Статья Развивающая природная среда в дошкольном образовательном учреждении

Развивающая природная среда в дошкольном образовательном учреждении.

Проблема экологического образования подрастающего поколения с каждым годом приобретают все большее значение и выходит за рамки дошкольных образовательных учреждений. Представляется необходимым проанализировать состояние экологического образования дошкольников, определить его возможности и наметить пути преобразования, совершенствование форм работы, меры по его адаптации к современным требованиям общества. Н.М. Мамедов (1996) считает, что для обеспечения устойчивого развития современного общества необходимо провести экологическую революцию, решая проблемы культуры и образования.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. Среда является культурным творением человеческой деятельности и его отношение к жизни. Ребенок осваивает среду и себя в ней. Эколого-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении понимается нами как совокупность объектов живой и неживой природы, открывающих ребенку пространство для ориентировки и природоохранных действий и отличающихся вариативностью и возможностью действовать самим детям, что будет способствовать формированию основ экологической культуры. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого развивающей среды в ДОУ.
Учитывая влияние средового пространства на организм ребенка, который более чувствителен и менее защищен, чем взрослый, для организации внутреннего пространства эколого-развивающей среды детского сада педагогам целесообразно предусматривать и соблюдать следующие требования:
- она должна быть соотнесена с возрастом ребенка и создавать зону ближайшего развития;
- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникационную, двигательную, экспериментальную, художественно-эстетическую, учебную);
- она должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, сознания и т.д.
Эколого-развивающая среда  важное условие экологического образования детей дошкольного возраста.
Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать уголок природы и зелёные зоны на участке. Актуален вариативный подход к организации уголков природы. Это могут быть традиционные (комната природы, зимний сад, живые уголки в группах) и нетрадиционные элементы природной среды (экологическая лаборатория, фитобар и др.). Однако каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы, способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, ценностного, деятельностного, нормативного. 
Уголок природы в ДОУ выполняет следующие функции: социокультурную; интеллектуально познавательную; направленную на развитие эмоционально- личностной сферы дошкольника; эстетическую; формирующую навыки позитивно- ориентированного взаимодействия с предметами и объектами природного окружения.
Уголок природы  это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Это вносит в жизнь ребенка разнообразие, обогащает их знания, и способствует формированию их эмоциональных и духовных сил. В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. У детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное и заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни.
Обустроить уголок природы можно разместив в нем: комнатные растения, декоративных животных, календарь природы и погоды, альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера, художественную литературу о природе, дидактические игры природоведческого содержания, различные природные материалы, оборудование для организации труда в природе, для организации опытнической деятельности, модели, отображающие предметы и явления природы. 
Природный уголок организуется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, с требованиями программы, и задачами экологического образования дошкольников. Объекты, предметы должны быть эстетически привлекательными, вызывать у детей положительные эмоциональные проявления, интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного общения в уголке природы. Вместе с этим объекты должны быть доступны детям. Также должны учитываться санитарно- гигиенические требования, особенно при размещении растений и животных (они не должны наносить вред здоровью детей, к месту размещения должен быть свободный доступ для организации ухода за ними).
Экологическая комната  предназначена для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства коллекциями природного материала, ухода за живыми объектами. Комнату можно подразделять на ряд функциональных зон.
В зоне обучения размещаются стол и стулья для проведения занятий, для работы с дидактическими пособиями.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.)
Разнообразие
Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)
Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)
Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)
Безопасность. Здесь могут быть представлены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе (карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры), способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном воздействии на человека на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния.
Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического образования обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями. В экологической лаборатории целесообразно выделить два содержательных блока: материалы и пособия, обеспечивающие результативность проведения опытов с объектами неживой природы; материалы и пособия, предполагающие проведение опытов с растениями.
Экологическое пространство территории ДОУ должно быть представлено типичными для данного региона зелеными насаждениями, в том числе деревьями и кустарниками, цветником огородом, плодовым садом. 
Правильно спланированный и хорошо озелененный участок  это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок- это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т.д., необходимо предусмотреть при его организации.
В процессе повседневных наблюдений в уголке природы, на участке у детей формируются конкретные знания о морфологии, потребностях растений и животных, своеобразии их приспособления к среде и месту обитания, сезонным изменениям в природе, последовательности стадии роста и развития. Организация несложного труда по уходу за живыми существами позволяет познакомить с повадками животных и т.д.
Экологическая тропа. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.). Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. 
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.
Занятия на экологической тропе проводятся 2 3 раза в месяц с сентября по май. Длительность занятия зависит от умения воспитателя вести эвристическую беседу, мотивировать познавательную активность детей с целью поиска ответа на поставленные вопросы, а также от степени подготовленности каждого ребенка к беседам на различные экологические темы.

Своеобразие организации экологического пространства в каждой возрастной группе

В каждом возрасте, есть свои особенности в организации экологического пространства для детей.
Самый распространенный в дошкольных учреждениях это аквариум с рыбками. Аквариум это модель водоема, где происходят почти все биологические процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдение за жизнью рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения, ухода за живыми организмами.
Из пресмыкающихся можно содержать (только) черепах болотную и степную. Из многочисленного и разнообразного по составу млекопитающих требованиям подбора отвечают, прежде всего, представители отряда грызунов хомячок, морская свинка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы. Целесообразно создать условия, напоминающие естественную природную среду. Животные оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимися частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т.д.
Уголок природы в младших группах.  Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны. В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка. Как временных обитателей в уголке помещают чижа, снегиря. На время наблюдения приносят кроликов.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Бальзамин, фуксия, бегония (вечноцветущая) герань зональная, колеус гибридный, толстянка, гибискус, очиток видный, маранта.  Уголок природы в средней группе. В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек. Временно щеглов, зеленушек.  Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка, кролика. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы время, обстановку.
Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают герань душистая, крупноцветковая, аспарагус, гавортия, бегония рекс. Уголок природы старших групп.  При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб гуппи, меченосцев, скалярий, барбусов, неонов, сомиков. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность. Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве ценнейший материал для наблюдения. В качестве временных обитателей живого уголка можно поместить клеста, чечетку. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому. В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших и средних групп помещают алоэ древовидное, традесканция, кливия, фикус (эластика и мелколистный), плющ (обык-новенный и восковой), при-мула, сансевиера, колумнея, плектрантус, адиантум, неф-ролепис, сеткреазия, эониум.
В подготовительной к школе группе.
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.