Статья Исследовательская работа в агропрофилированной малокомплектной школе


МБОУ «Кюереляхская СОШ им. С.Г.Коврова»
Проект
«Исследовательская работа в агропрофилированной малокомплектной школе»
Выполнила: Игнатьева Варвара Юрьевна-
учитель математики ,Николаева Нюргуяна Анатольевна-
учитель русского языка и литреатурыс. Кюерелях 2016
I. Информационная справка о проекте, цели, задачи, сроки реализации проекта.
1.Краткая аннотация проекта
Основным средством трудового воспитания сельских школьников является сельскохозяйственный труд. Однако успешное осуществление задач трудового воспитания учащихся в процессе выполнения сельскохозяйственных работ во многом зависит от хорошей педагогически продуманной организации. Можно заставить человека трудиться сколько угодно, но, если одновременно с этим не воспитывать его духовно и нравственно, не привлекать к общественной жизни, к научно-исследовательской, новаторской работе, то такой труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительных результатов в формировании личности. В условиях сельской школы особо важное значение приобретает педагогически целесообразная организация воспитания учащихся на пришкольных участках, в учебных мастерских, в ученических производственных бригадах.
Проект включает следующие направления:
Изучение передового опыта агропрофилированных школ
Работа в социуме (учитель – классный коллектив - родители): организация проектной деятельности в малокомплектной агропрофилированной школе.
Принципы:
1. Разностороннее развитие. Возможность учащимся взаимодействовать с миром природы, повысить уровень образования, культуры, расширить кругозор;
2. Научность. Дать условие для развития творческих способностей детей, приобщения талантливых и способных ребят к научно – исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ;
3. Взаимосотрудничество. По принципу: учитель- классный коллектив- родители работают над одним социальным проектом.
4. Системность. Теоретическая и практическая работа над социальными и научно-исследовательскими проектами в течение всего года.
Таким образом, проект должен обеспечить условия для социализации учащихся в сельскохозяйственной инфраструктуре; вовлечь учащихся в систему современных экономических, производственно-финансовых отношений; способствовать подготовке культурных, образованных предприимчивых хозяев земли; способствовать повышению интереса к сельскохозяйственному труду и закреплению молодежи на селе.
2.Актуальность проекта.
Сейчас многие ребята проводят свое свободное время сидя дома у компьютеров, планшетов и играют в компьютерные игры. Обогащают свои знания об окружающем мире виртуально. Нет живого общения с окружающим миром, мало двигаются и почти не работают физически. Даже сельские ребята далеки от реальности, не хотят работать на селе, помогать родным. Большинство детей стремятся получить высшее образование и жить в городе. Для этого необходимо выработать убеждения, что труд в сельском хозяйстве тоже может быть основным источником хорошей жизни.
Мы вместе с родителями решили привить детям интерес к сельскому хозяйству и провести совместную проектно-творческую работу агропрофильного направления. Мы хотим воспитать стремление вносить свой вклад в общее дело класса, реально, бескорыстно, на деле заботиться о животных и растениях, работать самостоятельно и творчески, и параллельно проводить исследования. Сегодня вся совместная деятельность учителей и родителей в воспитании детей должна отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.
3.Цели, задачи и сроки проекта.
Цель проекта – организация проектной работы в классных коллективах в агропроф илированной малокомплектной школе.
Задачи:
Задачи проекта:
1. Изучить передовой опыт агропрофилированных школ, сущность понятия «научно-исследовательская, творческая активность» в сфере сельскохозяйственного труда.
2. Организовать внедрение проектной технологии с целью формирования трудовой, экологической, творческой активности учащихся в процессе сельскохозяйственного труда.
3. Разработать задания исследовательской направленности по сельскохозяйственному труду в 1-11 классов.
4. Привлечь родителей и фермерские хозяйства к сотрудничеству
5. Разработать методические рекомендации и учебные пособия, адресованные учителям средних школ.
Сроки реализации проекта
Проект долгосрочный, рассчитанный на 3 года, с перспективой.

Подготовительный этап (лето – осень 2016 года).
Организационный этап (зима - весна 2017 года).
Итоговый этап реализации проекта (лето 2017 года – весна 2018 года)
На сегодняшний день проект находится в стадии разработки
II. Реализация проекта
1.Рабочий план реализации проекта.
Изучение проблем сельского хозяйства на селе.
Определение в соответствии с программой развития и агропрофильного направления роли каждого учителя-предметника, классного руководителя, учащихся и родителей.
Разработка плана мероприятий «Мой мир».
Проведение анкетирований, бесед, общешкольных родительских и классных собраний.
Совместная разработка с родителями социальных проектов агропрофилированного направления.
Взаимосотрудничество с ЯГСХА, ЯСХТ , институтами
Организация вечера-ярмарки «Золотая осень».
Организация игры «Юный фермер».
Проведение школьной конференции «Мой мир» по результатам мини-исследовательской работы учащихся.
Встречи и экскурсии с ветеранами и работниками сельскохозяйственного производства, обобщение опыта развития растениеводства и животноводства в селе.
Отражение проделанной работы в средствах массовой информации, проведение фото, видео выставок.
Организация трудового лагеря и трудовых десантов на пришкольном участке.
2.Пошаговая реализация проекта
Шаг первый – изучение общественного мнения.
Цель исследования:
- выявление уровня проводимой работы по трудовому, экологическому, научно-исследовательскому воспитанию учащихся агропрофилированной школы для дальнейшей её коррекции;
- выявление степени удовлетворённости учащихся и родителей существующими условиями воспитания на селе;
Основные задачи:
-разработка диагностического материала;
-выяснение интересов и склонностей современных школьников,
молодёжи, стиля жизни, их мечты и устремления, а также
удовлетворенности существующей организацией досуга;
-выявление взглядов родителей на будущую самостоятельную
жизнь детей;
-проведение анализа полученной информации;
-формулирование выводов на основе изучения полученного
материала;
-сбор информации;
Инициативная группа будет проводить диагностико - аналитические процедуры:
-анкетирование школьников, их родителей, представителей ближайшего социума1;
-изучение возможностей социума по оказанию помощи в
реализации проекта.
Шаг второй – « Мозговой штурм »
На общем собрании родителей инициативная группа
объявит о создании и реализации в течение учебного года проекта «Мы исследуем мир» на базе школы и фермерских хозяйств с целью развития трудовых, творческих, исследовательских навыков учащихся и привлечения внимания общественности к проблеме нежелания работать на селе.
Далее проводится «мозговой штурм» в классных коллективах по разработке социальных проектов и детального образа исследования.
Шаг третий - практический
-обучение в школе и в семье практическим навыкам сельскохозяйственной деятельности;
-раскрытие индивидуальных способностей каждого;
-привлечение родителей, общественности, фермерских, подсобных хозяйтсв к организации опытной площадки.
Шаг пятый - реализация проекта «Мой мир».
Подпроекты классных коллективов:
1 кл –«»
2 кл – «»
3кл –
4 кл-
5 кл6 кл7 кл8 кл
9 кл10 кл11 кл
-привлечение ближайшего социума (меценатов и спонсоров) к оказанию
материальной и финансовой помощи в реализации проекта.
3. Ожидаемые результаты:
Положительная динамика по следующим направлениям:
-повышение заинтересованности учащихся в сельскохозяйственном труде.
- повышение интереса к научно-исследовательской работе агропрофильного характера
-увеличение количества выпускников поступающих в ЯГСХА, ЯСХТ
-повышение интереса к изучению биологии, химии, усиление их практической направленности;
-привлечение внимания социума к трудовому, экологическому, духовно-нравственному воспитанию детей;
-возрастание социальной ответственности за будущее своего села;
-возрождение интереса к сельскохозяйственному производству и работе на селе.
4. Перспективы и пути развития проекта:
- распространение опыта работы по данному проекту;
- создание пришкольных опытно-экспериментальных, учебных участков агропрофильного направления.