Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная математика» для обучающихся 5 «В» класса на 2014 -2015учебный год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Сальска




Утверждена приказом
от 01.09.2014 № 142
на основании решения педсовета
(Протокол №1 от 28.08.2014г)
Директор школы
Мазниченко Е. Н.______________


Рабочая программа
дополнительного образования
«Занимательная математика»
для обучающихся 5 «В» класса
на 2014 -2015учебный год.


Составитель программы: Светличная С.М. – учитель
I квалификационной категории.

Пояснительная записка
Программа составлена на основе материалов «Круглогодичной олимпиады», материалов Малого Мехмата и материалов СОМа - ресурсов Интернета. Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.
Цель курса – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка.
Образовательные задачи:
-        углубление и расширение знаний учащихся по математике;
-        привитие интереса учащимся к математике;
-        активизировать познавательную деятельность;
-        показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные задачи:
-        воспитание культуры личности;
-        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
-        воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;
-        воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.
Развивающие задачи:
-        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Рабочая программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.


Основное содержание
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 1час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32.-33. Русские математики.-2 часа
Л.Ф.Магницкий С.В.Ковалевская. Н.И.Лобачевский. И.М.Виноградов. П.Л.Чебышев, А.Н.Крылов.
34. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
35. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.

Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Календарно тематическое планирование.


п/п
Дата
Тема занятия
Кол – во часов
Содержание деятельности
Учебно- методические средства обучения
Результат занятия (средства контроля)





теоретическая
практическая





1 четверть
9





1
04.09
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
Определение интересов, склонностей учащихся.

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.










Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.


Подборка информационной и справочной литературы;
-Обучающие и справочные электронные издания;
- Доступ в Интернет


2
11.09
Как люди научились считать.
1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию

3
18.09
Интересные приемы устного счёта.
1

устный счёт

математический диктант

4
25.09
Решение занимательных задач в стихах.
1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5
02.10
Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
1

работа с алгоритмами

тестирование

6
09.10
Учимся отгадывать ребусы.
1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7
16.10
Числа-великаны. Коллективный счёт.
1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

контрольный тест

8
23.10
Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
1

работа с алгоритмом



9
30.10
Решение ребусов и логических задач.
1

самостоятельная работа

мини-олимпиада



Итого 1 четверть - 9 занятий








2 четверть
7





10
13.11
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1

составление схем, диаграмм

тестирование

11
20.11
Загадки- смекалки.
1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12
27.11
Игра «Знай свой разряд».
1

работа с таблицей разрядов

тест

13
04.12
Обратные задачи.
1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14
11.12
Практикум «Подумай и реши».
1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15
18.12
Задачи с изменением вопроса.
1

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16
25.12
«Газета любознательных».
1
проектная деятельность
проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету



Итого 2 четверть -7 занятий









3 четверть
10





17
15.01
Решение нестандартных задач.
1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

18
22.01
Решение олимпиадных задач.
1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19
29.01
Решение задач международной игры «Кенгуру»
1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20
05.02
Школьная олимпиада
1

решение заданий повышенной трудности
Учебный кабинет,  учебные столы,  стулья, компьютеры,  принтер,  сканер,  проектор,   классная доска,  мел.
школьная олимпиада

21
12.02
Игра «Работа над ошибками»
1

работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22
19.02
Математические горки.
1

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23
26.02
Наглядная алгебра.
1

работа в группах: инсценирование

тестирование

24
05.03
Решение логических задач.
1

схематическое изображение задач

тестирование

25
12.03
Игра «У кого какая цифра»
1

творческая работа

тестирование

26
19.03
Знакомьтесь: Архимед!


1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации



Итого 3 четверть – 10 занятий









4 четверть
9





27
02.04
Задачи с многовариантными решениями.
1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения



28
09.04
Знакомьтесь: Пифагор!
1
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»


викторина

29
16.04
Задачи с многовариантными решениями.
1

Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

30
23.04
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1

составление знаковых систем

тест

31
30.04
Задачи с многовариантными решениями.
1

индивидуальная работа

тестирование

32
07.05
Русские математики
1

работа в группах

Сообщение, презентация

33
14.05
Русские математики
1





34
21.05
Математический КВН
1





35
28.05
Круглый стол «Подведем итоги»
1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование



Итого за 4 четверть – 9 занятий








Итого за год - 35 занятий







Литература
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .
2. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.
3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук.  Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М. , «Просвещение»,1974.
4. Фарков  А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М.  Айрис-пресс, 2006
5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.
6.Фарков  А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008
7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.
8.П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007)
9. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986
 
 










13PAGE \* MERGEFORMAT14315







15