Целесообразность использования игровых технологий в дополнительном образовании

Игровые технологии в дополнительном образовании детей
Игра – это вид непродуктивной деятельности, целью которой является получение удовлетворения играющим.
Детская игра обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты.
Игру можно трактовать по- разному:
- игра - особый вид человеческой деятельности;
-игра - особый набор правил, требующих своего исполнения;
-игра- как форма педагогической деятельности.
В любой игре может быть реализованы следующие функции:
1. эмоционально развивающая функция ;
2. диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;
3.релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;
4.компенсаторная функция - дает человеку то, что ему не хватает;
5. коммуникативная функция - является великолепным средством для общения;
6. функция самореализации - служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;
7. социокультурная функция- в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;
8. терапевтическая функция - может служить средством лечения психических расстройств человека.
Педагог должен мастерски владеть искусством игры: точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал. При организации игры он должен опираться на те функции, которые будут для него наиболее важными.
Цель игр:
Решение поставленной задачи
Четкое выполнение правил игры
Роль подвижных игр в воспитании высока, так как они развивают не только физическую активность ребёнка, но и умственные способности, потому что помимо ловкости и определённой физической подготовки подвижные игры требуют сообразительности.
Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно совместить игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.
В ходе проведения занятий мною используются следующие игровые технологии: стихотворные физминутки, релаксационные паузы, комплексы упражнений для снятия утомления с глаз, рук и т.д.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности.
Примеры физмитнутки:
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

2.
Любопытная Варвара (Дети поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево, (Поворачивают корпус влево)
Смотрит вправо, (Поворачивают корпус вправо)
Смотрит вверх, (Поднимают голову вверх)
Смотрит вниз, (Опускают голову вниз)
Чуть присела на карниз, (Выполняют легкие полуприседания)
А с него свалилась вниз! (Резко приседают)