Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе.

МБОУ «СОШ №92 с углубленным изучением отдельных предметов»
 
Создание ситуации успеха
на уроках в начальной школе
в условиях ФГОС НОО
 
Федулова М.П., учитель первой
квалификационной категории.
 
декабрь 2016
 
   Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.
   Василий  Александрович  Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. (слайд 2)
   Тема,  связанная  с   созданием   ситуации   успеха,   не   могла   не заинтересовать и меня. Работая с младшими школьниками, я  поняла, что одной  из  важных целей обучения является развитие личности  каждого  ребенка,  это  возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что  доставляет  ребенку радость  познания.  Обучение  и воспитание  будут  способствовать  развитию ребенка в том случае, если  у  него  возникает  интерес  к  учению.  Но  как повлиять  на  его формирование?  Для  того  чтобы  сформировать  интерес  у
учащихся необходимо создавать ситуации успеха!
  Много говорят о значении ситуаций успеха, а готовы ли учителя работать так, чтобы  не навредить ребенку? Как сделать обучение интересным? Какова роль ситуации успеха? Знают ли учителя приемы создания ситуаций успеха? Если знают, то как часто применяют их на практике? На эти и другие вопросы я постараюсь дать ответы в моем выступлении.
               
Что такое успех?
 
УСПЕХ – это: 
Импульс к активной работе
Эмоциональное благополучие
Становлению личности
Залог положительного  отношения к учебе, к труду
Развитие положительной  мотивации      
Что ведёт к успеху?
 
Нетрадиционные формы урока
 
Урок – диалог, урок – соревнование
Уроки – консультации
Уроки с групповыми формами работы
Уроки – творчества
Уроки – аукционы
Уроки – конкурсы
Уроки - игры
 
Нетрадиционные формы обучения
Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой
Комбинированные  занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала
Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда
Что такое ситуация?
   Ситуация - это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя
 
Что такое ситуация успеха?
   С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
   В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
   Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
   Положительные стороны ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности, такие как тревожность, неуверенность, самооценку;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат;
развивает инициативность, креативность, активность. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
   Негативные стороны создания ситуации успеха состоят в том, что ученик может переоценить свои возможности и поставить перед собой такие задачи, которые будут ему непосильны, невыполнимы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.      Неожиданная радость.
2.      Общая радость.
3.      Радость познания.
 
   Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. 
  Неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.
   На уроках я применяю следующие  приемы “неожиданной” радости:
- «Эмоциональное поглаживание» (поддакивание, комплимент, похвала, содружество и т. д)
-    прием “Лестница”. Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
-    прием “Даю шанс”.Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
 
Следующий тип ситуации успеха это общая радость. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.
-    прием “Следуй за нами”. Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
-    прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”. Главная роль отведена учителю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
-    прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.
-    прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
   Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.
   Последним типом ситуации успеха является радость познания. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
   Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
  Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.
- успех открытия надо готовить; - внушать ребёнку, что он может достичь недоступного; - убеждать, что успехом он обязан, прежде всего, себе.
- прием “Эврика”.Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
-    прием “Линия горизонта”. Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
  На уроке создаются ситуации успеха, условия для развития личности ученика, развития мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечения эмоционального благополучия учащегося, приобщения их к общечеловеческим ценностям.
   Необходимо формировать на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи (работа в группах, парах).У ребят от успеха рождается вдохновение, появляется интерес к учению.
   Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
 
Технологические операции создания ситуаций успеха:
Доброжелательность окружающих:  улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться”
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу”. “Так хочется поскорее увидеть”
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы.”. “Только тебе я и могу доверить”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой”
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы:  краткие реплики  мимические жесты
Авансирование (твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.)
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с..”. “Выполняя работу, не забудьте о..”.
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.
Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.
 
Методы дифференцированного обучения 
  Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.
  Класс, в котором работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. На уроках очень часто применяю дифференциацию учебных заданий.  «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора» (Ш.А.Амонашвили).  Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют  какой вариант будут выполнять. Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания.
   Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. 
Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.
  Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. 
В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые нами в своей педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах ( тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).
   Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Город моего будущего”, “Улица моей мечты”, “В гостях у сказки” и т.д.
   Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:
развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;
построение учебного процесса с опорой на интересы детей.
   В результате организации «ситуации успешности» на уроке удалось пронаблюдать положительную динамику в росте позитивного настроения- 56%-69%, трудности в принятии учебной задачи- 36,4%-15,2%, повысилась мотивация обучения 35%-67%, повысился уровень познавательной активности 8%-26%.     Положительные стороны успешности на уроке очевидны, т.к. в полной мере создаются благоприятные условия формирования умений и навыков младших школьников. .
   В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
  Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
   Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.
   Литература
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991-
Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:"Просвещение",1991.
Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991.
Кочетов А. И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.:"Просвещение", 1986.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.М.: "Владос", 1995.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное       образование", 1998-53.
Сухомлинский В.А. Верьте в человека. Киев, 1960.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1972
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика",       1974.
Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель – ученик". // Педагогика, 1998- №6.
Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников,1997-№2.
 
Сайты сети Интернет.
  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 










13PAGE 15


13PAGE 14115




15