«Освоение компетентностного подхода к преподаванию русского языка в школе»

учитель русского языка и литературы Евтушенко Н.С.
МКОУ КСШ №2 им. Горького
«Освоение компетентностного подхода к преподаванию русского языка в школе»
Всем известно: в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. По словам К. Д. Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...»
Уроки русского языка в современных условиях обеспечивает функциональную грамотность и социальную адаптацию школьников, обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания, профессионально-трудового выбора, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, способы реализации выбранного жизненного пути.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. В чем же отличие традиционного и компетентностного подходов в образовании? Главная идея традиционного подхода: знания приводят к личностному успеху. Главная идея компетентностного подхода: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем. Это подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях; это направленность обучения на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях (т. е. коммуникативная компетенция). Отсюда логично вытекают и принципы, на которых базируется компетентностный подход в образовании:
- образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития на основе освоения учащимися социально значимых умений (компетенций);
- оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;
- разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
То есть все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования, вот тогда образование и жизнь пойдут не параллельными путями, а одной дорогой.
Современный урок русского языка представляет собой диалогическое взаимодействие учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта обучения превращается в его субъект. Таким образом, ученик не пассивный объект, которому учитель должен передать определенную сумму знаний; на уроке и учитель, и учащиеся - активные деятели, субъекты процесса обучения. Задача учителя - установить гармонические и двусторонние отношения с учащимися, организовать их познавательную деятельность, пробудить творческую активность. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму».
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).
С введением государственного стандарта общего образования изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать языковые ресурсы в реальных условиях общения.
Основной проблемой, стоящей перед педагогами, внедряющими компетентностный подход в преподавании языка, является проблема создания открытого языкового пространства. Речь идет об изменении приоритетов в преподавании: переходе в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения. Требуется создать условия, приближенные к естественной коммуникации. В основе уроков русского языка в старшей школе лежит практико-ориентированный подход, опирающийся на опыт практической деятельности обучающихся, предполагающий создание образовательной ситуации (А. В. Хуторской), основными составляющими которой являются:
- уточнение образовательного объекта;
- конкретизация задания;
- решение ситуации;
- демонстрация образовательной продукции;
- систематизация полученной продукции;
- работа с культурно-историческими аналогами;
- рефлексия.
Далее остановимся на средствах, которыми задается образовательная ситуация.
1. Реальная действительность, представленная предметно: на фотоснимках, иллюстрациях, плакатах, схемах, слайдах, рисунках, в символике, на компьютере.
2. Реальная действительность, представленная предметно-вербально: программы ТВ и радио, билеты (в театр, кино, на поезд и т. п.), этикетки товаров, формуляры, анкеты, меню, ценники, предписания, проспекты, объявления и т. п., используемые в качестве учебных текстов.
3. Изобразительное искусство: репродукции художественных картин, плакатов, скульптур, натюрмортов, офортов и других произведений искусства, составляющих национальное достояние народа.
4. Художественная литература. Способ постижения действительности, представленной в художественной литературе, убеждений и жизненных ценностей является стимулом мышления и поведения, охватывает реальность наиболее полно, комплексно и эмоционально.
5. Справочно-энциклопедическая и научная литература (например, схема метро, путеводители, карты, планы городов и т. п.).
6. Средства массовой информации (теле- и радиопередачи, газеты, журналы) как источник актуальной оперативной информации.
7. Общение с учителем как ретранслятором и интерпретатором культуры русского народа, что абсолютно необходимо для духовного (нравственного) совершенствования учащихся.
В практике преподавания важно осуществлять работу с текстом на уроках русского языка, поскольку текст выступает единицей языка (на материале текста возможно освоение всех грамматических категорий и языковых явлений) и речевым произведением, коммуникативно обусловленным. Поэтому текст, с одной стороны, должен стать стимулом к обсуждению различных проблем, с другой стороны - предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания. Следует разнообразить дидактический материал, включая в работу неадаптированные тексты.
С целью повышения качества образования необходимо осуществлять постоянное совершенствование методики преподавания русского языка, апробации новых технологий обучения, отдавая предпочтение технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности. К ним относятся следующие: когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии, концептуальные карты, решение проблем и др.); технологии сотрудничества (драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов и др.); контролирующие (тестирование, дневники, конкурсы и олимпиады и др.); информационные (компьютерные программы, интернет-ресурсы и т. д.); здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядки). Использование новых технологий объективно ведет к улучшению качества обучения русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний школьниками.
Один из путей реализации такого подхода - использование компететностно-ориентированных заданий как на традиционных уроках, так и в специально организованном учебном процессе.
Что отличает КОЗ от традиционного задания?
Во-первых, это деятельностное задание. В КОЗ есть деятельностная составляющая (виды деятельности, на проверку которых направлено то или иное задание), которая включает: предметные умения (понятийный аппарат, объяснение действий, подбор моделей, создание собственного алгоритма), умения работать с информацией, исследовательские (или методологические) умения. Во-вторых, оно моделирует жизненную ситуацию.
В-третьих, строится на актуальном для учащихся материале. В-четвертых, КОЗ имеет следующую структуру: стимул (погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение); задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания), источник или указание на него (содержит информацию, необходимую для успешного выполнения задания); инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания).
Разработка и внедрение КОЗ в предметное обучение - актуальная проблема современной школы. Практически в любом художественном произведении можно найти проблемы, актуальные сегодня. Например, даже в очень известном произведении Пушкина можно найти замечательный стимул, рождающий интригу.
В результате реализации компетентностного подхода необходимы следующие изменения в воспитательно-образовательном процессе современной школы:
содержание образования: «знаю что» - «знаю как»;
форма образования: обучение - учебная деятельность;
позиция ученика: объект обучения - субъект учебной деятельности
позиция учителя: транслятор - организатор деятельности; наставник - сотрудник; судья - эксперт.
Компетентностный подход к системе учебных занятий по русскому языку и литературе призван способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовным, нравственным ценностям народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию толерантности.
1. Проблемы преподавания русского языка делятся на две большие группы.
Первая включает в себя учительские проблемы, основной причиной которых является формальное понимание любых современных педагогических инноваций. Педагогов крайне затрудняет освоение языковой и общепедагогической терминологических систем, структурирование предложенных терминов и их функционально грамотное использование в своей речи.
Проблемы учащихся разнообразны, но в качестве основной представляется возможным выделить непонимание содержательного наполнения изучаемых языковых фактов и явлений, чем обусловлена низкая мотивация к освоению родного языка и отсутствие системных знаний о нем.
2. Учительский формализм в освоении педагогических инноваций обусловлен недостаточно высоким уровнем научно-методических основ профессиональной компетенции учителя. Рутинные аспекты школьного обучения «съедают» очень много времени педагога, изматывают его морально и физически. Времени на творческий поиск нет, достижение материально ощутимых его результатов крайне затруднено. Часто педагог внутренне слабо заинтересован в том, чтобы его профессиональная деятельность выходила за пределы урочной и минимальной достаточной внеурочной деятельности. Учитель сосредотачивается на накоплении конкретных методических приемов, всячески избегая их систематизации. Передовые педагогические технологии часто осваиваются по принципу «мешок приемов».
3. Поскольку учитель является модератором современного образовательного процесса, он призван увлекать обучаемых содержанием учебной дисциплины. Но названные выше учительские проблемы мешают учителю проявить профессиональную эрудицию. От этого страдает мотивация обучаемых, их целеполагание при изучении русского языка, что усугубляется еще больше вследствие отсутствия выстроенных и глубоких содержательных основ учебного курса «Русский язык». Практически невозможно услышать от школьников, что они любят изучать русский язык.
4. Необходимо разрабатывать в научно-методическом аспекте содержательные системные основы курса русского языка с теоретических, научно-методических и собственно-методических аспектов.
5. Речевое обучение в современной школе завершается итоговой государственной аттестацией (ГИА-9, ЕГЭ). Проблемы обучения осмысленному восприятию текста, его пониманию на разных уровнях остаются острыми как для учителя, так и для учеников.
Таким образом, компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения , т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.

sђ Заголовок 115