Организация воспитательной работы в ДОО по формированию безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде.


Организация воспитательной работы в ДОО по формированию безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде.( по материалам Шакировой З.В., Изд.2-е доп. И переработанное.- Казань: Отечество, 2015г) Подготовила воспитатель Чернышева Н.В. Организационно – правовая базаКонвенция о правах ребенкаКонституция РФ(1993, гл.2.ст.20)Конституция РТ1992, р.1, ст.31)ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»( 24.07.1998 №124)ФЗ « ОБ образовании в РФ» ( от 29.12.2012г №273)ФГОС ДО( Приказ №1155 МЛН РФ, 2013)Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении ( приказ №2562 МОН от 27.10.2011г)ФЗ « О безопасности дорожного движения» ( от 10.11.1995 г., №196, ред.от 25.11.2013г)Федеральная целевая программа « Повышение безопасности дорожного движения в 2013 -2020 годах» (2012г)Концепция « Обеспечение безопасности жизнедеятельности в дорожно- транспортной среде в РТ до 2020 года» ( Постановление КМ РТ №439 от 30.05.2011) правила дорожного движения РФ ( Постановление Совета Министров _ правительства РФ №1423 от 23.10.1993, ред.02.04.2015г) Направления деятельности в дошкольной образовательной организацииВоспитательная работа с детьмиПовышение квалификации педагогов ДОО в области безопасности жизнедеятельности в дорожно-транспортной средеПрофилактическая работа с родителями Цели и задачи профилактики безопасности жизнедеятельности дошкольников в ДТС Цели:Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;Передачу знаний детям о правилах безопасного поведения на дороге и пассажира транспортного средства;Формирование сознательного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям. Основные задачи:Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов;Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО по вопросу формирования безопасного поведения детей в дорожно-транспортной средеАктивация пропагандистской деятельности среди воспитанников ДОО по ПДД и безопасному поведению в дорожно-транспортной среде;Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении дошкольников ПДД;Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения в дорожно- транспортной среде с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей. Взаимодействие дошкольных организаций с социальными институтами в формировании безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде.В аспекте формирования безопасного поведения дошкольников в дорожно-транспортной среде к социальным институтам относятся: семья ДООГИБДДДирекция финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движенияучреждения здравоохраненияСМИ Проводимые мероприятия по профилактике дорожно-транспортных происшествий, пропаганде ПДД среди детей дошкольного возраста можно разделить на два типа:непрерывная подготовка в ДОО в области безопасности жизнедеятельности детей в дорожно-транспортной среде;разовые мероприятия всемирного, всероссийского, республиканского, муниципального уровней. Психолого–педагогические проблемы формирования безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде.Дети дошкольного возраста самостоятельно не могут безопасно перейти проезжую часть в силу своих возрастных и психофизических особенностей(неразвитости бокового зрения, отсутствия координации движения и др.);Находясь одни на улице, дети не осознают опасности транспортных средств, из-за чего выбегают на проезжею часть перед близко движущимся транспортом и/или стоят, ходят по проезжей части при наличии тротуара, могут играть на проезжей части;Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств( боятся больших грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов), не понимают, что транспорт не может остановится мгновенно, даже если водитель видит ребенка;У ребенка дошкольного времени много времени уходит на то, чтобы отличить один звук от другого, чтобы выбрать правильный алгоритм движения; безопасность дошкольника во многом определяется близкими людьми, зависит от окружающих его взрослых(родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире. Требования к уровню подготовки воспитанников дошкольной образовательной организации в области безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.Выпускник - дошкольник должен ЗНАТЬ:- кого называют «пешеходом», водителем, пассажиром;- принцип работы светофора и назначение его сигналов;- транспорт, его виды;- что такое «проезжая часть», « тротуар», «обочина», « пешеходная дорожка», «пешеходный переход»- что такое «дорожные знаки» и каково их значение для пешеходов;виды опасностей в дорожно-транспортной среде (закрытый обзор проезжей части, недостаточная видимость, погодные условия, местоположение на дороге и пр.)Ребенок должен ИМЕТЬ НАВЫКИ:- безопасного поведения в маршрутном транспортном средстве, личном транспорте;- наблюдения и слежения за транспортными средствами(осматриваться, видеть и слышать движение транспорта);- движения по дороге, в том числе и по проезжей части со взрослым;- понимания сигналов светофора;оценки потенциальной опасности на дорогах при движении на велосипеде, роликах, санках.Ребенок должен УМЕТЬ:- произвольно контролировать свое поведение на дорогах;- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на дороге;- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;-называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на дороге. Организация воспитательного процесса по формированию безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде.Образовательная деятельностьИгровая деятельностьВизуальная деятельностьСовместная деятельность взрослых и детейПродуктивная деятельностьПродуктивная творческая деятельностьПроектная деятельностьМониторинг Организованная образовательная деятельность осуществляется 1 раз в неделю, в соответствии с возрастом: 2 младшая группа- 15 минут средняя группа- 20 минут старшая группа- 25 минут подготовительная группа- 30 минут Образовательная среда формирования безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде. Предлагаемое пространство образовательной среды формирования безопасности жизнедеятельности дорожно-транспортной среде в рамках образовательной области»Социально-коммуникативное развитие» может включать в себя:Использование пространства раздевальной комнаты Для детей – знаки на шкафчиках, предметные картинки по видам транспорта и пр. Уголок для родителей - папки-передвижки с информацией об аварийной ситуации в городе и пр., альбомы, стенды с детскими рисункамиИспользование групповой комнаты - «Уголок безопасности дорожного движения»- детская литература, виды транспорта, настольные игры, макеты прилегающих улиц, светофор, атрибуты к с/р играм и пр.Использование площади здания детского сада. При наличии площадей организуется кабинет дорожного движения, автокласс – оснащается крупным игровым материалом, велосипедами, самокатами, напольным комплектом дорожных знаков, электрифицированным светофором, плоскостным перекрестком, панорама с водным, железнодорожным, воздушным видами транспорта. При отсутствии площадей используются трансформируемые пространства спортивного и музыкального залов.Игровая площадка для прогулок – на асфальтном покрытии моделируется дорожная разметка. Используется выносной материал.Использование разнообразных дидактических средств для создания образовательной среды: дидактические и настольные игры, магнитные панорамные средства, макеты дорог, схемы безопасного движения в детский сад, светофор, комплект дорожных знаков для пешеходов, детские игрушки( транспорт), видеоматериалы и пр. Образовательная среда не должна быть статичной, может развиваться с учетом потребностей и возрастных особенностей детей, творческих возможностей педагога и материально- технических возможностей ДОО.   Организация работы с кадрами ДООИнструктивно- методическая работа:проведение совещаний разработка методических рекомендаций распространение информационных листков обновление инструкций по проведению инструктажа с детьми о безопасности дорожного движениясоздание видеотеки по ПДДконсультации Организационно-методическая работа:Формирование профессиональных компетенций педагогов в области ПДДСовершенствование форм и методов работы с детьмиОрганизация различных видов деятельности с детьмиРазработка, обновление положений конкурсов, соревнованийОбновление уголков безопасностиОрганизация проведения открытых мероприятий по ПДДОрганизация проведения игровых и обучающих программ по ПДД Организация работы с родителями дошкольников по профилактике ДДТТ на дороге. Формы совместной деятельности социальных институтов:Мониторинг знаний родителей по ПДДПовышение компетентности в области безопасности в дорожно-транспортной средеПятиминутки по безопасности дорожного движенияНаглядная агитацияРаздача памяток и листовок- обращенийПривлечение родителей к экскурсиям и занятиям вне территории детского садаПроведение тематических акций совместно с родителямиПосещение открытых занятий с детьмиРодительские собрания, клубы по интересам, семейные гостиные с приглашением инспектора ГИБДД, психолога, детского травматологаПсихолого-педагогические тренинги с родителями дошкольников, входящих в группу рискаУчастие в совместных мероприятиях, деловых играх, творческих конкурсах Поддержка детской инициативы в формировании безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде.Одним из главных принципов в ФГОС ДО является «поддержка детской инициативы». Проявления детской инициативы многообразны:наблюдение за работой регулировщика, светофора, движения по тротуару, по проезжей части и т.д.совместная со взрослыми исследовательская деятельность( зависимость тормозного пути от скорости транспортного средства, его грузоподъемности и погодных условий;самостоятельная деятельность детей через использование картосхем, рабочих листов, карточки-алгоритмы действий;профилактическая работа через конкурсы, смотры, проекты, выставки Организация внутреннего и внешнего контроля работы по формированию безопасного поведения дошкольников в дорожно-транспортной среде.Документационное обеспечение процесса формирования безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде:годовой план работы организации;паспорт дорожной безопасности;перспективно-тематические планы занятий воспитателей, музыкальных руководителей, психологов;протоколы заседаний педагогического совета;протоколы родительских собраний.Внутренний контроль( диагностика уровня сформированности безопасного поведения, анализ уровня знаний ПДД родителей дошкольников, анализ компетентности педагога, анализ ресурсов образовательной среды)Внешний контроль(межведомственное инспектирование ДОО, анализ взаимодействия социальных институтов в сфере формирования безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде Паспорт дорожной безопасности ДОО как форма работы по формированию безопасного поведения детей в дорожно-транспортной среде.Цель данного паспорта- предупреждение детского травматизма, пропаганда ПДД, профилактика ДТП.В паспорте обозначена необходимая информация о ДОО с позиции гарантии безопасности детей во время движения(перемещения) «ДОМ- ДОО-ДОМ». Типичные ошибки в преподавании ПДД по материалам газеты «Добрая Дорога Детства»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учат Необходимо учитьОбходи трамвай спереди, автобус - сзадиДойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если нет перехода, дождись пока транспортное средство отъедет на безопасное расстояние лили переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины- посмотри направо.Прежде чем перейти дорогу- остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.«Красный – стой, желтый - жди, а зеленый-проходи».Красный и желтый сигналы светофора- запрещающие, зеленый – разрешающий, но в правилах он не гарантирует безопасность движения! Пешеход сам должен предпринять меры предосторожности.Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, а пересечь проезжею часть за один прием.Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе. Выйдя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше о т дороги, там где нет автомобилей.Используют старые знаки, неправильно их классифицируют и называют, неверно преподносят информацию о назначении дорожного знака.Например, « Пешеходный переход»знак 1.22 для водителя - предупреждающий 5.19.1. для пешехода – знак особых предписанийЗнак «Дети» - знак для водителей- предупреждающийНачинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.«Пешеходный переход»(подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка», «Жилая зона», «Пешеходная зона», «Место остановки автобуса» Спасибо за внимание!