Презентация Проектно-исследовательская деятельность школьников. Проблемы и пути их решения (методические рекомендации)


Проектно-исследовательская деятельность обучающихсяСмирнова Л. В. Общие требования к работамНа конференцию могут быть представлены следующие виды работ:Проект (проект – (от латинского рrоjektus, буквально – брошенный вперед), что обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенного результата и подразумевающие изначальное определение сроков выполнения намеченного с учетом запланированных ресурсов и изначально продуманных требований к качеству конечного продукта. Проект всегда ориентируется на практику. Работа исследовательского характеравыполненная индивидуально или в группе (не более 2-х человек) в форме доклада или отчета об эксперименте. Понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний.Представленная на конференцию работа должна быть:исследовательской;актуальной;иметь практическую значимость.В работе должны быть следующие составляющие:определена цель в соответствии с заявленной темой и планируемым результатом;поставлены задачи;намечены пути их решения;Проектная или исследовательская работа должна быть выполнена в соответствии с требованиями (приложения №№2,) и оценивается на основании критериев (приложения №№3,4). План исследовательской работы: Введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования);Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).Заключение (выводы и результаты). Список литературы Приложения (рисунки, фотографии, таблицы, диаграммы, и т.д.) Введение Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);Обоснование актуальности выбранной темы;Постановка цели и конкретных задач исследования;Определение объекта и предмета исследования;Выдвижение гипотезы;Методы исследования;Степень разработанности проблемы (обзор литературы);Практическая значимость. Объект и предмет исследованияОбъект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Выбор метода (методики) проведения исследования;Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы;Сбор материала, обобщение полученных данных;Описание процесса исследования.Основная часть работы Основная часть работыделится на части (главы, разделы и т.д.) в соответствии с содержанием. Части текста отражают этапы работы. Деление на главы происходит при условии наличия в главе двух и более параграфов. В проектных работах и исследовательских работах, которые предполагают постановку эксперимента, на основании выявленной проблемы обычно формулируются две главы:В первой отражается теоретическая база исследования.Во второй главе описывается постановка эксперимента. Заключение (выводы и результаты) Обсуждение результатов исследования;Формулирование выводов и оценка полученных результатов (в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования)). Список литературыОформляется согласно стандартам (Приложение № 5). Российская литература располагается в алфавитном порядке. Иностранная литература оформляется после российских изданий, электронные ресурсы оформляются в алфавитном порядке согласно названию с экрана. Суммарное количество источников не должно быть менее трех единиц для 2-4 классов, не менее пяти единиц для 5—7 классов. Вся работа проверяется на анти-плагиат, количество заимствований не должно превышать 30%. Номер источника указывается в тексте в квадратных скобках, согласно его номеру, в списке литературы. Приложениятаблицы, графики, рисунки, фотографии и иной вспомогательный материал. Все приложения нумеруются и должны иметь тематические заголовки. В тексте работы должны быть ссылки на каждое приложение.Например, Приложение 1 «Иллюстрации к тексту». Презентация на защиту Количество слайдов не должно быть больше 7.Первый слайд должен включать в себя тему доклада, ФИО руководителя проекта, ФИО участника (-ков проекта).Слайды, включающие любые иллюстративные материалы (графики, таблицы схемы и пр.), должны хорошо читаться и быть наглядными.Фон презентации должен быть единым.Использование эффектов (звук, появление слайда, всплывание информации и др.) должно быть уместными и не вызывающими визуального дискомфорта.Информация на слайде должна быть максимально лаконичной и точной. Содержание презентации не должно дублировать текст доклада по данной презентации. Последний слайд должен содержать список использованной литературы.  Общая схема Формулировка гипотезыПостановка проблемыПланирование экспериментаСбор данныхАнализ данныхФормулирование выводовВыбор автораФормулировка темыПоиск доступных инструментовОформление работыПодготовка выступленияПодготовка дискуссии Выбор автора ПроблемыПути решенияРодители заинтересованы в проекте гораздо больше, чем ребенок У ребенка имеются большие пробелы в знанияхРебенок несамостоятелен, у него отсутствуют навыки саморегуляции и тайм-менеджментаВовремя выявить проблему, и, по возможности отказаться от работыАбсолютно все дети рождаются несамостоятельными и с большими пробелами в знаниях, однако с возрастом ситуация меняется в лучшую сторону. Попробуйте уделить больше внимания мотивации


Выбор темы ПроблемыПути решенияНет идей Развивать темы дипломных работЛовить «сигналы из космоса»Просить детей делиться идеямиНеправильный выбор объекта исследованияВыдвижение рискованной и неоднозначной гипотезыЗаранее продумывать риски и оставлять пространство для «маневра»



Поиск доступных инструментов исследованияПроблемыПути решенияСлабая материальная база90% проблем, которые мешают нам добиться чего-то значительного, находятся у нас в голове. Не опускайте руки и ищите варианты
Оформление работыПроблемыПути решенияНеумение ребенка работать со стилями, оглавлениями и указателями в MS WordНаучите работать со стилями или оформите всё сами ☺Неправильное оформление списка литературы Заранее информируйте учеников о том, какие данные об использованных источниках им понадобятся и контролируйте сбор этих данных. Смотрите «Приложение №5» в Положении о конференции

Подготовка выступления Проблемы Пути решения Недостаток опыта в выборе данных для представления Некачественный наглядный материалПоказать на личном примере, как решаются эти проблемы ☺(Я всегда сама пишу для детей введение и выводы, а также тезисы для выступления)

Подготовка к дискуссииПроблемы Боязнь дискутировать Пути решенияПравильный настрой: защита проекта – это такая игра, где один игрок нападает, а второй защищается Подверженность давлению авторитетом

Обобщение: лайфхаки Не только дурной пример заразителен: знакомьте учеников с примерами других детей которые благодаря упорству и целеустремленности достигли больших успехов. Планируйте неудачи заранее: при выборе темы, методов исследования и схемы эксперимента будьте готовы к тому, что эксперимент не получится, и оставляйте пространство для маневра. Помните, что 90% препятствий, мешающие Вам совершить что-то значительное, находятся у Вас в голове! Иногда проще один раз показать, чем два месяца рассказывать, как надо делать какую-то сложную работу. Защита проекта – это такая игра, в которой один игрок нападает на другого не потому, что тот плох, а потому, что таковы правила игры.