Урок русского языка в 9 классе по теме «Придаточные предложения времени»

Русский язык. 9 класс. Урок № 29.

Повторение темы «Сложноподчиненные предложения».

Цель урока: формировать навыки работы со сложноподчиненными предложениями.

Задачи урока:
Образовательные
- совершенствовать умения различать типы сложных предложений;
- определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;
- устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП;
- составлять схемы предложений СПП;
- определять вид придаточного предложения (более подробно – рассмотреть СПП с придаточными времени).
Развивающие
- развивать синтаксические навыки;
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к родному языку на примере предложений из художественных произведений.

Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Наступила вторая кадриль которую я танцевал с Сонечкой. (2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес. (3) Надо только стать таким образом чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней. (4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет опять наступили потемки.
Ключ:
(1) Наступила вторая кадриль, которую я танцевал с Сонечкой.
[ ], (которую ).
СПП с придаточным определительным.

(2) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
[ ], (что ).
СПП с придаточным изъяснительным.

(3) Надо только стать таким образом, чтобы Полярная звезда очутилась над колокольней.
[ ], (чтобы ).
СПП с придаточным образа действия.

(4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет, опять наступили потемки.
(Когда и ), [ ].
СПП с придаточным времени.

Задание № 2: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений времени:
(1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер, было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались, пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.
Ключ:
(1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер, было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались, пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.




«Придаточные предложения времени»

Задание № 3 (см. презентацию): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












(1) Я хочу, чтобы он пришел. (СПП с придаточным изъяснительным).
(2) Каждый раз, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим приятным сдержанным достоинством.
(3) Волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки. (СПП с придаточными меры и степени).
(4) Когда столяр строгал или читал газету, Федя обыкновенно играл с Каштанкой.
(5) Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости. (СПП с придаточными образа действия).
(6) Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему. (СПП с придаточным места).
(7) Пока в цехе шли обычные операции, здание тонуло во мраке.
(8) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел. (СПП с придаточным места).
(9) Тетка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. (СПП с придаточным места).
(10) Едва жандармы начали обыск, вернулся из театра Кирилл.
Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10


+

+


+


+








































Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Наступила вторая кадриль которую я танцевал с Сонечкой. (2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес. (3) Надо только стать таким образом чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней. (4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет опять наступили потемки.
Задание № 2: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений времени:
(1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер, было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались, пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.
Задание № 3 (см. презентацию): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Наступила вторая кадриль которую я танцевал с Сонечкой. (2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес. (3) Надо только стать таким образом чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней. (4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет опять наступили потемки.
Задание № 2: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений времени:
(1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер, было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались, пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.
Задание № 3 (см. презентацию): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Наступила вторая кадриль которую я танцевал с Сонечкой. (2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес. (3) Надо только стать таким образом чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней. (4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет опять наступили потемки.
Задание № 2: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений времени:
(1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер, было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались, пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.
Задание № 3 (см. презентацию): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Наступила вторая кадриль которую я танцевал с Сонечкой. (2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес. (3) Надо только стать таким образом чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней. (4) Когда хозяин вышел и унес с собой свет опять наступили потемки.
Задание № 2: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений времени:
(1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, понесся по улице. (4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (5) Пока горел костер, было светло и тепло. (6) Когда я к нему ни приду, он всегда за работой. (7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат. (8) Пока мы собирались, пришел отец. (9) Надо было ждать, пока пришлют кого-нибудь на помощь. (10) Уже более двух часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.
Задание № 3 (см. презентацию): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15