Конспект по развитию речи на тему: Дикие животные и их детеныши для детей 4-5 лет.


Программное содержание:
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни диких животных и их детенышей.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять и расширять представления детей об особенности жизни диких животных;
- учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.
Развивающие:
- способствовать усвоению словосочетаний : прилагательное + существительное (короткий хвост, маленькие уши, пушистый хвост, острые уши и т.д.;)
- развивать умение понимать смысл загадок, связанную речь, любознательность детей и их зрительное восприятие ;
- формировать и активизировать словарь дикие животные и их детёныши, практиковать в умении пользоваться словами – названиями диких животных и их детенышей в им.падеже, мн. числа и в род. падеже, ед. числа : волк- волчата – волчонка и т.д.;
- упражнять в употреблении глаголов : «в», « под», в подборе глаголов к существительному;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным;
- способствовать освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
- интерес к художественной литературе.
Тип занятия: комплексное занятие
Форма занятия: НОД (фронтальная, индивидуальная форма организации).
Продолжительность: 20 минут
Участники: дети 4 - 5лет, воспитатель, музыкальный руководитель.
Оборудование и материалы:
Игрушки : дикие животные и их детеныши, игрушка (открытка) Буратино,  д/и с прищепками «Чья мама?», «Чей домик?» ( или «Чей хвост и уши»), разрезные картинки – пазлы на каждого ребенка «Дикие животные», стихи, загадки о животных, аудио-плеер с записью звуков леса, природы, воя волка, магнитная доска с магнитами.
Предварительная подготовка:
- отгадывание загадок, беседа о диких животных и их приспособлениях в дикой природе, рассматривание иллюстраций на тему: «Дикие животные», проведение дидактической игры с прищепками «Чей домик?», воспроизведение наизусть стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» : «Мишка», «Зайка»,чтение русских народных сказок : «Колобок», «Заячья избушка», «Волк и лиса».
Методы и приемы работы с детьми:
- игровой (использование сюрпризного момента, дидактическая игра, физкультминутка);
- наглядный (использование иллюстрированных заданий, картинки с изображением диких животных);
- словесный (рассматривание, чтение стихов, загадок, беседа, постановка проблемного вопроса, индивидуальные ответы детей);
- поощрение, анализ занятия.
Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
1.Организационная разминка Направлена на мотивацию детей. На данном этапе использовался сюрпризный момент – появление игрушки Буратино, что способствовало созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы для сплоченности группы. 3-5 минут
2.Основная часть Строилась в основном на использовании всех групп методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны между собой и направлены на решение поставленных задач. 10-14 минуты
3.Рефлексия Осуществление обратной связи с помощью ответов детей на поставленные вопросы педагога по всей совместной работе на занятии. 3-5 минут
Ход занятия:
1.Организационная разминка.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите кто у нас сегодня в гостях. Вы его узнали? Как его зовут? (Буратино).
Давайте мы с ним поздороваемся и подарим ему свою улыбку и хорошее настроение.
Мальвина задала ему задания, но Буратино не может сам справиться с заданиями и ему не хочется огорчать Мальвину. Он решил обратиться к нам за помощью. Давайте ему поможем. А если мы будем работать дружно, то справимся с любым заданием.
2.Основная часть.
Задание №1.Загадки.
Его обижают и звери, и птицы,Он каждого кустика в поле боится.Зимой под елкой он так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
Кто это, как вы думаете? (Заяц)
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение)
(картинка с изображением зайца вывешивается на доску)
- Какие у зайца уши? ( длинные уши)
- Какой у зайца хвост? (короткий хвост)
- У зайца мягкая теплая шкурка. Что происходит с заячьей шкуркой с наступлением зимы и весны ? (меняет окрас: зимой- белая, весной- серая)
Кто по елкам ловко скачетИ влезает на дубы?Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение)
(картинка с изображением белки вывешивается на доску)
- Какие у белки уши? ( короткие уши)
- Какой у белки хвост? (пушистый хвост)
- У белки мягкая теплая шкурка.
Летом бродит без дорогиМежду сосен и берез,А зимой он спит в берлогеОт мороза, пряча нос. (Медведь)
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение)
(картинка с изображением медведя вывешивается на доску)
- Какие у медведя уши? ( маленькие уши)
- Какой у медведя хвост? (короткий хвост)
Хитрая плутовка,Рыжая головка,Хвост пушистый – краса!А зовут ее … (Лиса)
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение)
(картинка с изображением лисы вывешивается на доску)
- Какие у лисы уши? ( острые уши)
- Какой у лисы хвост? (длинный пушистый хвост)
На овчарку он похож,Что ни зуб – то острый нож!Он бежит, оскалив пасть,На овцу готов напасть.Он зимой холоднойБродит по лесу голодный. (Волк)
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение)
(картинка с изображением волка вывешивается на доску)
- Какие у волка уши? ( острые уши)
- Какой у волка хвост? (длинный хвост)
- Как можно назвать одним словом волка, белку, зайца, лису и медведя? ( это животные)
- А где живут эти животные? ( животные живут в лесу)
- Какие это животные, живущие в лесу? ( дикие животные, сами добывают себе пищу.)
Задание №2. Кто где живет.
Дети поочередно берут прищепку с изображением животного и прикрепляют к соответствующему изображенному на основе жилищу, проговаривая (медведь живет в берлоге, лиса живет в норе, волк живет в логове, заяц живет под кустом, белка живет в дупле…)
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение)
- Засиделся наш Буратино, хочет поиграть, вставайте вместе с ним.
Физкультминутка:
( выполняются движения согласно тексту)
*Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел.
( мотание головой вправо – влево )
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.*
Раз, два, три, четыре, пять
( подтягивания на носочках, руки вверх)
Ключик не смогли достать.
(от* до* повторить)
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой.
Задание №3. Назови детенышей.
(Дети находят детенышей по опорным картинкам, выразительно проговаривая:
Лиса – лисята,
Волк – волчата и т.д.
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение)
Задание №4. Поделись с другом.
На столе стоят игрушки – зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у них в руках ( лисенок, медвежонок, бельчонок и т.д.). Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой с другом. В обмене с игрушкой принимает участие воспитатель, комментируя : Посмотрите, отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла бельчонка. Когда дети поменяются, воспитатель спрашивает кому и кого они отдали, а кого получили.
( опрос детей, исправление ошибок, поощрение)
- А теперь давайте покажем ,как двигаются животные.
Психогимнастика: «На водопой.»
(Мелодия из к/ф «Усатый нянь»)
Как-то раз лесной тропой (идут друг за другом) Звери шли на водопой .За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая) За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках) За мамой ежихой катился ежонок (двигаются в полу присяде) За мамой медведицей шел медвежонок (идут вразвалку) За мамою белкой скакали бельчата (двигаются прыжками) За мамой зайчихой – косые зайчата (прыжки на двух ногах, сделав «ушки») Волчица вела за собою волчат (бегут большими шагами) Все мамы и дети напиться хотят! ( делают «лакательные» движения языком)
Задание №5.Собери картинку - пазл.
- Ребята, у каждого из вас на столе лежат разрезанные картинки. Вам нужно собрать картинку и назвать кто у вас спрятался на этой картинке.( дети называют дикого животного).
(опрос детей, исправление ошибок, поощрение)
3.Рефлексия.
(фоновая музыка: звуки природы)
- Ребята, кто сегодня пришёл к нам в гости? ( Буратино)
- О чем попросил нас Буратино? (чтобы мы помогли выполнить задания)
- О каких животных сегодня мы с вами беседовали, как их называют одним словом? (дикие животные)
- Буратино внимательно слушал и многому у нас научился сегодня. Ему очень понравилось, как вы все вместе дружно работали и ему помогали.
Литература:
1. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа (от 4 до5 лет).
2. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС.
3.Загадки:
http://ped-kopilka.ru/4.Иллюстрированные картинки для детей для самостоятельного изготовления демонстрационного материала и дидактических игр с прищепками:
https://yandex.ru/images/