Урок по обществознанию в 10 классе «Рынок, цена, конкуренция»


Урок обществознания в 10 классе на тему
«Рынок, цена, конкуренция»
Цели: ввести понятия рынок, рыночная экономическая система, цена, конкуренция; выявить функции рынка; расширить знания учащихся в разделе “Рыночная экономика”, углубить понимание ими процессов функционирования рыночной экономической системы; развитие коммуникативной культуры учащихся; развитие умений выделять главное, анализировать общественные явления, приводить примеры, делать выводы.
Оборудование: ПК с проектором, экран
Материал: презентация, приложения, карточки, стиплер.
План урока: 1.Рынок: признаки, функции, задачи.
2.Цена – механизм функционирования рынка
3.Конкуренция.
Ход урока:
I.Организационный момент
Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Поприветствуйте партнеров по лицу и партнеров по плечу и пожелайте друг другу хорошего дня.
II. Актуализация. Сейчас обратите внимание на слайд, прочитайте высказывание и подумайте о чем оно.
«Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают».Фридрих Хаек. (выводы: экономика, экономическая сфера)
Давайте проверим домашнее задание и вспомним основные термины, понятия, которые необходимы нам при изучении экономической сферы общества.
III. Проверка домашнего задания
Для этого мы используем структуру ДЖОТ ТОТС. На столах лежат карточки, каждый берет по 3 штуки. Вы должны будете подобрать и записать на них термины, связанные с темой «Экономика как хозяйство и наука». (2 минуты)
Для закрепления знаний проведем КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. Каждый участник, начиная с первого, дает определение записанным терминам в 3 раунда. (7-8 минут)
Второй участник каждой группы называет один термин и дает его определение.
А сейчас, используя полученные ранее знания, попробуйте охарактеризовать экономику нашей страны в настоящее время (выслушиваются ответы, делается вывод: основу современной экономики составляет рыночная система). А что же представляет собой рынок, какие функции он выполняет, какими механизмами приводится в действие? Обо всем этом поговорим сегодня на уроке, ответ на вышеперечисленные вопросы будет целью нашей работы. Запишите тему в тетрадях: «Рыночные механизмы»
IV. Основная часть.
Рынок и его функции.
Для начала нужно выяснить, что понимается под словом «Рынок». Это мы узнаем с помощью структуры ФИНКТ РАЙТ РАУНД РОБИН. Организуется работа с термином. Выслушиваются ответы нескольких учеников (3 участник). В ходе обсуждения выясняются два значения этого слова, определяется рынок как экономическая система.
1) Место купли-продажи товаров, встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы;
2) Форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты, на основе которых совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.
Экономика, основанная на таких отношениях, называется рыночной. Основные причины возникновения рыночной экономики: развитие разделения труда (специализация; возможность и необходимость обмена, купли-продажи); частная собственность (формирование свободных цен).
Задачи рынка. На рынке может продаваться только то, что уже произведено, следовательно, рынок охватывает и обмен, и производство, и потребление. Рынок определяет направления преобразований в самом процессе производства, реальную цену товара, реальную зарплату работников и прибыль предпринимателей, производство тех товаров, которые действительно нужны обществу.
Рынок выполняет ряд важных функций, которые определяются стоящими перед ним задачами. Давайте рассмотрим эти функции.
На столах учеников лежит информация о функциях, учащиеся прочитывают, обсуждают и каждая группа на конкретном примере объясняет одну из функций классу (2 участник). Прослушиваются ответы и делаются выводы.(5 минут)
ИНФОРМАЦИОННАЯ:
Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции (если цена повысилась) не хватает и где и какая продукция произведена с избытком (цена снизилась, скидки). (Пример. Если цена на телефоны САМСУНГ повысится, это говорит производителю о том, что данная марка телефона покупается потребителями больше и нужно увеличить его производство. В то же время цены на НОКИА снизились, потому что их стали меньше покупать и продавцы установили скидки, чтобы таким образом привлечь внимание покупателей и не лишиться прибыли.)РЕГУЛИРУЮЩАЯ:
Цены помогают устанавливать пропорциональность в развитии экономики, регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей. (реагируя на изменение цен, производитель корректирует объем товаров, меняет ассортимент, повышает качество товаров. Пример. Перед началом зимнего сезона производители одежды и обуви снижают цены на осеннюю коллекцию и прекращают на время их производство, чтобы тратить свои ресурсы, деньги для производства зимней одежды, которая сейчас принесет большую прибыль)СТИМУЛИРУЮЩАЯ:
Фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки, так как повысить цену своего товара им мешают конкуренты с такой же продукцией. Поэтому для частного предприятия снижение издержек является вопросом его выживаемости в условиях рыночной экономики. Рынок стимулирует технический прогресс. (Пример. В районе открылась новая пекарня, где используют новейшее оборудование. Благодаря этому пекарня сэкономила на затратах и снизила цену хлеба. А прежняя пекарня не могла снизить цены, в этом случае она не получала бы прибыль. В результате покупатели предпочли покупать хлеб новой пекарни, старая же лишилась покупателей и обанкротилась)САНИРУЮЩАЯ:
Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц (товары которых перестали пользоваться спросом) и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным (фирмы, которые способны заинтересовать потребителя, производящие нужный товар). (Пример. Когда фирма А начала производство автоматизированных стиральных машин, которые намного облегчают стирку белья, фирма Б, производящая машины прежних конструкций, начала терпеть убытки и вынуждена была закрыться)
2. Цена – основной механизм функционирования рынка
Еще раз обратите внимание на функции рынка и попробуйте выявить главный механизм, с помощью которого рынок регулирует и стимулирует производство (цена). Аргументируйте и обсудите свой выбор с партнером по лицу (высказывается четвертый участник каждый группы). (1 минута)
Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара, т.е. денежное выражение стоимости товара. (работа с термином, записи)
Вывод: Рыночная экономика управляется ценами, которые определяются количеством произведенных товаров и спросом на них. Они посылают «сигналы» покупателям и продавцам, обеспечивая восприимчивость экономики к колебаниям спроса и предложения. Цены выполняют две основные функции: ограничивают потребление ресурсов и служат мотивацией для производства. Но есть еще один механизм, который приводит рынок в действие. Для этого необходимо заполнить пропуски в высказываниях (презентация). 1. Рыбы в море поступают, как люди на земле: большие поедают малых. (У. Шекспир). 2. КОНКУРЕНЦИЯ – жизнь торговли и смерть торговцев. (Элберт Хаббард). 3. КОНКУРЕНЦИЯ обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей. (Дэвид Сарнофф). 4. Там, где нет КОНКУРЕНЦИИ, спится лучше, но живется хуже.
3.Конкуренция. Экономическая наука не без оснований исходит из того, что люди в своих хозяйственных делах преследуют свой личный интерес. При этом интересы разных людей неизбежно пересекаются и противоречат друг другу, между ними возникает соперничество. Конкуренция в экономике всегда возникает там, где количество благ ограничено. Если много человек пьют из полноводного источника, конкуренции между ними нет. Но если источник находится в пустыне и не может напоить всех – она неизбежна. Давайте попробуем дать характеристику «конкуренции», исходя из ранее полученных знаний. Для этого мы используем структуру РАФТ. Вы будете выступать в роли исследователей конкуренции, которым нужно подготовить брошюру для широких слоев населения. Для этого нужно указать: 4 участник – определение термина (конкуренция в экономике), 3 участник – конкретный пример из жизни, 2 участник – положительные черты конкуренции, 1 участник – отрицательные черты. Перед вами лежат листы и стиплеры. Каждый участник, после обсуждения в группе, берет и заполняет отдельный лист, после окончания работы все листы скрепляются. Выслушиваются выступления (5-7 минут, опрашивается 1 участник каждой группы).
Конкуренция - это борьба между производителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи. (работа с термином). Делаются выводы по теме.
IV. РЕФЛЕКСИЯ: Что нового узнал на уроке?/ Чему научился? Делимся с партнерами по плечу. Начинает тот, у кого день рождение ближе к Новому году.
Мы вспомнили сегодня на уроке, что собой представляет рынок, познакомились с его функциями и основными механизмами, которыми являются цена и конкуренция. Остальные механизмы рассмотрим на следующем уроке.
Д/З: выявить положительные и отрицательные черты рынка на конкретных примерах