Конспект урока по литературному чтению на тему Сказки А.С. Пушкина (1 класс)




ОТКРЫТЫЙ УРОК ТЕМА:А.С. ПУШКИН «СКАЗКИ». ВЫСТАВКА КНИГ.
27.01.2017
МБОУ Воинский УВК
Подготовила: учитель начальных классов Ибрагимова А.Д.

Тема: А.С.Пушкин. Сказки Выставка книг.
Цель: знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина.
Задачи урока:
обучающие: формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения;
воспитывающие: – воспитывать самостоятельность; – творческую активность; – эстетическое восприятие произведений искусства;
– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке
развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность,
творческие способности.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация, Музыка (фрагмент сказки)
Выставка книг
Организация пространства: работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока.
I. Оргмомент.Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Вам, друзья, нельзя лениться,
Так как вы ученики.
II. Развитие речевого аппарата.
- Начнем мы урок с музыкальной разминки, послушайте.( Приходи сказка)
-Кто зовёт нас в гости? ( слайд 2)
Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка».
Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая.
- Внимание, загадка: (слайд 3)
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба).
В морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. (слайд 4)
(Читает скороговорку один ученик).
1)Читаем хором скороговорку медленно и тихо.
2) Медленно и громко.
3)Быстро и громко.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо.
- Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дуплах орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка.) (слайд 5)
- Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить такое задание: прочитать цепочку слогов: читаем по столбикам, по строчкам, «гонка за лидером» (учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним).
II. Актуализация знаний.
- Все эти герои встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого известно даже маленьким детям. (слайд 6)
- Сейчас дети будут читать отрывки из сказок , а вы попробуйте отгадать из каких они сказок.
В синем небе звезды блещут
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет.
Словно горькая вдовица
Плачет, бьется в ней царица ...» «Сказка о царе Салтане«Старичок к старухе воротился,
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным…» «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить…» «Сказка о золотом петушке»
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого ?» «Сказка о попе и о работнике его Балде«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей…» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
-Кто может назвать автора этих строк?
III. Постановка целей и определение темы урока.
- Определите тему нашего урока? (Будем знакомиться с творчеством великого русского писателя А.С.Пушкина, читать отрывок из сказки.)
(слайд 7)
IV. Работа по теме урока.
1. - Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. (слайд 8) В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. (слайд 9) На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. (слайд 10) Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети.
2. Работа по учебнику «Азбука».
- Ребята, откроем наш учебник на странице 92 и прочитаем, что написано о А.С. Пушкине там. (Читает один ученик.)
- Как вы думаете, почему Александра Сергеевича в нашем учебнике называют славой и гордостью нашей Родины? (Ответы детей)
- Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для взрослых.
Некоторые из них представлены на нашей выставке. (Выставка книг).
- Назовите, какие произведения вы читали сами или вам читали родители, воспитатели?
-Один из самых любимых персонажей сказок А.С. Пушкина проведет вместе с вами физминутку. Угадайте, кто это?
VI. Подвижная физминутка «Золотая рыбка». (слайд 11)
VII. Работа по теме урока (продолжение). Показ отрывка сказки.
1. Работа над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Из какой сказки отрывок? Как вы догадались? (слайд 12- 13)
- Прочитаем еще раз и найдем трудные по значению слова. Подчеркните их простым карандашом.
- Какие вам встретились необычные для современной речи слова?
- Что поможет нам в этой работе? (Словарь С. И.Ожегова.)
Лексическая работа.
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою. – следит внимательно, сторожит.
Ступай – иди.
- Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.
Чтение по ролям.
- Сейчас еще раз прочитаем отрывок, и вы подумаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. (Самостоятельное чтение.)
- Назовите персонажей отрывка. (автор, жених, месяц). (слайд 14)
- Как жених величает месяц?
- Что вы скажите об их культуре общения? (вежливы, уважительны, учтивы)
- Как нужно читать обращение жениха к месяцу? (С мольбой, с просьбой, напевно, плавно).
-Как прочитаем ответ месяца? (С грустью, с сожалением, в конце подбадривает жениха, дает надежду).
- Найдем в тексте и прочитаем слова Елисея, Месяца.
Чтение отрывка по ролям в парах.
- I вариант – читает слова Елисея, II – вариант – слова месяца. (Выразительное чтение отрывка в парах.)
- Прочитаем выразительно по ролям отрывок. Я читаю слова автора, одна пара читает слова Елисея и Месяца.
- Оцените чтение учеников. Как они прочитали отрывок?
2. Рифма.
- Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
- В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)
- Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)
- А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
- Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что такое рифма?
(Один ученик уточнил значение слова рифма в толковом словаре.)
Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк.
Например: ночка – дочка, гайка – чайка.
- Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки А.С.Пушкина.
Игра с картинками « Найди рифму» (слайд 15)
- А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют рифму.
кошка - окошко
река - облака
опушка – кукушка
- Совершенно верно. А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Закончите каждую строчку в стихотворении. (слайд 16)
Я открыл своё … окошко.
На окошко села … кошка.
Смотрит, как течёт … река,
А над нею … облака.
Вдалеке видна … опушка.
Слышно, как поёт … кукушка.
-Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.
VIII. Итог урока С творчеством, какого поэта знакомились?
Отрывок, из какой сказки читали?
(слайд 17)
Продолжите: Сегодня на уроке я узнал(а) …..
Теперь я умею ….
Мне было непонятно ….
На уроке мне понравилось …
Оцените свою работу на уроке. Возьмите месяц и нарисуйте ему ротик.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
Карточка 1.
Рыбу ловит рыболов.В реку весь ушел улов.
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЮ НЯТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЮ ТЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЮ КЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЮ СЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЮ ЛЯ