История Древнего мира. Урок-игра Олимпийские игры (5 класс)


5 класс. Всеобщая история. Учитель: Мельник Людмила Николаевна
Тема урока: «Олимпийские игры»
Цель: повторить и обобщить знания учащихся по изученной теме; формировать умения использовать полученные знания в группе, коллективе; знать историю Олимпийских игр, спортивные традиции, с помощью игры; воспитывать толерантное отношение к высказываниям и ответам других, заинтересовать детей спортом.
Форма урока: игра «Олимпийские игры»
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Учащиеся объединяются в две команды, определяется состав жюри, правила игры; учащиеся предварительно должны бать ознакомлены с материалом параграфа 33.
В соревнованиях участвуют 2 команды (названия придумывают самостоятельно), лидер команды определяется жребием (в конкурсе «Прыжки в длину» ему предстоит выступатьс презентацией или рассказом).
Всего предполагается 5 конкурсов: прыжки, бег, метание диска, копья и борьба.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Основание греческих колоний»
Что такое колония, метрополия, демос?
Почему греки образовывали колонии вдалеке от родных мест?
Сохранили ли греки, жившие на разных территориях: язык, письмо, религию, греческих Богов?
ІІІ. Проведение игры «Олимпийские игры»
Учитель. Олимпийские игры проводились в честь Богов Древней Греции, в разгар лета, один раз в 4 года и продолжались 5 незабываемых дней. Впервые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Во время проведения игр, свободные греки старались показать ловкость и силу. Сотни участников и тысячи зрите лей съезжались в городок Олимпию состязаться в пятиборье: беге, метании копий и дисков, прыжках в длину и борьбе. Интерес зрите лей вызывал и кулачный бой, бег с оружием, гонки на колесницах на ипподроме и другие состязания. Женщины на Олимпийские игры не допускались. Пока шли игры, запрещались войны между полисами, радостная весть была слышна во всех городах Греции: «Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
Открытие олимпийских игр (разминка).
Учитель. В первый день игры приносили жертвы богам и клятву бороться честно, а судьям справедливо выносить решения. Постараемся придерживаться этих правил. Побеждает та команда, которая даст наиболее больше правильных ответов (1 ответ – 1 балл). Судьи в пурпурных плащах и с венками на голове (жюри), готовы оценивать команды (для победителей приготовлены лавровые венки тоже). Предлагается командам уважить олимпийских Богов, вспомнив их имена и краткую характеристику (каждая команда за 1 правильный ответ (названного Бога) набирает один балл.
Примерные ответы. Зевс – царь богов и людей. Афродита – богиня красоты и любви. Аполлон – покровитель искусства. Афина – богиня мудрости и воинской доблести. Дионис – бог виноградорства, вина и веселья. Артемида – богиня охоты. Деметра – богиня земледелия и плодородия. Посейдон – царь морей и океанов. Аид – царь подземного царства мертвых. Ника – богиня победы. Гефест – бог кузнец. Гермес – бог покровитель торговли, купцов и путешественников.
Конкурс «Соревнования в беге. Марафонская дистанция»
В Олимпии этот вид дистанции был сложнее, участник должен был быть в шлеме и со щитом. Вам же предлагается текст на мониторе или раздаются карточки, где есть пропущенные слова. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно заполнила «беговую дорожку».
В 490 году до н.э. войско персов переплыло ________ ____ и высадилось в ______ - марафонской долине, это было за ____ километров от Афин. Афиняне собрали большое ______ и ______ (что сделали?), потому, что защищали свободу своей _______ .
Конкурс «Прыжки в длину»
Греческие научные и культурные достижения классического периода стали настоящим прыжком по сравнению с тем, что было сделано раньше. Поэтому «культурный прыжок» для команд, это выступление - презентация о развитии науки, литературы, театра или архитектуры, скульптуры. Команда заранее составляет рассказ о культуре в Древней Греции и показывает свою презентацию (задание командам дается предварительно).
Конкурс «Метание копья»
На мониторе или доске таблица с номерами вопросов, где нужно отгадать историческое понятие (термин). Команда, назвав номер наугад («бросив копье»), должна ответить на вопрос выпавший ей. За каждый правильный ответ – 2 балла присваивается команде. Если ответ не правильный, то другая команда может ответить, только за чужой вопрос получает 1 балл.
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
Вопросы, скрывающиеся под цифрами
Как называлась рыночная площадь в Афинах?(агора)
В какой школе (афинской или спартанской) детей обучали пению, танцам, игре на музыкальных инструментах? (Афинской)
Как называли раба, который воспитывал и учил ребенка с семи лет? (педагог)
Главный храм в Афинах? (Парфенон)
Кто считается «Отцом истории» в Древней Греции? (Геродот)
Для кого из греков образование было недоступным? (рабов)
Как называли знатных и богатых девять правителей, судивших жителей Аттики? (архонты)
Назовите речь спартанца, которая отличается точностью и краткостью? (лаконичная)
Кто из царей отменил долговое рабство в Др. Греции? (царь Солон)
Простой народ, не участвовавший в управлении государства в 7 веке до н.э.? (демос).
Конкурс «Метание диска»
Работа с исторической картой, учитель показывает поочередно каждой команде город или местность античных городов-государств Северного Причерноморья или Греции, а учащиеся должны назвать греческое его название.
Херсонес – «полуостров», город Севастополь.
Пантикапей – «рыбный путь», город Керчь.
Ольвия – «счастливая», Николаевская область, Очаковский р-н, с Парутинное; располагалась в устье большой реки Днепра.
Понт Эвксинский – Черное море.
Название острова, где археологи раскопали огромный дворец-лабиринт, разрушен в результате землетрясения и извержения вулкана на о.Фера.(остров Крит).
Название полуострова, где находилась Древняя Спарта? (Пелопонеский).
Конкурс «Борьба»
В Древней Греции атлеты-борцы в этом соревновании использовали подножку, захваты рук и шеи. В начале схватки они старались вывалять друг друга в пыли, чтобы тело, смазанное оливковым маслом, стало менее скользким. Для победы, упавший противник должен был три раза коснуться земли: плечем, бедром или спиной.
В этом конкурсе, каждая команда друг другу подготовила заранее неожиданные вопросы по изученной теме. По очереди задают не менее трех вопросов сопернику. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Примерные вопросы
1.Укажите хронологические рамки образования греческих колоний (8-6-й века).
2. Как называли себя греки в древности? (эллинами).
3. «Власть народа» в Афинах называлась? (демократия).
4. Какое название получил период правления Перикла? («золотой период»).
5. Название совета знати в Афинах? (ареопаг).
6. Суд присяжных в Афинах назывался? (гелия).
ІV. Закрепление изученного материала
Решите исторические задачи:
І олимпиада современности была проведена в Афинах в 1896 году, в знак возрождения международных спортивных соревнований и культурного сотрудничества народов. С тех пор каждые 4 года по планете пробегает огонь Олимпийских игор. Сколько лет проводятся Олимпийские игры в наше время?
Первым олимпийским чемпионом в России стал Николай Панин – Коломенкин, он победил в фигурном катании на коньках на льду. Это было на ІV Олимпийских играх в 1908 г. в Лондоне. Сколько лет прошло с тех пор?
V. Итоги урока
Закрытие олимпийских игр
С помощью метода «микрофон» судьи-жюри подводят итоги, подсчитывают баллы команд, определяют победителей.
Проводится церемония награждения (оливковые венки для победителей). Учитель оценивает работу учащихся баллами.
VІ. Домашнее задание
повторить изученный материал: термины и понятия п. 33;
творческое задание: нарисовать рисунок или составить рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игор.