Урок Предпосылки петровских реформ. Росси на рубеже веков

Поурочное планирование на тему «Предпосылки петровских реформ. Петр I. Россия на рубеже веков».

Цели урока:
Охарактеризовать внутриполитическую ситуацию в России в рассматриваемый период.
Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.
Развивать мыслительные навыки и познавательные умения учащихся.
Воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с личностями: Федора, Ивана, Софьи и Петра. А также основными историческими деятелями того периода времени.
Рассмотреть основные идеи преобразования России, существовавшие в XVII веке.
Развивающие:
Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
Развить умение работы с текстом учебника, картой и визуальными источниками;
Способствовать развитию коммуникативных навыков и навыков взаимодействия в рабочей группе.
Воспитательные:
Вызвать заинтересованность и желание познать новое;
Воспитывать уважение к историческому прошлому России.
Оборудование:
Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России конец XVI-XVII века», 7 класс, М.: 2010 г. ( текст, иллюстрации, карты).
Карта Россия в XVII века.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Приветствие.
Тема урока.
План урока: 1. Предпосылки петровских преобразований.
2. Петр I. Детство и юность.
3.Двоевластие. Регентство царевны Софьи. Начало царствования Петра I.
4. Азовские походы.
5. Великое посольство.
2.Актуализация знаний :
Дома учащиеся читали параграф 12, находили в тексте учебника ответы на вопросы в конце параграфа. Данное задание было дано с опережением.
Классу задаются вопросы: Как они поняли, в чем заключаются предпосылки петровских преобразований? (усиление западного влияния на Россию: привлечение иностранных специалистов, появление Немецкой слободы, распространение образования среди российских жителей, с привлечением иностранных учителей).
Можно ли считать, что подобная, внутриполитическая обстановка в России подготовила почву для реформ?
4.Изучение нового материала ( 25 минут):
1. Предпосылки петровских преобразований.
Классу дается задание, по рядам- 1ряд А.Л. Ордин-Нащокин, 2 ряд- В.В. Голицын, 3 ряд- Юрий Крижанич. Ребята в течение нескольких минут вспоминают тексты учебника, после чего заполняется таблица:
Общие черты программы будущих преобразований России.
А.Л. Ордин-Нащокин
В.В. Голицын
Юрий Крижанич

Расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.
Союз с Речью Посполитой, при войне с Турцией.
Ввести рекрутскую повинность
Перейти к постоянной армии
Элементы самоуправления
Предоставил льготы русскому купечеству
Почтовая связь: Москва-Вильно-Рига
Поддержку торговли и ремесел
Отмена крепостного права
Наемная армия

Европейская система образования в России
Борьба с «немецкой опасностью» - создание государства- обеднявшее православных и католиков

Вывод: в России к концу XVII века назревает необходимость реформирования, большая часть образованного населения осознает это, и предлагает ряд мер по преобразованию и улучшению российского общества.
2. Петр I. Детство и юность.
Но в 1676 году умирает Алексей Михайлович, его наследником становится Федор Алексеевич. Его правление было не столь долгим, он умирает в 1682 году. Однако в свое краткое правление он успел сделать достаточно много для России. Под его руководством была закончена русско-турецкая война 1676-1681гг. Он отменил местничество. Что такое местничество? В России в XIV веке был введен порядок замещения должностей в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали предки. Вся служба предков была записана в особых книгах, они назывались разрядными. По приказу Федора Алексеевича все разрядные книги были сожжены, а знатное дворянство занесено в родословную книгу только для того, чтобы помнить заслуги предков. При правлении Федора Алексеевича при дворе растет власть Милославких. 30 мая 1672 года родился Петр, Федор любил Петра и с 5 лет назначил ему учителем Никиту Зотова, но когда Петру исполнилось 10 лет Федор Алексеевич умирает. Наследника у Федора не было, и растет влияние Нарышкиных. Следующим царем должен стать Иван Алексеевич (Милославский), однако он был слаб здоровьем и это привело к тому, что бояре назначили царем Петра. В ответ на это Милославские подняли стрелецкое войско и двинулись к Кремлю. Стрелецкое восстание 1682г.
3. Регентство царевны Софьи. Начало царствования Петра I.
Итогом стрелецкого выступление стало- назначение регентом при Петре и Иване, царевны Софьи, Петр же удаляется из столицы в Немецкую слободу, и предается своим увлечениям. Обращаемся к документу на с. 104 (И.Г. Фоккеродта «О начале строительства русского флота»). Для иллюстрации рассказа. Так создается первый «флот» и потешные полки. Но в 1689 году царевна Софья готовит заговор, по результатам которого к власти приходит Петр и Иван, а Софью отправляют в Новодевичий монастырь. А в 1696 году начинается самостоятельное правление Петра.
По ходу изложения второго и третьего пунктов плана учащиеся совместно с учителем составляют таблицу:
Дата
Событие

1645-1676
Царствование Алексея Михайловича

1676- 1682
Царствование Федора Алексеевича (русско-турецкая война 1676-1681гг., отмена местничества)

1682
Восстание стрельцов, заговор Милославских

1682- 1689
Регентство царевны Софьи, при Петре и Иване

1689
К власти приходят Петр и Иван, а Софью отправляют в Новодевичий монастырь

1696
Смерть Ивана, начало единовластного правления Петра I Великого ( 1682- 1725)


4. Азовские походы.
Мы отмечем, что еще до смерти Ивана, в 1695 году Петр издает указ о походе на Крым. Петр понимал, что России необходимо получить выход к Черному или Балтийскому морю, в качестве противников были выбраны турки и в 1695 году русские войска осаждают Азов. Учащиеся читают с. 102, и отвечают на вопросы (на доске): годы Азовских походов (1695, 1696), причины неудач первого похода(споры в командование, слабость артиллерии, отсутствие флота). Итоги второго похода: выход к южным морям был открыт. Выводы записываются в тетради.
5. Великое посольство.
Для начала ребятам предлагаем вспомнить страсть Петра к преобразованием, новшеству, изобретательству и европейской культуре. Далее, учитель излагает события Великого посольства 1697-1698 гг., ученики даты и задачи поездки (знакомство с жизнью и порядками европейских стран) фиксируют в тетрадь, параллельно учитель записывает на доске. Но в 1698 году, под руководством Софьи был организован очередной стрелецкий заговор, мы обращаемся к картине Сурикова «Утро стрелецкой казни», класс задает вопросы к картине, и дает ответы. Учитель сообщает, что участвовали в стрелецком восстании 4 тыс. участников Азовских походов, из них в 1698-99гг. было казнено 1182 человека, 601 сослано. Казни продолжались до 1707 года (поэтому и утро стрелецкой казни). Учеников знакомят с символикой картины: храм Василия Блаженного- символ единства царя с народом. По итогам обсуждение данной картины, класс приходит к выводам: раздел общества на до петровское и петровское, необходимость и логичность последующих реформ Петра, складывание сложной социальной обстановки.
5. Закрепление изученного материала ( 5 минут):
Учащимся предлагается решить кроссворд следующим образом. Учитель записывает на доску слова, а ученики задают вопросы, пользуясь знаниями, полученными на уроке. Например, где селились все иностранные специалисты, прибывавшие в Россию, любимое место пребывания Петра в детстве и юности? (Немецкая Слобода).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
6. Домашнее задание: параграф 13.

Использованная литература: 1. История России конец XVI-XVII век. Поурочные планы по учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. Волгоград: 2011г.
2. Ишимова А.О. История России в рассказах для младшего возраста. М.: 1993г.

АЩОКИН

4

РДИН

4

3. Г ОЛИЦЫ

РИЖАН
ИЧ

3

ОЛОЦ К ИЙ

3. П О

2

РЕЛ

В

7. А З

СОЛЬСТВО

6
П

Л И К О Е

6. В

ЕШНЫЕ

5
П
О

5. Л

Ф О Р Т

С Л О Б О Д А

1

Я

А

К

Ц

Е

М

Е

Н

1




15