Статья по биологии на тему Диалоговое обучение как форма педагогических технологий


Наговицына Ирина Сергеевна,
учитель биологии и химии,
МБОУ «СОШ №3», г. Абакан
ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Речь используется в классе и оказывает наибольшее влияние на учеников, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. Учителю помогает понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения». Барнс (1971).
На сегодняшний день учителя чтобы ускорить процесс проверки знаний детей на уроках и подготовки к ГИА, применяют тесты, задания с выбором ответов, задания на установление соответствий и т.д. Все эти «быстрые» задания приводят к тому, что дети перестают употреблять «словесные» знания, не могут ответить на элементарные вопросы и если уже мы затронули экзамены, то они не могут дать ответа на вопрос во второй части КИМа по биологии.
Психологи объясняют такие недостатки у детей из-за отсутствия общения с родителями, большой траты времени на компьютерные игры, закрытости от общества, страха и стеснения перед аудиторией. Психологи не отвергают и того факта, что бумажная практика на уроках ведет к плохому развитию речевого качества у детей.
Конечно, со стороны школы осуществляется огромное влияние на детей, чтобы они могли самореализоваться, адаптироваться в обществе и др., все эти действия мы совершаем через различные мероприятия, классные часы и беседы. Данные мероприятия мы не сможем проводить каждый день, а вот уроки по своим предметам мы проводим изо дня в день, и почему же нам не уделять больше времени на диалоговое обучение детей.
Диалоговое обучение – это взаимодействие ученика и учителя или ученика и ученика.
Благодаря диалоговому обучению, ученики:
могут выражать свое мнение;
могут осознавать, что у людей разные мысли и идеи по данным рассуждениям;
Приведем некоторые формы и методы, которые способствуют как активизации познавательной деятельности, так и к самореализации ребенка.
«Минутные вопросы». Данная методика может быть использована в начале урока или в конце урока, она способствует концентрации внимания ученика на теме урока. В начале урока сразу после приветствия все учащиеся получают по одному вопросу (кто-то получает вопрос на предыдущую тему, кто-то на новую тему), у каждого свой вопрос (не повторяется). Те, ученики, которые должны отвечать на вопросы предыдущей темы готовятся 2-3 минуты, по истечении времени, каждый ученик по очереди встает из парты, читает свой вопрос и комментирует свой ответ. Ученикам, чьи ответы оказались правильными, выставляются оценки. Те, ученики, которые будут отвечать в конце урока должны внимательно слушать и при опросе учителем прокомментировать свой ответ. Таким образом, вы опрашиваете всех и даете возможность детям себя проявить, естественно если у детей ничего не получается, вы ему помогаете.
«Игровая деятельность». Самым эффективным видом познавательной деятельности является игра. Благодаря использованию игровых моментов учитель имеет возможность в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания учащихся, продемонстрировать их использование на практике. Таких игр очень много, например: «Шифровка», «Ассоциация», «Третий лишний», «Составь слово», «Отгадай» и др. Главное, когда проводите такие игры, вы должны детей вовлекать в диалог, как с вами, так и с одноклассниками. Ученикам, которые решили сдавать экзамен по вашему предмету, можно раздавать проблемные задания, тексты, требующие анализа, устные зачеты.
По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучения существенный и значимый вклад.
Список литературы:
Руководство для обучения учителей (третий базовый уровень), 2013. – 18с.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО «Столетие», 1995. – 56 с.