Программа и календарно-тематическое планирование курса «Инфо-экознайка» для 6 класса


г. Усть-Лабинск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 имени И.Т. Сидоренко
муниципального образования Усть – Лабинский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2ВИДА
Интегрированногокурсу «Инфоэко-знайка. Дом, в котором мы живем»»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) _ основное общее образование, 6 класс________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 68 Уровень ____________
(базовый, профильный)
Учитель ___Румбешт Роза Фидаиловна_________________________
Авторская программа по курсу разработана учителем информатики и географии высшей квалификационной категории Румбешт Р.Ф.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Содержание
Введение.
В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование исследовательских приемов обучения оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен развития универсальных учебных навыков на занятиях различных видов сегодня является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов–практиков. Необходимо отметить, что технологии деятельностного обучения всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса. Использование компьютера в образовательной среде явилось своего рода средством тех тенденций, которые обеспечивают эту суть процесса обучения.
Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой деятельности, наглядного представления информации для окружающих.
Предметные результаты творческой проектной лаборатории образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках интегрированного курса информатики и географии, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
Школьные предметы информатика и экология в рамках курса географии дают необходимое, но недостаточное для детей среднего возраста количества знаний по экологии, по наглядному представлению информации в компьютерном варианте, по обработке найденной информации, в проектной деятельности учащихся. В то же время процесс составления ярких социально значимых презентаций, проектов, слайд фильмов– процесс творческий и интересный именно для учащихся среднего возраста 10 -13 лет. Экологическая направленность деятельности позволяет формировать активную позицию человека, неравнодушного к природе, к проблемам современного загрязнения планеты. Работа над социально значимыми проектами, исследования в области экологии будут способствовать расширению экологической грамотности детей.
Экологическая деятельность учащихся может осуществляться в любом экологическом пространстве: в помещении, на школьном дворе, на улицах города. Совместная работа с одноклассниками, родителями, учителями-предметниками над проектами-исследованиями принимает форму делового взаимодействия, позволяет приобрести бесценный опыт личностного общения, социально адаптирует детей.
Использование мультимедийных технологий обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать процесс более эффективным, вовлекая учащихся в процесс творческого восприятия учебной информации, к профессиональной подготовке, к выбору будущей профессии, к формированию активной гражданской позиции. Использование мультимедийный технологий позволит перевести учебный процесс из статического в динамический, носящий прикладной характер
Пояснительная записка.
Предмет информатика в школе изучается учащимися с 5 по 11 класс на базовом уровне, экология изучается в рамках предмета география. Количество часов для ознакомления с проблемами окружающей среды, а также для качественного приобретения навыков составления презентаций, работе в текстовом редакторе, программой для создания публикаций, слайд фильмов, Web-сайтов и для реализации метода проектов мало. В современном мире умение найти информацию, творчески её переработать, представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа данного курса отражает потребности учащихся и школы.
Главная цель курса «Инфогеознайка» – показать социальную значимость детских работ для решения экологических проблем современного общества, района, города.
Решение задачи предполагает:
углубленное изучение материала по географии и информатике;
умение работать с лабораторией по изучению экологической обстановки;
умение ставить цели создания презентации, проекта, исследовательской работы;
проработку плана проекта, его логической схемы;
выбор стиля и формы оформленияпроекта;
создание графики, анимационных и видео-роликов, арт-проектов;
озвучивание проектов;
динамическую подгрузку данных;
защита проекта;
представление работы на конкурсах различного уровня.
ЗАДАЧИ:
Более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программного материала по географии и ИКТ при работе над экологическими проектами.
Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения и исследовательских задач, связанных с графикой и мультимедиа.
Подготовка учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по географии, активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках интегрированного курса информатики и географии, – знаний, умений и навыков использования информационных технологий в решении проблем.
Приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности, представления проектов на конкурсах различных уровней, повышение социальной активности.
Адаптивность использования различного программного обеспечения в оформительской работе.
Пропедевтическая профессиональная подготовка в области компьютерной рекламы, дизайна, экологии.
Прикладное применение географических и ИКТ знаний.
Ожидаемые результаты:
Основным результатом
Интеграция межпредметных связей в предметном блоке информатики и география.
Осуществление деятельностного подхода, формирование и демонстрация исследовательских навыков учащихся.
Обеспечение индивидуализированного развитие ученика; обеспечении развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Способность разработки продукта: компьютерной презентации-проекта, модели, анимации, графики, схемы, чертежа и пр. любой сложности по выбранной теме по экологии с использованием ИКТ.
Умение создать и защитить проект.
Получить конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках интегрированного курса информатики и географии, – знаний, умений и навыков использования информационных технологий в решении экологических проблем.
Приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности, представления проектов на конкурсах различных уровней, повышение социальной активности.
Уметь выбирать необходимое программного обеспечения для работы над проектами.
Использовать знания и умения в области компьютерной рекламы, дизайна.
Умение применять географические знания в жизненных ситуациях.
Результат деятельности над проектами ориентирован на социальные интересы самих учеников. При выборе тематики работ исходим из того, что в первую очередь мы должны знать дом, в котором живем
Проект «Дом, в котором мы живем» включает работу над следующими темами:
Как мы дошли до жизни такой
Земля, какая она?
Санитарно-гигиеническая характеристика города, в котором мы живем.
Охрана воздуха.
Дайте глоток чистого воздуха!
Выносить ли сор из избы?
Санитарная охрана почв.
Вода – начало всех начал.
Гигиена питьевого водоснабжения.
Санитарный надзор за физическими факторами.
Мы болеем по сезонам.
Работа над темами проектов включает экспериментальную часть:
Гигиену источников водоснабжения.
Гигиену источников купания.
Гигиену колодцев и родников.
Почва нашего участка.
Мониторинг состояния атмосферы.
Итоги работы над проектами в первом полугодии найдут отражение на сайте, который учащиеся сами будут наполнять фотографиями, видео-материалами, а также создание фильма «Дом, в котором мы живем».
Программа рассчитана на 68 часов.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Составляющей успешной работы над проектом является самостоятельная исследовательская работа не только в школе, но и дома, полевые исследования, выезд на объекты, нуждающиеся в защите.
Наиболее удачная форма организации труда – индивидуальная и коллективная работа над проектами, исследовательская работа, работа с различными источниками информации, экспериментальная работа.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита проектов, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят, участие в конкурсах различных уровней.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:
Знание и умение учащихся осуществлять поиск информации в Интернете, умение работать с офисным пакетом.
Наличие индивидуальных компьютеров (а еще лучше ноутбуки) для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
Наличие лаборатории по оценки загрязнения окружающей среды.
ПрограммаPowerPoint, MSExcel,Word, PictureMenedger, Publisher, программы для обработки видео-материалов.
Возможность выхода в Интернет.
Атласы и энциклопедии по географии, биологии.
К концу обучения учащиеся должны:
Знать:
ИнтерфейсMS PowerPoint, Word, Publisher, Picture Manadger.
Настройки программ.
Правила вставки рисунка, диаграммы, графика, звука.
Как создается публикации, дизайнерские работы, презентации, мультфильмы.
Как работать с тематическими географическими картами.
Как измерять загрязненность воздуха, воды.
Как искать информацию в Интернет.
Как найти нужную информацию в тематических картах атласа.
Уметь:
Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие уровень экологического загрязнения, процессы и явления, связанные с взаимодействием природы и человека.
Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информаций.
Создавать мультимедиа-проекты: презентации, слайд-фильмы, электронные публикации, рисунки, анимации, исследовательские проекты, модели объектов и явлений.
Осуществлять подбор и сортировку информации.
Представлять свои творческие проекты для защиты.
Список учебно-методической литературы
Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
Учебник (руководство) по html скачан с сайта www.instructing.ru
Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPointскачан с сайта www.instructing.ru
Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — С. 142.
ДугЛоу Microsoft Office PowerPoint 2007 для "чайников" - Microsoft Office PowerPoint 2007 For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 288.
Из опыта работы по формированию информационной среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002):
Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007 гПрограмма Intel «Путь к успеху»/ Книга для учителя.2006-2007 г.
Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».2006-2007 г Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56.
Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
Виват, мультимедиа!//Цифровая школьная четверть. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего». г.Пушкин, 2003 – с.46-47
Сайты в помощь учителю информатики: www.klyaksa.net
www.metod-kopilka.ru
www.pedsovet.org
www.uroki.net
www.intel.ruСписок источников информации для учеников.
Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.
Учебник (руководство) по html.
Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
Денисов А. Интернет:самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
ДенисовА. Microsoft Internet Explorer 5 :справочник.- СПб.:Питер, 2000.
Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007 гПрограмма Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».2006-2007 г
Энциклопедия «География».
«Народы мира», энциклопедия для детей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по интегрированному курсу «Инфоэко-знайка»
Класс 6
Учитель Р.Ф. Румбешт
Количество часов: всего – 68; в неделю – 2;
Календарно-тематическое планирование

п/п Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов Дата
По плану По факту
I Вводное занятие. 1 1 «Дом, в котором мы живем»! Компьютерная графика. 1 2.09 II Создание сайта «Дом, в котором мы живем!» 5 2 Знакомство с программой FrontPage. Дизайн сайта. Оффлайн создание сайта. 1 5.09 3 Фреймовая структура сайта. 1 9.09 4 Создание меню и переходов. 1 12.09 5 Выбор дизайна, создание эмблемы. Компьютерная графика. 1 16.09 6 Загрузка материалов на сайт 1 19.09 III Как мы дошли до жизни такой? Экологическое исследование состояния окружающего мира. Компьютерная графика. 5 23.09 7 Работа в Интернет по поиску информации об уровне загрязнения окружающей среды. 1 8 Компьютерная графика. Создание коллажей по теме. 1 26.09 9 Создание плаката «Природа – наш дом». 1 30.09 10 Создание плаката «Земля в опасности» 1 3.10 11 Загрузка материалов на сайт. 1 7.10 IV Земля, какая она? Арт-проект «Мой дом – земля» 5 12 Работа в MSWord. Создание коллажей. Наложение объектов, группировка, рамки. 1 10.10 13 Работа в Publisher. Подбор рисунков длясоздание бюллетеня «Мой дом – моя Земля». 1 14.10 14 Компьютерная графика. Подготовка рисунков и буклетов длявыставка рисунков и буклетов «Мой дом – моя Земля». 1 17.10 15 Печать документа. Оформление стенда «Мой дом – моя Земля». 1 21.10 16 Загрузка материалов на сайт. 1 24.10 IV Экология школы. Проект «Чисто не там, где метут». 7 17 Выносить ли сор из избы? Мусор и как с ним бороться.Видео-репортаж. 1 28.10 18 Проект «Исследование уровня замусоривания в школе. 1 31.10 19 Создание листовок «Школа – твой дом!» 1 11.11 20 Подготовка материалов на стенд с использованием ИКТ. 1 14.11 21 Оформление агитационного стенда о чистоте в школе. Подготовка к экологическому флэш-мобу. 1 22 Экологический флэш-моб. Уборка мусора. Видео-репортаж. 1 23 Загрузка материалов на сайт. 1 V Мой город. Проект «Чистый город». 13 24 Экологические проблемы нашего города. Исследовательская работа. Поиск информации в Интернет. 1 25 Предприятия города Усть-Лабинска, загрязняющие атмосферу. Поисковая работа. 1 26 Маслобойный цех Усть-Лабинска. Полевые исследования на предприятии. Видео исследование. Расчеты загрязнения атмосферы. 1 27 Экологический проект «Сделаем город чистым!» 1 28 Оформление материалов на сайте. 1 29 Мой город. Полевые исследования чистоты воздуха. 1 30 Экологический проект «Дайте глоток чистого воздуха!». Видеорепортаж. 1 31 Подготовка материала для оформления на сайт. 1 32 Экология и здоровье человека. Исследовательская работа. 1 33 Поиск материала о влиянии загрязнения воздуха на здоровье человека. 1 34 Как сделать воздух чище. Исследовательский проект «Хвойные деревья и здоровье». 1 35 Экологический флэш-моб. Высаживание хвойных растений в школьном дворе 1 36 Подготовка материала для оформления на сайт. 1 37 Загрузка материала на сайт 1 VI Экологическое поведение дома, в школе, в городе. 6 38 Разработка кодекса экологического поведения школьника. Компьютерные плакаты. 1 39 Компьютерная графика. Компьютерные плакаты. 1 40 Разработка кодекса экологического поведения школьника. 1 41 Защита компьютерной презентации «Кодекс экологов» на классном часе в 6 классах. 1 42 43 Подготовка материалов на сайт. 1 44 Загрузка материала на сайт. 1 VII Проект «Вода – основа жизни». 7 45 Значение воды для человека. Какая вода является полезной? Поиск информации в Интернете. 1 46 Исследование источников водоснабжения дома. 1 47 Исследование источников водоснабжения в школе. 1 48 Разработка проекта «Вода – основа жизни» 1 49. Оформление проекта. 1 50 Оформление проекта. 1 51 Защита проектов. Выступление на классном часе в 6 классе. 1 VIII Создание фильма «Дом, в котором мы живем» 17 52 1 53 Работа над фильмом. Сценарий. 1 54 Работа над фильмом. Сценарий. 1 55 Подбор музыки. 1 56 Обработка видео-фрагментов. 1 57 Обработка видео-фрагментов. 1 58 Работа над созданием звукового сопровождения. 1 59 Работа над созданием звукового сопровождения. 1 60 Наложение звука и видео. 1 61 Наложение звука и видео. 1 62 Вставка видеоэффектов. 1 63 Вставка видеоэффектов. 1 64 Соединение видеофрагментов 1 65 Соединение видеофрагментов 1 66 Соединение видеофрагментов 1 67 Соединение видеофрагментов 1 68 Демонстрация фильма для учащихся 6 классов. 1