Научно-исследовательская работа учащихся в школе как путь к познанию истории, красоты, духовности через гармонию чисел и геометрию

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОХЛАДНЫЙ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 3» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОХЛАДНЫЙ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»


Номинация «Лучшая инновационная разработка года»


Научно-исследовательская работа учащихся в школе как путь к познанию истории, красоты, духовности через гармонию чисел и геометрию




Работа Седовой Татьяны Павловны, учителя математики
МБОУ «Лицей № 3 » г. Прохладного
Кабардино-Балкарской Республики




г. Прохладный
2016 год



Научно-исследовательская работа учащихся в школе как путь к познанию истории, красоты, духовности через гармонию чисел и геометрию

В русском православном искусстве
проявилось стремление эстетику чувств
сочетать с эстетикой чисел, красоту cвободно льющегося ритма с красотой
правильного геометрического тела.

М.В. Алпатов

Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность, кроме
тех, которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской
работе.
А.Н. Колмогоров


Введение

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность старших школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть, не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Я считаю, что для освоения навыков исследовательской работы основная нагрузка ложится на внеурочную работу школьников, где ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале, в интернете по поиску информации. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят своё дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации. В результате такой работы формируются и духовно-нравственные качества личности ребенка.

Научно-исследовательская работа учащихся в школе как путь к познанию истории, красоты, духовности через гармонию чисел и геометрию

Цели научно-исследовательской деятельности учащихся в школе:

Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью.
Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся через приобщение к предмету, к истории, духовной культуре.
Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
Формирование и развитие у учащихся, навыков исследовательской работы.
Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Воспитание духовно-нравственных качеств личности, любви к культурному наследию своего народа.

Научно-исследовательской деятельность

Все исследования делятся на три типа:
I тип – это монопредметное исследование. Оно выполняется по математике, предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.
II тип (перспективный и интересный для школьников) – это междисциплинарное исследование или по-другому межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных учебных предметов или наук.
III тип – это надпредметный. В данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем. На протяжении последних лет я работаю с детьми в этом разделе.

Научно-исследовательская работа проводится в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);
II направление – групповая работа, включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информа

Работаю с учащимися поэтапно. В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности:
1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.
2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.
3 уровень – исследовательский, экспериментальный
4 уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделирован
·ием и защитой своих проектов.

Научно-исследовательская деятельность с учащимися на примере работ:
1. «Геометрия горящей свечи. Геометрия храма»;
2. «Библейское сказание и математика».







Уровни работы
Научно-исследовательская работа: «Геометрия горящей свечи. Геометрия храма»(Черкаева Елена, учащаяся 9 «Г» класса, МБОУ «Лицей №3»)

Научно-исследовательская работа: «Библейское сказание и математика» »(Ляпина Виктория, учащаяся 6«В» класса, МБОУ «Лицей №3»)
.

Репродуктивный
Вовлечение учащихся в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через подготовку сообщений и презентаций по заданной теме, участие в декадах математики, в конкурсах, олимпиадах. Сообщение «Основные единицы длины в Древней Руси»
Вовлечение учащихся в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через подготовку сообщений и презентаций по заданной теме, участие в декадах математики, в конкурсах, олимпиадах. Сообщение «Меры длины»

Эмпирико-практический
Экскурсия в Свято-Никольский храм г. Прохладного с целью изучения истории этого храма и его архитектуры.
Постановка вопроса:
Почему купол имеет
« луковичную форму?»
Почему храмы имеют крестово-купольную архитектуру?
Просмотр художественного фильма «Всемирный потоп», изучение детской библии.
Постановка вопроса:
Могли быть потоп?
Возможен ли Ноев ковчег?


Исследовательский, эксперементальный
Исследование русских храмов, изучение истории и архитектуры храмов.
Геометрия купола:
Построение эскиза «луковичного купола» с помощью квадрата и окружности;
Построение более сложных эскизов купола через равнобедренный треугольник, у которого высота и основание составляют золотую пропорцию через квадрат, окружность с выделением апсиды (место для алтаря)

Геометрия храма:
Выполнение эскиза крестово-купольного храма;
Геометрическое построение крестово-купольного храма через квадрат, окружность с выделением апсиды (место для алтаря).

Поиск в интернете фотографий храмов, схем, иллюстраций.
Изучение информации о выпадении осадков на земную поверхность через справочную литературу в метеорологии.

Изучение видов наземных животных.

Поиск в интернете фотографий, картинок, иллюстраций.

Творческий, продуктивно -деятельностный
Полученные исследования и построения переносятся на изучение Успенского собора во Владимире (1158-1161 г.), храма Покрова на Нерли (1165г.) , Свято-Никольского храма в г. Прохладном. Делается вывод, что Свято-Никольский храм имеет:

-крестово-купольную архитектуру;
-форма купола -«луковица»-символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы – свет миру!»
-цвет купола-золотой- символ небесной славы;
-количество глав-пять(Иисус Христос и четыре евангелиста);
-колокольня (башня с колоколами) Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире, созывет верующих на молитву, к богослужению.

Знакомство с храмом Марии Магддалины в г. Нальчике (2004 г.)

Создание презентации.

Выполнение математических расчетов по выпадению осадков в природе.

Расчет « жилой площади» ковчега.
Подсчет млекопитающих и наземных животных.

Делается вывод на основе расчетов.

Создание презентации.



Выступления, защита проектов
Выступление на школьном уровне (декада математики, НОУ «Возрождение), городской научной конференции «Человек. Природа. Техника», республиканская научная конференция «Сигма. Творчество молодых»
Выступление на школьном уровне (декада математики, НОУ «Возрождение), городской научной конференции «Человек. Природа. Техника».


В этом направлении работаю с детьми с 2011 года.
Наши работы и результативность представлены в таблице
№п/п
Название работы
Автор работы
Год
Выступление в рамках декады математики и школьной научной конференции
Городская научная конференция «Природа. Человек. Техника.»
Республиканская конференция НОУ «Сигма» «Творчество юных», «Чтение памяти В.И.Вернадского»

1
«Геометрия горящей свечи. Геометрия храма»
Черкаева Елена,
9 «Г»
2011
Выступала
Победитель
Призер

2
«Арки, купола, фасады и иррациональности»
Черкаева Елена,
10«Б»
2012
Выступала
Победитель
Призер

3
«Прочность, польза, красота»
Черкаева Елена,
11 «Б»
2013
Выступала
Победитель
-

4
«Знаменитая задача древности»
Марьяш Артур,
9 «Г»
2014
Выступал
Победитель
Победитель

5
«Библейское сказание и математика»
Ляпина Виктория, 6 «В»
2015
Выступала
Призер
-


Выполнение этих работ требует от учащихся умения работать с научной и научно-популярной литературой (в том числе с первоисточниками), свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, делать корректную статистическую обработку своих материалов, уметь оценивать границы применимости результатов. Можно говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в школе. Критерием успешности деятельности научного общества учащихся, является самоощущение ученика, комфортность пребывания в школе, в которой ему помогают самореализоваться.
Итогом исследовательской работы является ежегодная научно-практическая конференция в школе, на уровне города и республики.

Более подробно с работами можно познакомиться в приложение.

Заключение

В результате работы убеждаемся в том, что научно-исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Воспитанники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. Это большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:
учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)
информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи технических средств)
коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, умение толерантным, презентовать себя).
компетенция личностного самосовершенствования.

А самое главное, в основу этих работ положено воспитание духовно- нравственной и гармонично развитой личности ребенка.
Создатели этих работ смогли донести главную идею: « Как через математику, ее законы пришли к познанию сохранения мира, земли, гармонии, истории создания храмов. Как в нашем городе был построен Свято-Никольский храм и что он символизирует».
Русская красота. Русская духовность. Когда мы слышим эти слова, перед глазами возникают образы куполов православного храма, слышится колокольный звон, призывающий к вере, единству, добру, жертвенности и стойкости.





















Приложение








Научно-исследовательская работа
«Геометрия горящей свечи. Геометрия храма»

Черкаевой Елены(9 «Г»)





Научно-исследовательская работа
«Библейское сказание и математика»

Ляпиной Виктории (6 «В»)






Научно-исследовательская работа
«Знаменитая задача древности»

Марьяш Артура (9 «Г»)




Грамоты, дипломы,
свидетельства










15