Творчество учителя и ученика — залог эффективности современного урока


Творчество учителя и ученика – залог эффективности современного урока

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
C признанием ведущей роли педагога в достижении целей образования проводимая в нашей стране модернизация образования требует определения более эффективных путей и методов совершенствования педагогического мастерства педагогов. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.
Какие бы ни совершались реформы и преобразования в области образования, урок остается главной формой обучения, хотя меняются цели и содержание преподавания в современной школе, появляются новые средства и технологии обучения.
Качество и эффективность урока зависят не столько от того, что знает учитель, но и от того, как он реализует свои знания. Мастерство учителя во многом зависит от умения анализировать свои и чужие ошибки. Без этого педагогическое мастерство не приходит к учителю вообще либо приходит чрезвычайно медленно. Постоянное совершенствование своей работы, и в частности уроков, позволит молодому учителю довольно скоро стать очень хорошим специалистом.
Как сделать так, чтобы каждый урок, какой бы сложной задачей это нам не казалось, являлся ступенью на пути к новым вершинам знаний и развития современного ученика, т.к. урок – это, прежде, всего инструмент формирования его личности. Если урок интересен для учеников и для учителя, тогда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это как будто бы совершенно новый урок, но не теряющий связи с прошлым, то есть актуальный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего молодого человека, проявляющийся в действительности и дающий перспективу для будущего.
В настоящее время, как и прежде, многие учителя предпочитают традиционный урок, что иногда является логически оправданным. Это объясняется разными причинами: чаще всего привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу и порой не дающих никаких положительных результатов, кроме дополнительной нагрузки, требующей моральных и физических затрат от учителя.
Но есть учителя, и их немало, которым удается изменить ход традиционного урока так, чтобы это понравилось не только им, но и их ученикам. И самым интересным становится то, что они стремятся к вовлечению в активный творческий процесс обучения своих учащихся. Естественно, учитель не освобождается от своей обязанности учить, но он начинает учить по-новому.
Что главное в уроке? Каждый учитель на этот счет имеет свое мнение. Одно из них – актуализация значения некоторых привычных (традиционных) частей урока
Учитель должен уметь организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик оказался в ситуации, когда он может и желает раскрыть свои потенциальные возможности, когда он берет ответственность за свой ученический труд на себя, вступая с учителем в отношение доброжелательного сотрудничества, а не иждивенчества. Когда ученик окажется с помощью учителя и его методики в такой ситуации, тогда можно считать свой урок успешным, современным. А это порой бывает очень трудно.
Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Творчество – это создание новых по замыслу культурных, материальных или иных ценностей. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер («Не боги горшки обжигают»). Творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической деятельности, в центре которой стоит Ученик.
Одна из самых продуктивных мер повышения квалификации – анализ. Анализ урока – дело сложное. Разобрать урок по пунктам трудно и требует много времени. Но, как говорится, игра стоит свеч. Анализ проведенного урока – начало подготовки к следующему уроку. Поскольку совершенствованию каждого урока нет предела, хорошему учителю никогда не хватает времени на подготовку. Его качество зависит от многих факторов, и, прежде всего, от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий, от его способностей и желания стать хорошим специалистом.
Немаловажную роль педагогический анализ играет в совершенствовании мастерства каждого учителя. Педагогический анализ развивает общую культуру учителя, дает ему возможность глубоко изучить ученика, влияет на рост творческой активности учителя и, как совершенно справедливо считал В.А. Сухомлинский, коренным образом меняет его взгляд на свой труд и является важнейшим побудительным средством процесса самовоспитания и самообразования педагога. Лишь кропотливый анализ собственного и чужого опыта, изучение необходимой литературы могут привести учителя к высокому профессиональному уровню мастерства.
Важно обретение учителем уверенности в своих силах – в своей возможности научить, объяснить, показать, внимательно выслушать, помочь, посоветовать. Вместе с тем уверенность должна сочетаться с внимательным анализом своих поступков, необходимой самокритичностью, готовностью правильно реагировать на критические замечания руководителей и коллег, так как их советы помогают повышать квалификацию. Более опытный педагог подтягивает менее опытных. Неопытный на чужих ошибках учится сам.
Творческая атмосфера в педагогическом коллективе складывается из следующих компонентов:
Единых педагогических целей.
Высокой трудовой дисциплины.
Ответственности и авторитетности каждого учителя.
Бесстрашного отношения к трудностям и противоречиям педагогических поисков.
Принципиальности педагогических дискуссий и научных споров.
Признания лидерства лучших учителей и неприятия иллюзорного лидерства.
В любом классе есть творчески активные, любознательные дети, которые часто задают вопросы «Почему? Как? Где?». Они стремятся к новым знаниям, ищут ответы. Задача педагога – выявлять таких детей, расширять их кругозор, содействовать развитию познавательных интересов, изучать и использовать новые технологии обучения, создавать все условия для развития познавательной активности и способностей учащихся.
Работа со способными и одаренными детьми составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе. Индивидуальная форма работы имеет существенное значение для успешного проведения занятий с учащимися во внеурочное время. Она способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Эта форма внеурочной работы дает возможность школьникам проявить творческую инициативу и активность.
Актуальная школьная проблема сегодня – снижение мотивации учения. Учиться порою сложно и неинтересно. Трудности идут как по линии «не могу», так и по линии «не хочу», так и по линии несоответствия нашей системы обучения требованиям современности. Именно поэтому, мы сегодня говорим о новых проектах образования, в основе которых лежит не знаниевый, а деятельностный подход.
Основная задача педагога в этой связи заключается в том, чтобы развить в ученике способность самостоятельно «брать знания», когда ученик не останавливается на том, что есть, а продолжает своё образование. Таким образом, учителю отводится роль организатора процесса обучения детей – учеников нужно обучить способам получения знаний, приобщить их к методам научного познания, включить в самостоятельную поисковую деятельность.
Ведущей формой обучения был и остаётся урок. Уроки бывают разные, в зависимости от того, как срежиссирует свой урок учитель. Множество микропедагогических ситуаций возникает здесь – противоречий, конфликтов, проблем. И каждая из этих ситуаций требует своего непременного решения. Сейчас и сию минуту. Вот почему каждый урок – это личное творение педагога, которое увидеть дважды невозможно.

И каждому взглянуть на землю хочется
Увидеть вновь по-новому её.
Ведь каждый взгляд на вещи – это Творчество,
А творчество у каждого своё.

Главная идея в том, чтобы педагог в своём творчестве на уроке не был одинок, а опирался на творчество и достижения своих учеников, поднимая их, тем самым, на новую ступень развития.
Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности. Учитель ведёт урок, опираясь на ЗУН и Деятельность учеников, выполняя действия корректировки и расширения Зоны Познания и Развития детей. Ученики же используют свои ЗУН в новой Деятельности, предложенной учителем, соотносят их с возможностью практического применения, стараются войти в новую ЗПР вслед за учителем, который вновь использует результаты деятельности учеников для дальнейшей их работы.
Используя творческую деятельность ученика, мы можем поднять его мотивацию учения на более высокий уровень. Проследим этот процесс.
Ученик:
Обратил внимание на изучаемый материал (проявил интерес)
Заинтересовался (проявил произвольный интерес)
Приступил к действию (попробовал себя в деятельности)
Получил результат (он должен быть положительным!)
Приобрёл знания (на своём уровне)
Применил этот результат ( свои знания) в своей деятельности (процесс пошёл)
Представил результаты своей деятельности для работы всего класса
Работа в классе (закрепил знания)
Выполнил новое задание (применил знания в новой ситуации)
Учитель:
Опирается на личные интересы учеников
Использует межпредметные связи
Увязывает преподавание предмета с жизнью
Индивидуализирует процесс обучения
Осуществляет личностную ориентацию
Вносит новизну в преподавание предмета.

И как следствие вышесказанного, мы решаем поставленную задачу повышения мотивации изучения предмета, формируем интерес к предмету, ориентируемся на личность ученика, развивая его, решаем задачи обучения и воспитания на уроке и возникающие противоречия.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Значит, актуален вопрос: «Что такое современный урок?». Этот вопрос интересует не столько преподавателей, сколько самих учащихся.
По мнению учащихся содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только должны вооружать их знаниями и умениями, но и вызывать искренний интерес, подлинную увлечённость, формировать творческое сознание. А такой урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический».
Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет» (Н. Рерих).

С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.
В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых- психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т.д. Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.
Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.
В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.
Главными признаками творчества являются:
Создание нового или существенное усовершенствование известного;
Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Следовательно, творческая деятельность – это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества.
По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп. В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов обучения, способные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.
Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний характерных для творческой деятельности.
Творчество отличается уникальностью своего результата. В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, т.е. вдыхает жизнь. Тогда как можно говорить о творчестве отдельно от учителя? Ведь результат педагога не измерить общепринятыми мерками, результат его деятельности – создание ценностей. Учитель по определению не может быть не творческим, как метко об этом сказал Борис Пастернак:
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Печально, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
И надо жить без самозванства –
Жить так, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
От того доброго, что дает педагог детям, добро рождается в них самих. Он заряжает их энергией, отдавая частицу себя.
Возникает вопрос: что такое творческая личность, как ее можно воспитать. Что нужно преподавать? Как нужно преподавать?  Как оценивать? Во-первых, создать условия для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей каждого ученика, развития его неповторимой индивидуальности. Во-вторых, научить нетрадиционно подходить к решению поставленной проблемы. В-третьих, что, пожалуй, является самым главным, зажечь в глазах детей огонек желания творить, мыслить, делать добро.
Формы и методы организации творческой деятельности, а также время каждый учитель выбирает для себя сам. Здесь нельзя издать указ, четко регламентировать деятельность. Одно можно сказать точно, чтобы творчество не превратилось в продукт производства необходимо поощрение как учителю, так и учащимся. Поэтому необходимо устраивать выставки творческих работ, конференции, защиты проектов. Результаты своей работы – рисунки, доклады, стихи, грамоты и благодарности – можно накапливать в портфолио. Ребята тем самым готовятся к будущей жизни, а учителя повышают свою квалификационную категорию.
Поскольку основной формой обучения, главным связующим звеном в интеграции различных организационных форм обучения по-прежнему остаётся урок, то на наш взгляд, совершенствование урока может протекать по следующим направлениям: повышение целенаправленности урока, использование современных технологий, разнообразие форм проведения уроков и методов обучения, улучшение качества дидактической обработки содержания учебного материала.
Девиз «от творчества учителя – к творчеству ученика» достигает своей цели в том случае, если участники этого тендема видят результаты своего труда и чувствуют позитивное отношение к себе.
Очень важными качествами современного педагога являются его креативные способности, желание преодолеть традиционность в процессе обучения иностранным языкам. Я легко преодолеваю стереотипы, готова воспринять и реализовать в своей работе то, что интересно детям именно сегодня.
Творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определен исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием педагогического опыта.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15