Разработка программы работы с одаренными детьми Школа Олимпийского Резерва


Муниципальное образование город Муравленко
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Программа
работы с одаренными детьми
«Школа Олимпийского Резерва»

Автор: О.В. Тихомирова
учитель английского языка
г. Муравленко
Содержание:


Паспорт программы. Пояснительная записка.

Современное состояние проблемы развития одаренности.
Анализ современного состояния системы работы с одаренными детьми.
Цели и задачи программы.
Классификация учащихся по видам одарённости, на развитие которых направлена
программа «Школы Олимпийского резерва».
Принципы выявления одаренных детей в школе.
Научно-методические основы обновления содержания работы с одаренными уч-ся
Принципы обучения одаренных детей в программе «Школа Олимпийского резерва».
Формы и методы обучения.
Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы и
образовательным потребностям одаренных детей.
Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
Этапы и план реализации программы «Школа Олимпийского резерва».
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми
«Школы Олимпийского резерва»
Список использованной литературы.
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.Название программы: «Школа Олимпийского Резерва».
Цель: Создать благоприятные условия для развития исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
Задачи программы:
1.Организовать деятельность одаренных детей за счет поддержки высокой самооценки ребенка и определения индивидуальной нагрузки.
2.Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современного общества.
3.Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
4.Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
5.Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися. (проранжирование)
Нормативно-правовая база программы:
основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
Программа развития МОУ СОШ № 5 на 2009-2014г.г.;
Устав МОУ СОШ № 5 14.09.2000г.

Разработчик: МОУ СОШ № 5
Год разработки: 2009 г.
Сроки реализации программы: 2009-2014г.г.
Руководители: Кузьмина Т.Т.. – зам. директора
Тихомирова О.В. - учитель иностранного языка
Плечко Т.В. - учитель иностранного языка
Гладышева О.В. – учитель математики
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Развитие детской одаренности является ведущим направлением
образовательной модели МОУ СОШ № 5 . При разработке данной программы использованы материалы Московского форума «Одаренные дети» в поддержку
Федеральной Программы «Дети России».
Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с
одаренными детьми. Программа «Школа Олимпийского резерва» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в
разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми.
А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития
самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать
детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска ;- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;
- зрелость педагогического самосознания.
Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:
- единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового
стандарта образования на всех возрастных уровнях;
- изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально- ориентированных учебных систем Л. В. Занкова, Программа «Школа 2100»
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ.
Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени. Единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся, слабая ориентированность школы на формирование и развитие
индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников.
Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.

IV. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, а также анализ результатов учащихся во Всероссийских дистанционных, региональных олимпиадах и проектах (2006-2008 г.г.) мотивировали методическую службу школы к модернизации системы работы школы с одаренными детьми.
Это привело к написанию программы «Школа Олимпийского резерва», которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Наша школа- школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. В школе работают 33 кружка и 4 студии и спортивные секции. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.
Гипотеза:
Если мы создадим программу, предусматривающую последовательную деятельность педагогов с одаренными детьми через урочную и внеурочную формы работы, то мы сможем создать благоприятные условия для развития исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей. 5. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.
Стратегическая цель программы - переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления.
Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель- развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального (дистанционного) образования; внедрять в образовательное пространство школы вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для достижения высоких результатов;
совершенствовать здоровье сберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого – медико - педагогическую поддержку одаренных детей;
совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
организовать подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
6. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВИДАМ ОДАРЁННОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА
ПРОГРАММА « Школа олимпийского резерва».
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия « одаренность» были выделены следующие виды одаренности:
- общая интеллектуальная одаренность:
- творческая одаренность:
- спортивная одаренность:
(см. Приложение № списки одаренных детей)
Для развития каждого вида одаренности разрабатывается система мероприятий. В нее включены возрастные особенности, что позволит детям ориентироваться в образовательном процессе.
7. ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.
Опора на методы психодиагностики;
Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого - педагогического статуса одаренного ребенка;
Принципиальное значение имеет разработка методов выявления « потенциальной» одаренности, это:
предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;
переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.
Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития».
Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.


VIII. НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБНОВЛЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.
В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.
Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно - воспитательного процесса. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов.
Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя группами качеств:
общие или специальные способности выше среднего;
высокий уровень включенности в задачу;
высокий уровень креативности.
Джозеф Рензулли предлагает считать одаренными не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.
При составлении учебных программ работы с одаренными детьми позволяет обучающимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес.
Задача учителя- помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.
9. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОГРАММЕ «ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА».
Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися через исследовательскую или проектную деятельность;
насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов;
понимание самих себя и признание своих способностей;
установка на самооценку познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.
Реализация программы « Школа Олимпийского резерва» предполагает несколько направлений:
выявление и поддержка одаренных детей в обычном классе;
предпрофильные классы;
совместное сотрудничество с образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования города (Многопрофильный лицей, колледж, ДШИ, ДЮЦ, СОК «Ямал», Учебно-производственный комбинат)
Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ и методов обучения.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
10. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
При выборе форм и методов обучения используются основные положения:
- технологии саморазвития личности Г.К.Селевко;
- технологии развития критического мышления через чтение, письмо.
Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.
11. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.
Разнообразные виды поддержки учащихся:
Психолого – педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость;
правовые;
социальные (равные стартовые возможности в обучении);
валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем домашних заданий.
Право свободного выбора:
профиля;
уровня;
вида творческого труда.
12. КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой
работе и уровень развития собственного творческого потенциала, через организацию дистанционных курсов повышения квалификации учителей на общеобразовательном сайте РАН «Эйдос» www.eidoscourse.ru
13. ЭТАПЫ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ « ШКОЛЫ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА».
2009-2010 уч. год – диагностико - прогностический этап.
2010-2011 уч. год - организационный этап.
2011-2012 уч. год – практический этап.
2012-2013. уч. год – практический этап
2013-2014 уч. год – обобщающий этап

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ В РАМКАХ ПРОГАММЫ
«ШКОЛЫ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА».
1.1
Вид одаренности
Классы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Общая интеллектуальная
2 – 4 классы
5 – 7 классы
8 – 9 классы
1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.
2.«Великий и могучий» - знаток русского языка и литературы.
3. Олимпиады по предметам.
4.Анализ работы учителей русского языка и литературы с одаренными учащимися. 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.
2.Анализ результатов олимпиады.
3.Анализ работы учителей химии, географии, биологии на уроках с одаренными учащимися.
«Мы в ответе за тех, кого приручили» – знаток биологии.
«По морям, по волнам» - география. 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.
2. Олимпиады по предметам.
3. «Красивый язык сухих цифр» - знаток математики.
4. Анализ работы учителей математики, физики, информатики с одаренными учащимися.
5. Игра «Что? Где? Когда?»
Творческая
2 – 4 классы
5 – 7 классы
8 – 9 классы «На лучшее оформление кабинета».
«Мы ищем таланты»
«Что может быть прекрасней творчества»
«Перепелочка»
«На лучшее внеклассное мероприятие на тему: «Осень»».
Конкурс «Лучшая математическая газета».
Спортивная
2 – 4 классы
5 – 7 классы
8 – 9 классы «Веселые старты»
«Золотая осень» - футбол.
«Смелость, мужество и ловкость». Соревнования по футболу. «Веселые старты»
Первенство школы по волейболу. «Золотая осень» - кросс.
Первенство школы по шахматам.
Январь
Февраль Март Апрель Май
1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.
2. «О подвигах, о доблести, о славе» - знаток истории.
3. Анализ работы учителей по истории с одаренными учащимися.
1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.
2. Конкурс на лучшего знатока английского языка.
3. Анализ олимпиад.
4. Анализ работы учителей с одаренными учащимися. 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.
2. «Знание- сила» - знаток литературных произведений.
3. «Юные орнитологи»
4. Анализ работы учителей литературы с одаренными учащимися. 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.
2. «Герои спорта». 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.
2. «Эрудит».
3. Анализ работы учителей начальных классов с одаренными учащимися.
Конкурс на лучший плакат: «Ко дню защитников отечества»
Конкурс на лучшее сочинение: «Мы дружбой народов сильны»
Конкурс «На лучший плакат и рисунок ко Дню победы».
Турнир по шашкам. Соревнования по футболу, волейболу, баскетболу. Соревнования по лыжам.
Веселые старты.
Соревнования по легкой атлетике.
1.2
УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНЫХ, ГОРОДСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ УрФО, ВСЕРОССИЙСКИХ ОЛИМПИАДАХ И ПРОЕКТАХ.
по графику:
I полугодие
Классы Октябрь Ноябрь Декабрь Январь
2 – 4 классы
Российские открытые, заочные конкурсы, олимпиады проекта «Познание и Творчество» для начальной школы.
1 тур, на сайте:
www.future4you.ruМеждународный проект для начальной школы Эрудит-марафон уч-ся (ЭМУ) на сайте
www.cerm.ruКонкурс «Эрудит» Российские открытые, заочные конкурсы, олимпиады проекта «Познание и Творчество» для начальной школы.
2 тур, на сайте:
www.future4you.ru5 – 7 классы
- Школьная межпредметная олимпиада «К вершинам знаний».
- Всероссийский проект «Познание и творчество» 1 тур.
На сайте www.future4you.ruМеждународная олимпиада УрФО по основам наук
1 этап
www.urfodu.ru Международная олимпиада УрФО по основам наук
2 этап
www.urfodu.ru 8 – 9 классы Школьный отборочный тур Всероссийской Муниципальной олимпиады. -Всероссийская олимпиада школьников по основам наук. (муниципальный тур)
- Международная олимпиада УрФО по основам наук
1 этап
www.urfodu.ruМеждународная олимпиада УрФО по основам наук
2 этап
www.urfodu.ruВсероссийская олимпиада школьников по основам наук. (региональный тур)
II полугодие
Классы Февраль Март Апрель Май
2 – 4 классы
Международный проект для начальной школы Эрудит-марафон уч-ся (ЭМУ) на сайте
www.cerm.ruКонкурс «Специалист» Городское мероприятие
«Дело мастера
боится» Международный проект для начальной школы Эрудит-марафон уч-ся (ЭМУ) на сайте
www.cerm.ruКонкурс «Творческих команд» Российские открытые, заочные конкурсы, олимпиады проекта «Познание и Творчество» для начальной школы.
3 тур, на сайте:
www.future4you.ru5 – 7 классы
Всероссийский проект «Познание и творчество» 2 тур.
На сайте www.future4you.ruГородской марафон знаний. Международная олимпиада УрФО по основам наук
финальный этап
www.urfodu.ruВсероссийский проект «Познание и творчество» 3 тур.
На сайте www.future4you.ru8 – 9 классы Всероссийский проект «Познание и творчество» 2 тур.
На сайте www.future4you.ru5-8кл Школьный марафон знаний. Международная олимпиада УрФО по основам наук
финальный этап
www.urfodu.ruВсероссийский проект «Познание и творчество» 3 тур.
На сайте www.future4you.ru1.3. Работа НОУ по плану:
№ Мероприятия Форма работы Срок исполнения Ответственный
1 Провести агитационную работу среди учащихся и педагогов школы по привлечению к исследовательской деятельности. беседа, совещание, выступление по радиоузлу, демонстрация достигнутых результатов. сентябрь руководитель НОУ
2 Оформить стенд НОУ заказ фотографий, консультация дизайнера, подбор аналитического материала. сентябрь руководитель НОУ
3 Сформировать состав НОУ.
Выбрать Совет НОУ сбор заявок на написание работ,
заседание НОУ сентябрь руководитель НОУ
4 Сформировать состав учащихся для
обучения в Малой Академии, направить
заявку в МОУ СОШ №1 агитационная беседа сентябрь руководитель НОУ
5 Провести организационное заседание НОУ:
утверждение плана работы НОУ,
посвящение учащихся в члены НОУ «Круглый стол» с привлечением воспитательнойслужбы школы октябрь руководитель НОУ, организаторы
6 Утвердить темы исследовательскихработ учащихся заседание совета НОУ с участием замдиректора по НМР октябрь руководитель НОУ
7 Организовать обучение учащихся и педагогов,
вновь вступивших в НОУ проведение семинаров по темам:
«Как работать с научной литературой», «Источники Интернета»,
«Сбор и обработка материалов исследования, обобщение результатов работы»,
«Работа над рефератом, требования к оформлению»,
«Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ»;
индивидуальные консультации в течение года руководитель НОУ, библиотекарь
1.4 Работа с одаренными детьми в начальной школе по плану:
№ Мероприятие Ответственный Сроки исполнения
1 Организация клубной деятельности по направлениям:
ПДД - «Красный, жёлтый, зелёный»
Экологическое - «Натуралист»
патриотическое - «Юный патриот»
здоровьесберегающее - «Здоровячок»
краеведческое - «Ямал - мой край»
профилизация - «Юный журналист» Борисенко Т.Ф.
Родионова Е.М.
Солодовникова М.М.
Теплова И.В.
Зелинская О.Г.
Панкова Т.А. сентябрь-май
2 Утверждение оргкомитета по проведению олимпиад (марафона знаний) среди учащихся 2-4 классов. Организационное заседание. Зам. директора октябрь
3 Участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» Открытые заочные конкурсы - олимпиады
1 тур для 2- 4 кл.(по желанию уч-ся) Панкова Т.А. сентябрь - октябрь
4 Проведение олимпиад (марафонов знаний) во 2-4 классах. учителя октябрь
5 Проведение школьной олимпиады (марафона знаний) среди учащихся 2 - 4 классов Руководитель МО, зам директора, учителя 2- 4- х кл. ноябрь
6 Анализ результатов школьных олимпиад Руководитель МО ноябрь
7 Организация работы клуба «Эрудит» по развитию интеллектуальных способностей учащихся 2-3 классов. Руководитель МО ноябрь
8 Создание школьной команды для участия в городской олимпиаде (марафону знаний) ТГ учителей 4-х классов, зам. директора, руководитель МО, декабрь
9 Работа по подготовке учащихся 4-х классов, вошедших в состав школьной команды, к городскому интеллектуальному туру олимпиады. ТГ учителей 4-х классов ноябрь-апрель
10 Участие в международном дистанционном проекте «Эрудит – Марафон» для 1-4 классов (по желанию уч-ся)
1. Конкурс Эрудитов Панкова Т.А. ноябрь
11 Участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» Открытые заочные конкурсы - олимпиады
2 тур для 2- 4 кл.(по желанию уч-ся) Панкова Т.А. январь - февраль
12 Участие в международном дистанционном проекте «Эрудит – Марафон» для 1-4 классов (по желанию уч-ся)
2. Конкурс Специалистов Панкова Т.А. февраль
13 Участие в городской олимпиаде (марафоне знаний) зам. директора, орг. комитет март
14 Участие в городских мероприятиях:
проведение конкурса – праздника «Дело мастера боится» для учащихся 3-х классов»
спортивно– развлекательный праздник для уч-ся 1-х классов;
конкурс «Знайка» для учащихся 2-х классов;
конкурс сочинений для учащихся 4-х классов Февраль
Октябрь – ноябрь
Март
Май
15 Участие в международном дистанционном проекте «Эрудит – Марафон» для 1-4 классов (по желанию уч-ся)
3. Конкурс Творческих команд. Панкова Т.А. Март-апрель
16 Презентация достижений учащихся 2-3 классов. Руководители клубов и кружков Апрель –май
17 Анализ работы с учащимися с высокими интеллектуальными способностями Руководитель МО Май
14. Ожидаемые результаты реализации программы работы с одаренными детьми «ШКОЛЫ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.
повышение эффективности и качества реализации дополнительных образовательных программ в МОУ СОШ №5, обновление содержания дополнительного образования, расширение спектра предоставляемых образовательных услуг для разных возрастов и контингентов учащихся, обладающих различными способностями, склонностями и мотивацией к
учебной деятельности на основе широкого использования различных форм проектно-исследовательской деятельности учащихся;
становление системы координации и обеспечения (научного, организационного, методического, психологического, информационного) развития исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе города, механизмов связи с образовательными учреждениями, расширение методического влияния МОУ СОШ №5 в области исследовательской деятельности, формирование системы экспертизы уровня развития и эффективности проектно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях.
Рост количества занимаемых призовых мест на разноуровневых интеллектуальных конкурсах, фестивалях, конференциях, олимпиадах, проектах.
Критерии оценки результативности реализации программы.
- создание и практическая реализация модели реализации исследовательской образовательной технологии в учреждении дополнительного образования детей;
- полная и своевременная реализация всех разделов плана программы;
- количество публикаций по программе в педагогических изданиях, уровень цитируемости авторов публикаций в литературе;
- объем и качество методического обеспечения программы;
- количество программ дополнительного образования, реализуемых в школе, включающих элементы исследовательской деятельности учащихся;
- количество и качество образовательных проектов, конференций и конкурсов, реализуемых в школе, в городе исследовательской деятельности;
- количество и качество проектов городского уровня, координируемых МОУ СОШ №5;
- уровень достижений учащихся школы, участвующих в программе, в интеллектуальных конкурсах и конференциях городского, федерального, международного уровней;
- управляемость программы на уровне города, эффективность координации исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях города;
- качество информационного обеспечения программы, наличие эффективных форм донесения информации до педагогов образовательных учреждения.
15. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета,2007г., 13 мая.
Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 2006г. № 3.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва, 2001г.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,2007г. № 6.
Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2008г.
6. Журнал « Завуч школы», № 5, 2005г.
7. Журнал « Начальная школа» № 3,2008г.