Технологическая карта урока по истории на тему:Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права

Предмет, класс
История. 8 класс.
Дата: 2 декабря 2015 г.

Тема учебного занятия
Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права

Форма учебного занятия
Комбинированный (урок-исследование)

Цели занятия
личностные
метапредметные
предметные


формирование интереса к изучению социально-экономического  устройства   России в пореформенный период
формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся
Выявить основные тенденции развития экономики  России во второй половине XIX века.

Задачи занятия
личностные
метапредметные
предметные


обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении социально-экономическом развитии России после отмены крепостного права
организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач; инициирование устных ответов учащихся о социально-экономическом развитии России после отмены крепостного права
      Учебная исследовательская задача: доказать или опровергнуть гипотезу: реформа способствовала подъему  социально-экономического развития России

Планируемые результаты
личностные
метапредметные
предметные


самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; развитие   речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы;
Усвоение  учащимися   сведений об уровне социально-экономического развития России в после отмены крепостного права

Оборудование урока
Интерактивная презентация к уроку, АРМ учителя.
Историческая карта «Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в.», учебники по истории России XIX века, документальные материалы к теме урока «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н. и «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера», раздаточный материал – таблицы, характеризующие экономическое развитие России после реформ Александра II.




План - конспект урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
Целеполагание и мотивация
В начале урока создается мотивация к изучению нового материала
Музыка из телепередачи « Что? Где? Когда?», вносится «Черный ящик»
Итак, перед вами чёрный ящик.
Вопросы учителя:
То, что находится в чёрном ящике, определило судьбу России на долгие годы. Дало надежды на торжество добра и справедливости. Что в чёрном ящике?

Император попросил всех выйти из кабинета, сказав: "Я хочу остаться наедине со своей совестью". Перед ним на столе лежал документ. Какой документ находится в чёрном ящике?

Наедине со своей совестью хотел остаться Александр II. О каком же документе идёт речь?
С последствиями принятия этого документа связана тема нашего сегодняшнего урока. Предложите название темы урока.

- Внимательно прочитайте тему урока. О чем будет идти речь? СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА (СЛАЙД 2)

III. Актуализация знаний: - Раскроем содержание терминов, содержащихся в теме урока. С отменой крепостного права Россия с своем социально-экономическом развитии начинает переходить из стадии феодализма в капиталистическую стадию. IV. Первичное усвоение учебного материала - Работа по схеме - охарактеризуем каждый строй (слайд 3) - Проанализируйте схему в контексте темы урока.  - Какие вопросы возникли? (Как происходил переход? Что нового получилось? Остались ли пережитки феодализма? Где? В каких отраслях?)

Вопрос: Было ли успешным социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права в России?
Давайте не спешить с ответами. Пусть это будет только предположением, то есть гипотезой урока.
Экран – гипотеза (слайд 4)
слайд 1





Формулировка основной цели урока, темы урока.
Характеризуют термины: Социальный строй – состав общества, система отношений внутри общества. Экономический строй – организация производства и торговли в стране. Работа по слайду 3 Устная формулировка вопросов (да – нет)

V. Осознание и осмысление учебного материала.
Для того чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть, нам нужно выяснить УРОВЕНЬ . (слайд 5) - учебные задачи урока
Называются учебные задачи урока:
1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.
2. Выяснить уровень развития промышленности в пореформенное время.
3. Выяснить уровень железнодорожного строительства в пореформенный период.
4. Охарактеризовать состояние финансового дела.

Ребята, вы будете работать в группах.
(Группы образованы: столы поставлены попарно, учащиеся уже за столами). Названия групп соответствуют плану урока и обозначены на карточках на столах, задания, дополнительный материал, паруса для корабля также на столах. Первая группа будет заниматься сельским хозяйством – вы должны выяснить, каков был уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.
Вторая группа – промышленников. Вы определяете, как отмена крепостного права повлияла на развитие промышленности.
Третья группа выясняет уровень ж/д строительства после реформы 1861 года.

Результатом вашей работы станет создание модели капитализма в России.
Модель капитализма можно представить в виде - корабля.
Мне бы хотелось, чтобы в эту модель вы внесли коррективы, указав особенности российской модели капитализма. Эти особенности вы можете отразить на парусах. У каждой группы заготовки парусов трех цветов.
Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.
Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.
Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.


VI. Систематизация знаний и умений.
Работа учащихся по группам
На выполнение задания учащимся дается 10-15 минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. В случае необходимости учитель оказывает им помощь.
Учащиеся в ходе исследования должны приобрести навыки сравнения уровня развития сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства до реформ 60 – 70-х годов XIX века и в пореформенный период. Кроме этого, ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их.
По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.
VII. Применение знаний и умений - представление групповых работ учащихся

Работа в группах. Подготовка ответов на вопросы. Демонстрация своих знаний.









Работа учащихся по группам


Развитие сельского хозяйства
Алгоритм работы
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.158-161 и документа на стр. 164 «Письма из деревни»
Найдите ответы на вопросы:
- чем был вызван экономический спад в деревне после отмены крепостного права? - чего не хватало помещикам для ведения хозяйства по-новому? - у кого остались скот и инвентарь после реформы? - какой выход нашли помещики? - что такое аренда? - что такое отработочная система? - какие пережитки феодализма (крепостничества) остались? - чего не дала реформа крестьянам, что такое податное население? - что такое гражданские права? - какие изменения претерпела крестьянская община, в чем ее значение?
Сделайте вывод, сформулировав краткие ответы на вопросы урока по своему пункту
Прикрепите парус к макету корабля «Модель капитализма в России» - определить цвет паруса.
(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма.
У каждой группы заготовки парусов трех цветов.
Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.
Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.
Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.)


При работе первой группы, определяющей уровень развития сельского хозяйства, выясняется, что сельское хозяйство испытывало кризис, несмотря на некоторые успехи и освобождение крестьян от крепостного гнета. Об этом свидетельствуют и данные таблицы. Согласно этим данным, урожайность хлебов повысилась незначительно, так же, как и средневаловой сбор зерна. Выясняются и причины этого кризиса: недостаток средств у помещиков, неумение и нежелание их вести по-новому свое хозяйство и др. Что касается положения крестьян, они вынуждены были арендовать землю у помещиков и платить за неё огромные суммы денег, а чаще за аренду земли крестьяне обрабатывали землю помещика своим инвентарем и скотом. Кроме того, крестьяне были обременены и другими платежами (выкупными, государственными и земскими налогами и т. д.). Здесь нужно добавить, что крестьяне не получили фактически и гражданских прав, в отличие от других сословий, хотя и были освобождены от крепостного гнета. Социальное положение крестьян осталось тяжелым.
При обсуждении текста документа, становятся ясными следующие причины ухудшения развития крестьянского хозяйства после реформы 1861 года: это наличие так называемых «отрезков».
В итоге делается вывод, что в сельском хозяйстве предстояло решить еще много проблем. Прежде всего, это ликвидация остатков крепостничества (таких, как наделение крестьян гражданскими правами наравне с другими сословиями, ликвидация «отрезков», кабальных условий аренды и др.).


Развитие промышленности Алгоритм работы
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.159-161.
Найдите ответы на вопросы: - наблюдался ли рост промышленности в первые годы после отмены крепостного права? Почему? - ждали ли промышленники реформы, зачем? - почему многим предприятиям пришлось сократить свое производство? - сравните причины сокращения производства на железоделательных заводах и в хлопчато-бумажной промышленности. - сумела ли российская экономика перестроиться и остановить процесс упадка? Благодаря чему?
Сделайте вывод, сформулировав краткие ответы на вопросы урока по своему пункту
Прикрепите парус к макету корабля «Модель капитализма в России» - определить цвет паруса.
(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма.
У каждой группы заготовки парусов трех цветов.
Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.
Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.
Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.)
При работе второй группы, определяющей уровень развития промышленности, учащиеся показывают успехи в развитии этой отрасли. Это видно по данным, как представленной таблицы, так и текста учебника. По карте учащиеся выявляют те отрасли, которые наиболее преуспели в пореформенный период: металлургической, текстильной, пищевой. Кроме того, выясняются изменения в размещении отраслей, увеличение значения юга в развитии экономики. Подчеркивается возрастающее значение Донбасса (по добыче руды и угля), Кривого Рога (железной руды), Кавказа (по добыче нефти). Учащиеся должны отметить становление машиностроительной промышленности, появление крупных заводов в Москве и Петербурге. Также обращается внимание учащимися на то, что больших успехов достигла свеклосахарная промышленность в черноземных губерниях России. Отмечается и рост численности рабочих за счет освободившихся крестьян, уходивших в город на заработки.
В заключение своей работы учащиеся второй группы делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему. Также подчеркивается, что и в этой отрасли экономики были определенные трудности, например, российская промышленность - отставала от промышленности передовых стран по масштабам и размерам производства на душу населения, по темпам роста производительности труда.


Железнодорожное строительство Алгоритм работы
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.161-162 и дополнительного материала на листочках.
Найдите ответы на вопросы: - каковы предпосылки ж/д строительства? - каковы причины заинтересованности властей в ж\д строительстве? - откуда и куда строились ж/д? - как правительство привлекало предпринимателей к строительству ж/д? - каковы временные рамки и суть понятия «железнодорожная горячка»? - что такое концессия и кому она давалась? Для чего? - насколько выгодным был этот бизнес? - что такое пошлина? - в интересах каких сфер стоились ж/д? - каково значение ж/д строительства для экономики страны? - кто на самом деле строил ж/д, какой ценой?
Сделайте вывод, сформулировав краткие ответы на вопросы урока по своему пункту.
Прикрепите парус к макету корабля «Модель капитализма в России» - определить цвет паруса.
(Модель капитализма представлена в виде корабля. Парус отражает особенность российской модели капитализма.
У каждой группы заготовки парусов трех цветов.
Красный цвет - Российская империя встала на путь капитализма.
Белый цвет - не смогли определить, по какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права.
Синий цвет – после отмены крепостного права Россия осталась на той же ступени развития, что и до отмены.)

СООБЩЕНИЕ: Финансовая политика
(подготовлено учащимся дома – задание было дано заранее)
Освещение вопросов: - с чего начало государство экономические реформы? - для чего предназначался Государственный банк? - как он помогал, каким отраслям промышленности? - что такое кредит? - когда и где стали возникать частные банки? - каким было из значение для развития России? - кто такой В. Кокарев, чем он известен?

Работа третьей группы выявляет успехи в развитии железнодорожного строительства, причины «железнодорожной горячки». Это можно подтвердить данными из предложенной таблицы и карты. Учащиеся подчеркивают значение железных дорог для развития экономики. Это видно из документа, который изучили учащиеся. В заключении ребята делают вывод, что Россия совершила огромный шаг вперед в развитии железнодорожного строительства.
Здесь же отмечаются и тяжелые условия работы строителей дорог. Можно обратиться к известному стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога» - из-за нехватки времени можно рекомендовать для домашнего чтения.
В ходе общей работы учащиеся пришли к определенным выводам. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики.
Учащиеся знакомятся с финансовой политикой государства. Делается вывод о значении развития финансового дела. Учащемуся заранее было дано опережающее задание - сделать сообщение о развитии финансового дела в России.


VIII. Проверка уровня усвоения знаний и умений.
Объяснение в ходе беседы учителя с классом по вопросам: - когда начался промышленный подъем? - какая промышленность стала самой важной для экономики страны? - укажите отрасль и место расположения некоторых промышленных районов? (показать на карте) - где промышленность развивалась быстрее и была свободна от пережитков крепостничества? - какие заводы были построены? - какие изменения произошли в хлопчатобумажной отрасли, почему? - чему способствовало развитие промышленности? - что такое стачка и за что выступали рабочие, где, когда? - в чем отличие российской промышленности от западной? - почему бурное экономическое развитие сменилось спадом?
Ответы учащихся.
Работа с картой


Итог урока.
По цвету парусов корабля «Модель капитализма в России» видны точки зрения учащихся и степень соответствия истине поставленной в начале урока гипотезе. Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы.
В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид:
«Реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему промышленности, железнодорожного строительства и финансового дела в России, но в сельском хозяйстве сохранялись еще остатки крепостничества»

В итоге, они приходят к выводу, что в целом реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему социально-экономического развития России. Это касается промышленности, железнодорожного строительства, финансового дела. Однако по-прежнему отставало сельское хозяйство, в котором имели место пережитки крепостничества.
1 парус – с/х
2 парус – промышленность
3 парус – ж/д строительство


Домашнее задание § 23 учебника и вопросы к нему. Выучить новые термины, даты.



Рефлексия: продолжите предложение:
Я удивился
Я научился
Мне понравилось
Я задумался
Я понял



Источники информации
1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина история России XIX век, 8 класс, Москва, Просвещение, 2010 г.
2.М. Н. Зуев История России с древнейших времен до начала XXI века для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие -11-е издание, пересмотр. - М.: Дрофа, 2008.
3. Н.И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3-х томах. Том второй - Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г;
4. И. В. Курукин, И. В. Волкова, С. В. Леонова. История Отечества: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. 3-е изд., стереотип-М.: Дрофа, 2005.
5. С.В. Новиков История. Для поступающих в вузы и подготовки ЕГЭ. - М.:-АСТ: СЛОВО,2011.
6.В.Г. Петрович, Н.М. Петрович Уроки истории. 8 класс. - М.: ТЦ Сфера,2003
7.Поурочные разработки по истории России XIX век, 8 класс, Москва, Вако, 2009 г.
8. Энциклопедия для детей. История России. Ч.1. От древних славян до Петра Великого.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007.
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15