План-конспект урока Спрос и предложение (8 класс)


Спрос и предложение. Закон спроса и предложения. (8 класс)
Цели урока:
дать представление о спросе и предложении, о факторах, влияющих на формирование спроса и предложения, о законах спроса и предложения;
способствовать формированию навыков самостоятельной работы, умению анализировать теоретический материал, аргументировать его примерами;
способствовать формированию теоретического мышления.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Оборудование: доска, презентация, листы самоконтроля знаний учащихся.
I. Организационный момент.Сегодня на уроке нам предстоит понять, как в условиях рыночной экономики регулируются цены соотношением спроса и предложения, какие факторы влияют на формирование спроса и предложения, выполнить практическую работу по теме урока.
II. Изучение новой темы.
План урока:
Спрос, величина спроса, закон спроса.
Факторы, влияющие на формирование спроса.
Предложение, величина предложения, закон предложения.
Актуализация знаний:
Словарная работа. Что означают понятия товар, услуга, товары низшей категории, нормальные товары, доходы населения?
Назовите основные свойства товара.
Каждый человек нуждается в тех или иных жизненных благах, но реально возможности приобрести товары нередко расходятся с потребностями. Потребитель чаще всего при выборе того или иного товара, той или иной услуги ориентируется на их цены. Так формируется спрос.
Спрос – это сложившаяся на рынке в некоторый период времени зависимость объема товара определенного вида, который потребители готовы приобрести (величины спроса), от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями / продавцами.
91059095250Под величиной спроса понимается то количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.
Беседа: → Какой фактор, прежде всего, влияет на формирование спроса потребителей?
РP – цена товара;
Q – количество товара;
DD – кривая спроса.
Q
→ Какую закономерность можно вывести на основании этого графика?
Закон спроса: повышение цен обычно ведет к снижению спроса, а снижение цен – к его увеличению.
→ Все мы с вами потребители и периодически приобретаем те или иные товары, пользуемся услугами. На формирование спроса влияют и другие факторы. Как вы думаете, какие еще факторы, кроме цены влияют на формирование спроса? (В результате беседы с учащимися, лекции учителя учащиеся заполняют таблицу)
Факторы формирования спроса Примеры
Цена Тип товара:
а) товары низшей категории
б) нормальные товары
в) товары престижного спроса Доходы потребителей Цены на дополняющие и заменяющие товары
а) Дополняющие товары – товары, обеспечивающие работу друг друга.
б) Замещающие товары – товары-аналоги, удовлетворяющие те же потребности и конкурирующие за спрос. Численность и половозрастной состав покупателеРелигиозно-культурные традиции, влияющие на потребление Ожидания относительно динамики цен в будущем Сезонность Предложение – это сложившаяся на рынке в некоторый период времени зависимость объема товара определенного вида, который производители/продавцы готовы предложить (величины предложения), от цен, по которым этот товар может быть продан.
-64198574295Величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в данный период времени и в данном месте при определенном уровне сложившейся рыночной цены на этот товар или услугу.
PP – цена товара;
Q – количество товара;
SS – кривая предложения.
Q
Закон предложения: как правило, рост цен вызывает увеличение количества выпускаемых/предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен – уменьшение этого количества.
Домашнее задание: §11, ответить на вопросы в конце параграфа.
Практическая работа (в целях закрепления знаний учащихся).
46062904044950На рисунке отражена ситуация на рынке свежезамороженных овощей (Р – цена товара; Q – количество товара). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1).P
Чем может объясняться подобное изменение? D1 D
В стране ведется активная пропаганда здорового питания.
Доходы населения стабильно снижаются.
Отсутствует реальная конкуренция производителей.
Сельскохозяйственный сезон длится 5-6 месяцев.Q
Накануне Пасхи в ряде стран формируется спрос на пасхальные куличи. Какой фактор формирования спроса действует в данной ситуации?
сезонность3) снижение цен
религиозные верования4) интенсивная реклама