Урок Буквы гласных в суффиксах глаголов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-)


Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: «Буквы гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»
Основные цели: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с правилом написания гласных букв в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-);
совершенствовать учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные навыки и умения;
воспитывать интерес к изучению русского языка;
воспитывать умение работать в коллективе;
развивать умения выделять главное в изучении материала;
самостоятельно находить решение поставленной проблемы;
обобщать изучае языка. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,Комиссарова Л.Ю.,Текучёва И.В., Исаева Н.А.: Русский язык. Учебник для 5 –го класса основнгой школы/Под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. Изд. 4-е, перераб. – М.: Баласс, 2014; дидактический раздаточный материал; презентация к уроку.
Оборудование: компьютер, видеопроектор мые факты;
сопоставлять факты и делать выводы;
развивать творческие способности.
Дидактические материалы: Учебник русского
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности- Давайте прочитаем высказывание известного русского писателя Ивана Бунина:
«Человека делают счастливыми три вещи: любовь, интересная работа и возможность … ».
- Как вы думаете, какое слово пропущено? (путешествовать)
- Что значит путешествовать?
- А что значит путешествовать в «страну Знаний»?
- Может ли такое путешествие сделать человека счастливым?
- Можно ли что-то открывать новое в таком путешествии?
- Готовы ли вы к такому путешествию? Тогда начинаем его!
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их.
Поздно совет…вать, когда дело сделано.
Лучше испыт…вать невзгоды, чем страх перед ними.
Ночь ноч…вать, не век вековать.
Чем спраш…вать старика, пролежавшего век, лучше спроси парня, обошедшего весь свет.
- Что общего у слов с пропущенными буквами?
- Выпишите эти глаголы, вставляя пропущенные буквы. Последние два запишите в форме прошедшего времени.
- В какой морфеме встретилась орфограмма?
- Давайте проверим, как написали. Выделите суффиксы.
Выявление причины затруднения- С какой проблемой мы столкнулись?
- Определите тему урока. («Буквы гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»)
- Почему суффиксы –ева- и –ива- записаны в скобках?
- Запишите тему урока.
- Какова же будет цель нашего урока? (Научиться делать выбор гласных букв при написании суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).
Построение проекта выхода из затруднения
- Какой метод мы чаще всего используем, когда выводим новое правило? (наблюдение)
- Итак, давайте составим план нашей работы.
(Учащиеся совместно с учителем по наводящим вопросам составляют план. Учитель записывает план на доске.)Примерный план:
1. Наблюдение
2. Обобщение
3. Вывод
Реализация построенного проекта
- Прочитайте глаголы.
- Определите форму глаголов. Найдите в них суффиксы.
советовать опаздывать
советую опаздываю
советовал опаздывал

горевать вздрагивать
горюю вздрагиваю
горевал вздрагивал
- В глаголах какого столбика в форме 1-го л. ед.ч. сохраняется выделенный суффикс? А в каком исчезает?
- Сделайте вывод.
- Откройте учебник на стр.138 и сравните наши выводы с правилом в учебнике.
- Вернёмся к нашим словам, которые вызвали затруднение в начале урока.
- Можем ли теперь определить пропущенные буквы? Как это сделать?
- Составьте алгоритм написания суффиксов -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-).
Проверка.
Глагол
в неопределённой форме
и прошедшем времени
Поставьте в 1-е лицо ед.ч. наст. или буд. времени
суффикс исчез суффикс остался
пиши в н.ф. и прош.вр. -ова-(-ева-) пиши в н.ф. и прош.вр. -ыва-(-ива-)
Первичное закрепление во внешней речи
Работа по учебнику: упр. 564 (проговаривание вслух нового орфографического правила и графическое объяснение новой орфограммы).
Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа по учебнику: упр. 565
1-в: запишите данные глаголы в неопределённой форме.
2-в: запишите данные глаголы в прошедшем времени.
Самооценивание по критериям: без ошибок – «5», 1 – 2 ошибки – «4», 3 – 4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «2».
Включение в систему знаний- Кто помнит, какое слово было пропущено в высказывании И. Бунина? Почему именно это?
- Какой суффикс пишется в слове «путешествовать»? Почему?
- Перед вами текст с пропущенными словами и предложениями. Я сейчас прочитаю часть текста, а вы попробуйте определить тему и основную мысль текста.
__________________ однажды Ёжик с Медведем и __________________:
- Любишь, Медведь, ________________, новые земли ___________________?
- Очень люблю, друг мой Ёжик. Люблю по лесам бродить, деревья _______________, в кучах валежника ___________, солнце _______________.
- А домой тянет, Медведь?
- Тянет, Ёжик. Начнёшь свой лес вспоминать и заплачешь. Там я рос, там молодёжь ________________, там берлогу устраивал, там с тобой, дружок, книжки _______________. И торопишься вернуться. Ничего тут не поделаешь.
- А что ты хочешь молодёжи _________________?
- Какие слова были не понятны?
- Что такое валежник? (Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю).
- К какому типу речи относится этот текст? В каком стиле он написан?
- Понятна ли основная мысль текста?
- Что общего у пропущенных слов?
- Сейчас предстоит работа в парах. Вспомните правила работы в паре.
Памятка для работы в паре
При разговоре смотрите на собеседника.
Говорите в паре тихо (лучше шёпотом), чтобы не мешать одноклассникам.
Называйте товарища по имени, внимательно слушайте ответ.
Договоритесь, кто будет писать.
В выступлении говорите от имени двух лиц: «Мы считаем..», «Мы думаем…», «Мы решили…»
Когда закончите выполнять задание, поднимите руки.
- Попробуйте вставить в текст пропущенные глаголы с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) и продолжить его. Желательно, чтобы в вашем продолжении текста тоже был глагол на новое правило.
Проверка.
Разговаривает однажды Ёжик с Медведем и спрашивает:
- Любишь, Медведь, путешествовать, новые земли исследовать?
- Очень люблю, друг мой Ёжик. Люблю по лесам бродить, деревья разглядывать, в кучах валежника ночевать, солнце приветствовать.
- А домой тянет, Медведь?
- Тянет, Ёжик. Начнёшь свой лес вспоминать и заплачешь. Там я рос, там молодёжь воспитывал, там берлогу устраивал, там с тобой, дружок, книжки почитывал. И торопишься вернуться. Ничего тут не поделаешь.
- А что ты хочешь молодёжи посоветовать?
- Ходите, братцы, по свету, по сторонам посматривайте. Красивая наша земля! Но и родной свой лес не забывайте.
Проверка.
Рефлексия деятельности на уроке- Итак, подведём итоги урока.
- С какой проблемой мы столкнулись в начале урока?
- Какую поставили перед собой цель?
- Достигли ли мы цели урока?
- Каким методом?
- Как же правильно выбрать на письме безударную гласную в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)?
- Смогли ли мы работать по составленному плану?
- Заполните лист самоанализа деятельности на уроке и поставьте себе отметку за урок
Оценочный лист
Критерии оценивания: «да» - 1 балл, «нет» - 0 баллов
Я знаю правило написания безударных гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)? Я выполнил(а) самостоятельную работу без ошибок. Совместную работу в паре мы выполнили без ошибок или допустили не более одной орфографической ошибки. Работая в паре, я старался(ась) соблюдать принципы сотрудничества. Я активно работал(а) на уроке. Своей работой на уроке я доволен(а). 5-6 баллов: «5»
4 балла: «4»
3 балла: «3»
Менее 3 баллов: «2»
- Стало ли счастливым для вас сегодняшнее путешествие?
Домашнее задание: повторить новое правило, упр.566