Проект СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей
каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире (из Национальной
образовательной инициативы «Наша Новая школа» ).
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает
заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников.
Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он
теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения?
Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать
интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
В новой школе нужны новые технологии, дифференциация
содержания образования, использование активных методов обучения,
пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться
строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее
оптимальных условий для развития личности ребёнка. Одним из таких
условий является создание ситуации успеха. Задача учителя – создать
каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в
собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок
был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить
саморазвитие личности.
Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен
создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и
внутреннее удовлетворение.
Внимание этой проблеме уделяли в своих работах В. А. Сухомлинский,
Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, В.Ю Титюков, Н.Е Щуркова.
В их педагогических трудах выделены условия, способствующие
созданию ситуаций успеха, своеобразие ситуаций успеха и пути их
реализации. Однако процесс создания ситуаций успеха изучен недостаточно.
В этой связи тема имеет актуальное значение.
В качестве объекта исследования выступает организация ситуации успеха
в педагогическом процессе.
Предмет: создание ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе,
влияющих на формирование познавательного интереса учащихся.
Цель заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически
подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на
успешное обучение младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом, были сформулированы
следующие задачи:
- раскрыть понятие “успеха” и “ситуации успеха”;
- выявить возможность использования ситуаций успеха в учебно-воспита-
тельном процессе;
- определить влияние ситуации успеха на обучение учащихся;
Для реализации задач использовался комплекс методов:
- теоретический анализ научной литературы;
- наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и внеурочное время;
- проведение психологической и педагогической диагностик;
- анкетирование и тестирование учащихся;
Гипотеза: преодоление трудностей в обучении возможно при создании
условий:
- создание ситуации успеха;
- учет индивидуальных особенностей
Глава 1. Теоретические основы использования ситуаций
успеха в учебно-воспитательном процессе
1.1. Понятие ситуации успеха
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их
сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь
воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю
жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник
его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех.
Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка
тем более.
Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребёнок впервые скажет
себе пушкинское: “Ай да я, молодец!” – свершится самый нужный
педагогический акт, в котором творец-ребёнок, вдохновитель и организатор –
Учитель.
Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать
каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам
успех результат подобной ситуации.
Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных
достижений.
Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом
педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций
оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду,
что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить
психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его
деятельности, взаимоотношений с окружающими.
Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего
движения личности. Особенно если это касается учебы.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.
Точка зрения Характеристика успеха
1.Социально-психологическая Соотношение между ожиданиями
окружающих, личности и результатами
её деятельности. Когда ожидания
личности совпадают или превосходят
ожидания окружающих.
2. Психологическая Переживание состояния радости,
удовлетворения оттого, что результат
совпал с ожиданиями, надеждами
личности, либо превзошёл их.
3. Педагогическая Это результат продуманной,
подготовленной стратегии, тактики
учителя, семьи.
Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении – это его
духовная жизнь, его внутренний мир.
Ребёнок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает
свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и
не удается. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает.
1.2. Создание ситуации успеха на уроке
Свою работу в 1 классе начинаю традиционно – с изучения личности
ребёнка, условий жизни учеников, знакомства с семьёй, её проблемами. На
основе педагогического наблюдения составляю на каждого ученика
«Психолого-педагогическую карту» . Эта карта включает в себя все уровни
социализации ученика в деятельности и общении. По проведенным мною
исследованиям в 1 классе (2014г.) оказалось, что из 24 учащихся:
у 3 уч-ся умения практически не сформированы;
у 5 уч-ся сформировано частично;
у 10 уч-ся -почти сформировано;
у 6 уч-ся устойчивое владение.
Были определены виды деятельности, в которых реален успех ученика
и на этой основе проектировала личностное развитие.
Важным принципом моей работы является принцип комфортности и
стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном
этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уро-
ке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфорт-
но и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое дей-
ствительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтап-
ность и высокий темп уроков (особенно в начальный период обучения) даёт
возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет
разнообразить виды речевой, игровой деятельности.
Как известно, отдых – это смена рода занятия, а потому очень важно че-
редовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помога-
ют используемые в работе технологии:

· игровая,

· элементы исследовательско-проектной деятельности

· информационно-коммуникационной,

· личностно-ориентированный подход.
Начальным этапом конструирования ситуации успеха стало
формирование благоприятного социально-психологического климата в
межличностных отношениях. Старалась смотреть на педагогическую или
другую ситуацию глазами ученика, чтобы понять мотивы его поступков,
причины затруднения.
С помощью «Экрана настроения» в 1 классе наблюдала за
эмоциональным состоянием детей. В конце учебного дня ребята
раскрашивали на листочке кружок цветом, соответствующим настроению.
Данные переносила в таблицу - цветоматрицу коллектива . Старалась
выявить факторы, воздействующие на настроение учащихся. Часто
приходилось объяснять ребятам, как надо помочь человеку, как к нему
относиться, как быть к нему доброжелательным, терпеливым, как видеть
добрые черты характера. Одних уговоров иногда было мало. Необходима
была и помощь, тесная связь с родителями.
Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я
использовала систему Г.С. Коротаевой, которая предусматривала работу по 4
блокам, которая рассматривается в системе.
Все ситуации успеха были направлены на получение максимально
высокого результата в обучении, воспитании и развитии личности.
Первый блок: Индивидуализация в процессе обучения
1. Коррекционные занятия:
- ликвидация пробелов (использование различных диагностических
материалов и коррекция знаний каждого ребёнка);
- опережающие задания (предварительное изучение с ребёнком сложного
материала, так называемая репетиция).
2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с классом:
-иная форма объяснения (использование вариативного изложения
материала с помощью более доступных слов и выражений);
- многократные повторения (повторение сказанного более тихим голосом,
индивидуальное обращение);
- разнообразные разноуровневые вопросы (использование для отдельных
детей так называемых подсказывающих вопросов);
- предоставление возможности выполнить задание (важно, показать то,
что ученик знает);
- диадическое общение (общение один на один, предполагающее более
тесный контакт с конкретным ребёнком);
3. Индивидуальные задания на уроке:
- разноуровневые (предоставление возможности выбора задания разной
степени сложности);
- предельной сложности (оказание помощи в выборе задания, лежащего в
зоне ближайшего развития данного ребёнка).
4. Индивидуальные задания вне урока:

· анонсирование (предварительное обсуждение того, что ребёнок должен
сделать, помочь ему подобрать литературу, определить тему
сообщения, выслушать первый вариант сочинения; своего рода
репетиция для «сомневающихся»).
Второй блок: Использование нестандартных форм и методов работы с
детьми привело к повышению творческой активности, интереса к учению,
повышало качество знаний.

· Работа учащихся в парах;

· Работа в группах;

· Проблемное обучение – создание специальных ситуаций
интеллектуального затруднения и их разрешение.

· Приём «выбор». Ученик иногда может выбрать себе домашнее
задание по предмету, наметить количество примеров, задач, которые
должен будет решить за урок и т.д.

· Метод опорных схем. Это вид обобщения и «подсказки» для
учеников, которым не всегда удаётся успешно освоить
· тему.
Математические тренажёры для совершенствования вычислительных
навыков. Очевидно, что чем выше скорость вычислений, тем выше уровень
образованности по математике.
Чтобы преодолеть замедленное, затруднённое чтение, с детьми
выполняла следующие упражнения:
- мгновенное (за 1-2 с) чтение слов средней сложности с доски, с листа, из
текста,
- чтение слов по слоговым таблицам, словарным карточкам,
- звуковая разминка,
- предварительное чтение тематического словаря (перед чтением текста),
-вычитывание новых слов из текста и их отдельное проговаривание
(поисковое чтение, просмотровое чтение),
- чтение за лидером, на время, по цепочке и др.
- чтение скороговорки, увеличивая темп,
- жужжащее чтение в обычном темпе и в темпе скороговорки по команде
«Молния»,
Для развития поля зрения, перед диктантом, изложением, сочинением
проводила такую работу: выписывала трудные слова и включала их в работу
на уроке. Дети читали их хором, индивидуально, запоминали их, объясняли
написание, составляли с ними предложения. Это давало возможность
предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.
В 3 классе один раз в неделю проводила домашнее списывание из
текстов по литературному чтению или природоведению. По пометам на
полях ребята сами находили ошибки. Считаю, что необходимо детям как
можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический
образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже
автоматически.
Использовала задания к тексту, которые вызывали интерес к чтению:
- Чтение по ролям.
- Придумать своё окончание к рассказу.
- Составить вопросы к тексту.
- Читала текст и заканчивала на самом интересном месте, предлагала
учащимся закончить чтение.
- Предлагала проблемный вопрос, для ответа на который у ребёнка нет
необходимых знаний, предлагала найти ответ в тексте.
Для организации успеха использовала и творческие задания, которые
отмечала специальной оценкой только «хорошо» и «отлично». Обычно
ребёнок боится плохих отметок за орфографические ошибки, но если даже
при их наличии его работу отметила как своеобразную, неповторимую, то в
ребёнке развивалось чувство гордости, уверенности в своих силах.
Стремилась к тому, чтобы каждый урок был интересным,
познавательным, способствовал развитию учащихся.
Ситуацию успеха для ученика старалась создать на любом уроке,
используя карточки с дифференцированными заданиями. Получали
удовольствие, как сильные ученики, так и слабые при создании ситуации
выбора на уроке во время самостоятельной работы.
Задания различного уровня трудности предлагались при изучении тем:
умножение и деление. Например, для проверки умения выполнять деление на
однозначное число предлагала три варианта заданий. 1 вариант – самый
трудный, 2 – менее сложный, 3 – самый лёгкий. Каждый ученик имел
возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант. Работа
оценивалась одинаково, не зависимо от того, какой вариант был выбран.
Задания различного уровня трудности по теме « Умножение и деление»
1 вариант
109
· 7
436 : 4
246 + 479
2 вариант
486
· 2
792 : 3
(608 -359) +12
3 вариант
2
· 462
774 : 2
( 980-800) + (320 -20)
При составлении контрольных работ по математике также разрабатывала
несколько вариантов разного уровня трудности. Для тех, кто испытывает затруднения в
выполнении заданий, в помощь давала карточки-консультанты с планом решения задач
или с их краткими записями. Ниже приведу пример задания с карточкой-консультантом:
Задача
С овощной базы в три магазина отправили фрукты. В 1 магазин – 60
ящиков с фруктами, во второй – на 20 ящиков меньше, чем в первый, в
третий – в 2 раза больше, чем во второй магазин. Сколько всего ящиков с
фруктами отправили в три магазина?
Образцы карточек – консультантов:
1м. – 60ящ.
2м. – ? на 2ящ. меньше ? ящ.
3м. – ? в 2 раза больше
1. Сколько ящиков с фруктами отправили во второй магазин?
2. Сколько ящиков с фруктами отправили в третий магазин?
3. Сколько всего ящиков с фруктами отправили в три магазина?
Третий блок: Повышение статуса ребёнка в коллективе
1. В 1-2 классах я практикую полное комментирование, в 3-4 классах –
частичное и выборочное. Стараюсь внимание сосредотачивать не на
ошибках, а на удачах, победах, пусть даже очень маленьких. У детей не было
страха в ожидании вызова, они работали активно. Использую с 1-го класса
комментируемое письмо. Оно заключается в следующем: учитель диктует
предложение всему классу орфоэпически; один из учеников (вначале это
лучший по успеваемости, а за ним тянутся остальные) не вставая с места,
громко проговаривает слово по слогам орфографически, объясняет
правописание. Ученики всего класса следят за комментированием, проверяя
свои знания. Если ученик – комментатор затрудняется объяснить
правописание слова или замолкает, его сразу заменяет другой ученик.
Молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово.
Положительные эмоции, которые дети получали от безошибочного письма,
способствовали продвижению ребёнка в личностном развитие. Внушала
детям, что они всё смогут, всё усвоят и узнают, один раньше, другие
позже..., было бы желание.
2. Диалог. Не добивалась немедленного принятия нужной
формулировки, а выслушивала самые разнообразные, даже неожиданные
суждения. К выводу ученики приходили сами путём коллективного
творчества. Диалог доступен и «слабому», и «сильному» ученику. Тем самым
в классе создавалась гуманная атмосфера, развивающая мышления и
способствующая самовыражению каждого.
3. Сотворчество. Были в классе ребята, у которых не развито
воображение. Учила ребят сотворчеству. На уроках технологии и ИЗО
разрешала сидеть по желанию. А на сочинении разрешала детям
посоветоваться и читать черновик вслух соседу (на слух скорее будут
замечены речевые ошибки, пропуски слов и т.п.) При проверке домашнего
задания по литературе дети работали в парах постоянного состава. При этом
если задано выучить стихотворение наизусть, они рассказывали его друг
другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть его
читал один ученик, а вторую – другой. То же самое и с заданием отвечать на
вопросы к тексту. По окончании работы задавала вопрос: «Кто хочет сказать
доброе слово об ответе товарища?» Затем спрашивала: «А кто считает, что
ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь
класс?» Выступление у доски становилось для ребят особой честью и все
старались изо всех сил, чтобы этой чести добиться.
Четвёртый блок: Технологические приёмы взаимодействия учителя
и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной
деятельности:
1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»).
2. «Упреждающий контроль» Заранее предупреждала о предстоящей
проверке знаний, советовала, как подготовиться.
3. «Содержательное оценивание».
4. «Я в тебя верю». (Оптимистическая гипотеза).
5. «Позитивное рецензирование». Перечень достоинств работы, но с
соблюдением чувства меры, чтобы ученик не переоценил свои возможности.
6. «Скорая помощь». Разумная помощь при выполнении задания «слабыми»
учениками.
7. «Отсроченная отметка». Постановка более высокого балла за ответ, но при
некоторых условиях.
8. «Похвала». Хвалю исполнителя, критикую исполнение.
9. «Престижная отметка». Иногда ставлю только ту отметку, которую желал
получить ребёнок. (Например, при проверке знания таблицы умножения)
10. Обращение к ребёнку только по имени.
11. Опора на психические особенности личности ребёнка. Хвалила детей за
то, что у них лучше получается: одних за быстроту реакции, скорость
выполнения задания, других – за сосредоточенность, вдумчивость,
ответственность.
12. Поощряла стремление к самовыражению и самореализации в творческих
делах.
13. В начале каждого урока сообщала детям, какие нам предстоят важные
дела. Иногда план урока, если это нужно, писала на доске. Старалась, чтобы
записи познавательных задач по своим формам вызывали у детей интерес.
Иногда предлагала выбирать, с какого задания начнём урок.
14. Когда урок проходил особенно напряжённо, в познавательной борьбе, я
чувствовала внутреннее удовлетворение, то в конце урока выражала детям
благодарность, объясняла им, чему они меня научили.
15. Просила оценить урок, какие задания больше всего понравились, какие
нет, почему; у кого какие возникли проблемы; что они хотят посоветовать
мне.
16. Если урок прошёл неудачно, то признавалась перед детьми, что наш урок
не был таким содержательным, увлекательным, при возможности объясняла
причину. Сообщала, какие у меня были пожелания к ним.
17.Часто обращалась к детям с просьбой помочь мне: подготовить задания
(кроссворды, вопросы), найти произведения на такую-то тему, такого-то
автора для наших будущих уроков, составить сообщение.
18. При оценке работы ребёнка особое значение придавала:
- стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении
задания независимо от того, справился он с ним или нет;
- достигнутому успеху,
-его отношению к учению;
-его личным позициям, точкам зрения;
-его возможностям достичь большего успеха.
19. Поощряла в каждом ребёнке: смелость ума, умение сомневаться,
разумный риск, стремление к самостоятельности, готовность защищать свою
точку зрения, обдумывание, постановку сложных вопросов, пытливость,
любознательность, самоконтроль, стремление находить и исправлять свои
ошибки.
20. Старалась придать общественную значимость успехам ребёнка:
- говорила об этом детям как о радостном для всех событии;
-при всех поздравляла ребёнка с успехом, жала ему руку в знак уважения;
-сообщала родителям – как и в чём ребёнок порадовал нас всех, какую
трудность он преодолел, какой добрый и честный поступок он совершил.
Использовала методику недописанного тезиса: «Мне на уроке хорошо,
когда », «Мне на уроке плохо, когда ». У детей в основном наблюдалась
связь с отметками. Отметки рождают в них тревожность, страх перед
оценкой. В целях правильного понимания школьниками успеха в учении
дополняла и корректировала отметочные стимулы содержательным
оцениванием, которое позволяло отметить конкретные достижения или
неудачи ученика, объяснить их причины, развернуть дальнейшую
перспективу.__

·