Статья Реализация современных образовательных технологий в дополнительном образовании детей


Реализация современных образовательных технологий в дополнительном образовании детейВ свете современных реалий становится все более очевидным, что школьное образование, которое традиционно считалось основным, не решает своей главной задачи. Школьное образование не обеспечивает и не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования, достаточен для дальнейшего обучения и успешной самореализацией в разнообразных сферах деятельности.Педагогами и родителями становится все более понятна, и осознаваема мысль о том, что основное образование является необходимым, но далеко не достаточным условием дальнейшего успешной реализации личности.Это и заставляет родителей искать дополнительные возможности решения проблемы, находя ее в системе дополнительного образования.Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.Многие технологии обучения и воспитания, ставшие востребованными в современном образовании, зачастую оказываются как раз хорошо забытыми старыми педагогическими идеями, ставшими нужными на определенном этапе развития общества и системы дополнительного образования.«Все новое – это хорошо забытое старое» – гласит пословица. 
Метод проектов – яркая иллюстрация этого явления. Он возник еще в 20-е годы минувшего столетия в США и назывался методом проблем. Проект всегда предполагает решение какой-либо проблемной задачи. Человек, реализующий тот или иной, проект не просто ищет что-то новое, он решает реально, поставленную перед ним задачу. Разработка проекта – возможность сделать что-то интересное и оно всегда предполагает создание определенного продукта, будь то презентация, эссе, статья и т.д.В методическом плане важно понимать, что метод проектов предполагает составление более четкого плана для его реализации, ясного формулирования и осмысление изучаемой проблемы, разработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с намеченным планом.Разработка проекта включает основные элементы, содержащиеся в этих схемах:• подготовка учащихся к работе над проектом• выбор проблемы (темы исследования)• поиск и предложение возможных вариантов решения• сбор материала• анализ и обобщение полученных данных• подготовку и защиту итогового продукта (эссе, статья, презентацию)В ходе проведения работы по созданию проекта было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.В целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно посмотрев на эти этапы, можно понять, что это существенно обеднит процесс, а, следовательно, и педагогический результат работы.Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах реализации проекта важно осознавать, что основной ожидаемый результат это развитие творческих способностей ребенка, приобретение новых знаний, умений, навыков исследовательской деятельности и ее анализа.В конечном итоге работы над проектом мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первый - самый важный, назовем его педагогическим. Второй – это тот, что создает ребёнок своей головой и руками – макет, проект, отчет, презентацию и тому подобное.Для педагога главный результат этой работы не просто детально проработанная схема, технический рисунок или даже склеенный из бумаги макет.Педагогический результат – это бесценный образовательный опыт социально позитивной деятельности, самостоятельной творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психологических новообразований.