи.
Развивать умения предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; Развивать логическое мышление, устную математическую речь, внимание, память.
7. 19.10 Решение олимпиадных задач. Решение олимпиадных задач прошлых лет. Емение решать задачи повышенной сложности. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Учатся организации своей деятельности, целеустремленности и настойчивости в достижении цели.
8. 26.10 Решение задач конкурса «Кенгуру»
Изучение заданий конкурса прошлых лет. Учатся находить всевозможные способы решения задач и определять наиболее рациональные из них. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Ознакомление учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения нестандартных задач. Воспитание системы нравственных межличностных отношений;
Воспитание трудолюбия и самостоятельности.
9. 09.11 Решение задач конкурса «Кенгуру» Решение задач конкурса. Умение использовать теоретические сведения, проводить полные обоснования при решении задач Различать способ и результат действия принятия практической задачи.
Умение ясно и точно излагать свои мысли в устной и письменной речи
10. 16.11 Задачи с транзитивными отношениями Выявление задач на транзитивные отношения. Учатся находить всевозможные способы решения задач и определять наиболее рациональные из них Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Развивать логическое мышление, устную математическую речь, внимание, память и воображение через интеллектуальные задания
11. 23.11 Задачи с транзитивными отношениями Решение задач. Составление своей задачи..Умение выявлять транзитивные отношения. Учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Умение ясно и точно излагать свои мысли в устной и письменной речи
12. 30.11 Задачи с некорректными условиями Схематическое изображение решения задач. Умение решать задачи на транзитивные отношения. 13. 07.12 Задачи с некорректными условиями Выявление некорректных задач. Учатся находить всевозможные способы решения задач и определять наиболее рациональные из них. Различать способ и результат действия принятия практической задачи.
Формировать готовность целенаправленно использовать математические знания в учебной деятельности и в повседневной жизни.
14. 14.12 Задачи с отношением равенства Решение задач. Учатся решать задачи на отношение равенства. Различать способ и результат действия принятия практической задачи. Способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях).
Развивать логическое мышление, устную математическую речь, внимание, память и воображение через интеллектуальные задания
15. 21.12 Задачи с отношением равенства Обсуждение способов решения. Умение использовать теоретические сведения, проводить полные обоснования при решении задач Различать способ и результат действия принятия практической задачи.
Развивать творческий потенциал и самооценку через творческие задания.
поставленной задачи.
16. 28.12 Задачи с нетранзитивными отношениями Обсуждение отличий задач с различными отношениями. Умение решать задачи на нетранзитивные отношения. Способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях). Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников
17. Задачи с нетранзитивными отношениями Решение задач. Овладение умением решать задачи, используя различные стратегии и способы рассуждения, Создание условий для исследовательской деятельности учащихся, которые выведут учащихся на различные способы решения задач на переливание. Создание условий, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления, любознательности и творческих способностей учащихся: смекалки; компьютерного экспериментирования и моделирования и любознательности.
18. Задачи с несколькими отношениями Построение схем на взаимно-однозначное соответствие.
Обсуждение высказываний и способов решения задач Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики Учатся планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Формировать готовность целенаправленно использовать математические знания в учебной деятельности и в повседневной жизни.
19. Задачи с несколькими отношениями Решение задач Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Научить правильно рассуждать, уметь давать ответы на поставленные вопросы; Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников
20. Задачи на сравнение элементов в отношениях Обсуждение способов решения задач Уметь различать существенные и несущественные признаки Научить правильно рассуждать, уметь давать ответы на поставленные вопросы; Способствовать воспитанию аккуратности, терпению
21. Задачи на сравнение элементов в отношениях Решение задач Умение решать задачи на сравнение элементов в отношении. Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость учащихся средствами комплексного воздействия информационных технологий. Развивать логическое мышление, устную математическую речь, внимание, память и воображение через интеллектуальные задания;
22. Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц Построение схем к задачам. Решение задач. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наобор. Умение слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
23. Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц Построение таблиц к задачам. Решение задач в парах. Развивать умение строить таблицы и схемы для решения задач. Выделять комбинации, отвечающие заданным условиям алгоритмического мышления, памяти, внимательности. Выполнять задания поискового и творческого характера. Развивать творческий потенциал и самооценку через творческие задания.
поставленной задачи.
24. Задачи на переправу Обсуждение способов решения задач. Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту.
Учатся добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя, Креативность мышления при решении логических задач
25. Задачи на переправу Решение задач. Умение решать задачи на переправу. Учатся перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Умение слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
26. Задачи, решаемые с помощью графов Построение графов. Умение читать графическую информацию. Учатся классификации и устанавливать взаимно-однозначное соответствие.
Способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях); Учатся организации своей деятельности, целеустремленности и настойчивости в достижении цели,
27. Задачи, решаемые с помощью графов Решение задач. Умение строить графы. Формирование примеров умственной и исследовательской деятельности; формирование умений и навыков моделирования реальных объектов и явлений Умение слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
28. Задачи на перебор возможных вариантов Нахождение способов решения комбинаторных задач Умение находить способ решения задачи. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.
Развитие познавательного интереса, логического мышления
развитие.
29. Задачи на перебор возможных вариантов Решение комбинаторных задач. Составление задач. Решение заданий повышенной трудности Создать представление о комбинаторике как разделе математики; формировать умение решать комбинаторные задачи путем перебора возможных вариантов с помощью дерева вариантов или путем перестановки закодированных элементов;. Проявлять находчивость, инициативу, активность.
30. Занимательные задачи Решение задач. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Воспитание у учащихся навыков учебного труда
31. Занимательные задачи Решение задач в парах. Умение находить способы решения задачи. Соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать. Поиск и выделение необходимой информации из данной. Формирование положительного отношения к полученным знаниям.
32. Задачи, решаемые по трафаретам Поиск трафаретов для решения задач. Учатся находить всевозможные способы решения задач и определять наиболее рациональные из них Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Выстраивать аргументацию.
33. Задачи, решаемые по трафаретам Решение задач. Учатся находить всевозможные способы решения задач и определять наиболее рациональные из них Формулировать проблему вместе с учителем, делать Предположение об информации, необходимой для решения задачи, уметь принимать точку зрения других. Умение слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
34. Головоломки, лабиринты, магические квадраты Решение головоломок, прохождение лабиринтов Выполнять задания поискового и творческого характера Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности
35. Головоломки, лабиринты, магические квадраты Составление лабиринтов, головоломок. Поиск головоломок, лабиринтов, квадратов. Овладеть основными методами решения задач (аналитический, перебор, нестандартный) и уметь выбирать оптимальный из них; Подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе XXI века.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Цветкова М.С. , О.Б. Богомолова «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. Бином. Лаборатория знаний , 2013 г.
Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Богомолова О. Б. Логические задачи. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.