Рекомендации учителя-логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков у дошкольников в летний период

Рекомендации учителя – логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков дошкольников в летний период.

Учитель-логопед Жуковская Т.И.

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса
обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков в летний период. Поэтому воспитателям необходимо придерживаться ряда правил:


Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:


- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь ( например: это мяч, это шапка и т. д.);

- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать детям возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (например: Это жук; нет жука; ищу жука; думаю о жуке; рисую жука,. Коля рисовал, а Даша рисовала. и т.д.)

- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу ( например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно ( например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);

- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры ( например, игра «У меня синий шар, а что у тебя .», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

Обращать внимание ребенка на процесс пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо ( например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, холодная; цвет: зеленый, желтый).

Важную роль в организации работы должны оказывать любимые
игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю ребенку.

Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчево, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

Воспитатели должны учитывать, что реакция ребенка может быть
различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать воспитателей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности каждого ребенка, помочь вместе с ним преодолевать речевые затруднения.




15