Опыт использования интерактивных методов обучения на уроках химии

Районный конкурс
«Учитель года России»

Конкурсное задание «Методическое объединение»
Чернова Надежда Викторовна
МБОУ Кринично-Лугская СОШ


Опыт использования интерактивных методов обучения на уроках химии


Повышение эффективности урока – важнейшая проблема, волнующая меня, как учителя химии. На протяжении всех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии?
В 2014 году я была слушателем курсов повышения квалификации по проблеме «Формирование и развитие ключевых предметных компетенций школьников в условиях стандартизации химического образования».
Куратор курсов - доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин, Сажнева Татьяна Владимировна обратила наше внимание: «Главная цель образования согласно федеральному государственному стандарту второго поколения, коллеги, - развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности – выступает и как главный результат работы учителя».
Что ни занятие с Татьяной Владимировной, то интерактив- решаем проблемные вопросы «Кейсов», строим «Кластеры», составляем «Синксейны», она смогла организовать процесс переподготовки учителей химии так, что непонятные ранее иностранные слова стали понятными педагогическими технологиями.
Курсы повышения квалификации помогли использовать в своей работе идеи развивающего обучения. Очень необычно, когда ребенок на уроке сам формулирует тему, ставит себе задачу и находит пути ее решения.
Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали формированию ключевых компетенций: приобретение навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умение анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции.
Обучение химии должно быть направлено не только на формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира, но и на развитие учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, только тогда можно говорить о достижении целей общего образования. В условиях перехода на новые образовательные стандарты возникает необходимость чётко представлять, что и как мы хотим дать учащимся на том или ином уроке. Другими словами, спроектировать урок таким образом, чтобы он отвечал всем требованиям ФГОС, и, самое главное, достиг цели. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и решением конкретных дидактических задач.
Отсюда основной задачей проектирования урока, ложащейся на плечи учителя, является создание условий для позитивной мотивации учащихся к изучению химии. 
Считаю, что значительно активизировать учебную деятельность можно применяя интерактивные методы обучения. Эти методы способствует формированию ключевых компетенций обучающихся. Доминирование интерактивных методов в обучении не означает полное исключение традиционных, оно предполагает лишь их преобладание.
Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивные формы и приемы я применяю на всех этапах урока.
Примером может служить использование такого приёма интерактивного обучения, как “Ожидания”. Указанный приём я обычно применяю в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске высвечивается надпись “Ожидания” или «Что бы вы хотели узнать?». После определения темы урока детям предлагаю высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме учитель - ученики на данном этапе контролируется мной так, чтобы ход мысли обучающихся шёл в нужном направлении и были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего. Записываю на доске( или заранее готовлю на слайде) ожидания детей от урока и затем сообщаю им конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей. Анализируя “Ожидания” я, как учитель, могу:
узнать, какие вопросы интересуют детей по теме урока;
выявить первоначальное представление ребенка по теме;
получить информацию о способностях детей, для того, чтобы знать, какие сложности в обучении можно ожидать;
помочь детям понять свою мотивацию;
почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;
сравнить достигнутые результаты с “Ожиданиями”;
разделить с детьми ответственность за результат.
Учащиеся, при применении на уроке этого элемента, имеют возможность рефлексировать по поводу того, что знают и думают.
Хорошие результаты дает работа в парах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может быть обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя, учащихся и т.д.
Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, применяю работу в группах. Условиями успешной работы в группе являются:
- ученики должны иметь определённый багаж знаний и умений для того, чтобы справиться с заданием;
-объединять учеников нужно в небольшие группы, чтобы все видели друг друга;
-в каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (капитан, секретарь, посредник, хранитель времени).
- группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению;
-обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников.
Вот примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах. “Дерево решений” - класс делится на группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем “дереве” (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
“Поиск информации” - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, в результате пошаговых ответов на поставленные вопросы. Для групп разрабатываю вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале. Определяю время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.
При групповой работе происходит взаимообучение участников команды, совместными усилиями добывается общий результат.
Основная проблема, возникающая при работе в группах – сколько унесет ученик с урока? Только ли тот «кусочек», который был набран в его группе, или даже лично им? Не будут ли тогда его знания односторонними, поверхностными? Одним из путей разрешения этой ситуации в организации урока – постепенное перетекание работы одной группы в работу другой. Затем происходит дополнение ее, обобщение, уточнение. На протяжении всей работы ученики заинтересованы во взаимообогащении знаниями.
Разновидностью групповой работы учащихся являются Кейс-технологии.
Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий Он позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. «Хороший "кейс"», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. "Я особенно ценю в методе работы с "кейсами" независимость мышления, – говорит Питер Экман - В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам". 
Пример:
1.Ознакомление с сюжетом. 
«Водород – топливо ближайшего будущего» - именно под таким девизом проходит внедрение двигателей внутреннего сгорания потребляющего H2 в автотранспорте. Уже давно водородное топливо занимает лидирующую позицию среди прочих альтернативных источников энергии, благодаря многим своим уникальным свойствам: экологичность, больший коэффициент полезного действия по сравнению с бензиновым и дизельным топливом.
Проблемный вопрос:
«Если водород обладает такими чудесными характеристиками, - воскликните вы, - почему же его практически не используют на автотранспорте?».
2.Проблематизация – ученики должны найти проблему: почему водород не используют как топливо
3. Формулирование проблемы : водородное топливо экологически чистое и экономически выгодное, тогда почему промышленность не производит машины с водородным двигателем.
4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп).
5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа). Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. Заранее заготовленные варианты верных и неверных ответов из которых дети должны выбрать только верные.
Учитель предоставляет распечатки с информацией, объем которой не должен превышать 1 страницы. Работа может идти по учебнику.
6.Презентация решения. Не более 3 минут на группу.
Следующий интерактивный метод, которым я часто пользуюсь на уроках это кластер.
«Кластер» в переводе с английского – ячейка, с латинского – гроздь, пучок, созвездие. В образовании кластер –– это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Составление кластера на уроках химии позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими понятиями.
Кластер использую на самых разных этапах урока, при изучении различных тем курса химии. Например, на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания.
Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой.
Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивной доски учитель может всецело завладеть вниманием учеников на уроке. Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. В своей работе использую мультимедиа-продукт “Уроки химии Кирилла и Мефодия”, которые содержат медиа-иллюстрации, тесты и проверочные задания, видеофрагменты, анимации, интерактивные тренажеры.
Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. На мой взгляд, она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; т.е. способность применять знания и умения в конкретной деятельности.
Наглядность на уроке играет очень важную роль. Трудно «на пальцах» научить пониманию внешних и внутренних процессов, происходящих во время химических реакций. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Результативность применения исследовательской технологии учебном процессе:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы...),
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности,...")
в) переживание учащимися субъективного открытия:
("Я сам получил этот результат,..."),
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
("Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны...").
Метапредметная интерпретация учебного занятия объективно повлечет за собой необходимость межпредметной интеграции, выхода за рамки научной области в конкретные ситуации жизнедеятельности ребенка. При решении химических задач, используются знания учеников по математике и физике, при решении экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды во время химических производств используются биологические знания учеников, составляя презентации к урокам, ученики используют свои дизайнерские качества, привитые им на уроках технологии. Чтобы химия не была сухой наукой её надо разбавить литературными произведениями. Любой учитель подтвердит, что ничто так не мотивирует ученика, как перевод сложных предметно-научных дидактических единиц в «разговор о жизни». А это и есть важнейший принцип педагогической мотивации - актуализация знания.
Формулировка темы занятия
в традиционной и метапредметной интерпретации

Традиционная
формулировка темы
Метапредметная
формулировка темы

«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
«Порядок и хаос: польза систем и систематизаций (на примере таблицы
химических элементов Д.И. Менделеева)».


На этапе закрепления полученных знаний использую технологию Синквейн. В её основе лежит технология критического мышления. Это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Составляя синквейн, дети мысленно вспоминают все этапы урока
Пример синквейна:
Водород
Лёгкий, летучий. (физические свойства)
Горит, восстанавливает, окисляет. (химические свойства)
Водород основа жизни! ( значение)
Нужный!
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные - интерактивные технологии.
 Заключение
      Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг, я считаю необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение, которое активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроках химии.
В технологии  интерактивных методов снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося.   Учащиеся вовлекаются в познавательную деятельность.
А это главное требование ФГОС.


Литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













15