Сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению Сказки водят хоровод

Сценарий литературной викторины
«Сказки водят хоровод»
(автор: зам.директора по УВР МОУ СОШ № 43 Безрукова Е.И.)

Вступительное слово ведущего:
Сказка по лесу идет,
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть
С нами рядышком идет
Чтобы, чтобы, чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим убедил!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт!
Ю.Мориц

Какая главная идея в этих строчках! (Сказка – умница и прелесть!)
Слова какого русского поэта по отношению к сказке стали крылатыми? (А.С.Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)

Назовите характерные признаки сказки.
(Животные разговаривают, наличие волшебства, волшебных предметов, волшебных животных-помощников, слов, заклинаний, повторяющихся действий, одинаковое начало и конец у многих сказок, добро побеждает зло).

Знаете ли вы, что все сказки можно разделить на группы:
По авторству (народные и литературные (авторские)

Приведите примеры авторов сказочников
По содержанию (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки)
Приведите примеры сказок разных групп.


ВИКТОРИНА

I конкурс «Разминка» – узнай сказку по началу:

1) Жили старичок со старушкою. У них была дочка, да сынок маленький. «Дочка! Дочка! – говорит мать. – «Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек: только будь умна, береги братца, не ходи со двора» («Гуси – лебеди»)
2) Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, что бога не бояться, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала девочка. Осталась она сиротой маленькой. Взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили. Она и подает, и прибирает, и за всех, и за все отвечает («Крошечка-хаврошечка») 3) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Пришло время сыновьям жениться («Царевна – лягушка»)
4) В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед, да баба, да дочка, и была у нее кукла («Василиса Прекрасная»)
5) Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный. Росла в том саду яблоня с золотыми яблоками («Иван-царевич и серый волк»)
6) Жил-был царь и было у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были торговаты и щеголеваты, а младший Иван-дурак, был так себе – любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать («Сивка-бурка»).


II конкурс «Угадай героя»

Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал. (Емеля)

То не золото сверкает,
То не солнышко сияет,
Это сказочная птица
В сад на яблоню садится (Жар-птица)

На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет. (Лягушка-царевна)





Много серебра и злата
В сундуках своих он спрятал
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный)

Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда!
«Подайте мне плетку!», – гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Барабас)

В лесу жил в избушке смешной толстячок,
С ним был неразлучен сосед – Пятачок.
Читал он вопилки приятелю вслух.
Скажите, кто он? (Вини - Пух)


III конкурс «Сказочный переполох»

Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей – Ясным соколом. Не должно беспорядка в сказках быть! Наведите порядок в названиях сказок:

«Царевна Хаврошечка»
«Жар – птица и серый волк»
«Кощей – ясный сокол»
«Кот, лиса и Сивка - Бурка»
«Волк и бобовое зернышко»
«Сестрица Алёнушка и семеро козлят»
«Финист Кощей Бессмертный»
«Крошечка лягушка»


IV конкурс «Волшебные предметы»

1). Посмотрите на волшебные предметы и скажите, как они связаны с героями сказок:
Игла
Уздечка
Серебряное блюдце

2). За 1 минуту приведите как можно больше примеров волшебных предметов (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, кольцо, меч-кладенец, вода живая и мертвая, ковер-самолет и др.)


V конкурс «Волшебные заклинания»

Вспомнить, кто и в какой сказке говорил следующие слова:

Сивка-бурка, вещий каурка!
Встань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок, Сивка-бурка»

Сим- сим, открой дверь! (Али-баба, «Али-баба и 40 разбойников»)

Раз, два, три, горшочек, вари! (девочка «Горшок каши»)

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
возвращайся, сделав круг,
лишь коснешься ты земли,
Быть по- моему вели. (Женя, «Цветик-семицветик»)

Крекс, фекс, пекс! (Буратино)

Бамбара! Чифара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, Скорики, морики.(Бастинда, «Волшебник изумрудного города»)

Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька! (Баранкин, Медведев, «Баранкин, будь человеком!»)

Мутабор! (Калиф, «Калиф-аист»)

По щучьему веленью, по моему хотенью! (Емеля, «По щучьему велению»)

Свет мой зеркальце, скажи(Царица, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)


VI конкурс «Нечистая сила»
В сказках среди людей живет много всякой нечести.
Перечислите как можно больше представителей нечистой силы в сказках (Баба-яга, Леший, Кикимора, Черт, Лихо одноглазое, Русалка, Водяной, Кот-Баюн, Оборотень, Кощей Бессмертный и др.)
15