Презентация по русской литературе на тему: Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева


Автор урока Сабадаш С. Л. учитель СОШ №63 А. А. Фет Проникновенный лирик «Нельзя пред вечной красотой не петь, не плакать, не молиться…» г. Мценск, XIX век ДетствоАфанасий Фет родился 23 ноября 1820 г. в деревне Новоселки Орловской губернии недалеко от города Мценска в родовом имении отца, Афанасия Неофитовича Шеншина. Рыночная площадь в Дармштадте Происхождение Отец поэта, ротмистр в отставке, во время пребывания в Германии (г. Дармштадт) женился в 1819 г. на Шарлотте Фет, носившей фамилию первого мужа. Лютеранское благословение на брак не имело тогда в России законной силы, а православное венчание состоялось лишь после рождения Афанасия. Таким образом, младшие дети в семье были Шеншины, а он – Фет. « Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им – Фет». « Незаконнорожденный» Обособленное положение, по которому он не мог носить фамилию отца, имело в жизни Афанасия Афанасьевича определяющее значение: ему пришлось в дальнейшем выслуживать себе дворянские права… Герб города Верро Костел в г. Выру Учеба До 14 лет Фет жил и учился дома. От матери он перенял совершенное знание немецкого языка. Дядя, Петр Неофитович, привил ему любовь к истории и «изящной словесности». Затем его отдали в немецкий пансион Кроммера в городе Верро Лифляндский губернии, сейчас это город Выру в Эстонии. Московский университет, с картины XVIII века А. Григорьев Аполлон Григорьев В 1838 г. А. А. Фет поступает в Московский университет. К этому времени относятся и его первые «пробы пера». Вскоре он познакомился со студентом Аполлоном Григорьевым, также ищущим себя в поэзии. Общее увлечение привело Афанасия Фета в дом Григорьевых, который, по его признанию, «был истинной колыбелью моего умственного я…» Первый поэтический опыт «Вместо того чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал стихи», - признавался позже А. А. Фет.В 1840 г. вышел первый его сборник стихов «Лирический пантеон».Сборник успеха в публике не имел, но обратил на себя внимание журналистики, и с 1842 г. в журнале "Москвитянин" нередко помещались стихотворения Фета, сохранившего эту фамилию в качестве литературного псевдонима до конца жизни. Наибольшее литературное влияние на Афанасия Афанасьевича, как лирика, оказывал в то время Гейне.В. Г. Белинский писал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет». Военная служба Фет страстно мечтал о присвоении фамилии Шеншин. Имея в виду, что офицерское звание дает дворянство, он поступает на военную службу, которая для него длится более 12 лет (1845-1858) безо всякого успеха: по мере того как он продвигался по лестнице званий, рос чиновничий ценз на дворянские права. Первая любовь В этот период в жизнь Фета входит Мария Лазич, способная музыкантша и поклонница его стихов. Они познакомились в семье стихотворца Бржеского и вскоре полюбили друг друга. Но все кончилось трагически. Оба были бедны, а Фет не предполагал счастья «без гроша за душой». После насильственной разлуки погибает таинственно Лазич: она сгорела (самоубийство? несчастный случай? – неясно). Тема загубленной любви отныне становится постоянной в творчестве Фета. Он создает в стихах поистине торжественный и скорбный реквием по своей молодости… « В долгие ночи …» 1851« Неотразимый образ …» 1856« В благословенный день …» 1857« Старые письма» 1859« В тиши и мраке таинственной ночи …» 1864 « Alter ego» 1878« Ты отстрадала, я еще страдаю …» 1878 « Страницы милые опять персты раскрыли …» 1884« Солнца луч промеж лип …» 1885« Нет, я не изменил …» 1887 Стихи, посвященные Марии Лазич Клод Моне «Дама в саду» М. П. Боткина Свадьба В 1857 г. 37-летний Фет берет годичный отпуск и на деньги, полученные от публикации стихов, отправляется в Париж. Там он знакомится с дочерью богатого московского чаеторговца Марией Петровной Боткиной. Мария Петровна была некрасива, ей уже исполнилось 28 лет. Несмотря на огромное приданое, желающих жениться на Марии Боткиной не находилось. Обошлись без долгих ухаживаний — спустя несколько месяцев после знакомства Фет сделал предложение. В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин земли в Мценском уезде и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. Хозяином Фет оказался превосходным. Под конец жизни его состояние дошло до величины, которую можно назвать богатством. В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. Покупка имения Место захоронения А. А. Фета Последние годы 28 и 29 января 1889 г. был торжественно отпразднован в Москве юбилей 50-летней литературной деятельности Фета. Вскоре ему было Высочайше пожаловано звание камергера. Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен в родовом имении Шеншиных, селе Клейменове Мценского уезда, в 25 верстах от Орла. Мария Боткина пережила мужа всего на 2 года. Кто же выступит с гимном похвалПеред тем, кто, поднявшись над нами,Полстолетия Русь осыпалДрагоценных стихов жемчугами?25 марта 1888, Воробьевка Признание И. Е. Репин, портрет А. А. Фета, 1882 - неожиданная точка зрения на мир; - богатство красок в изображении природы;- неразрывная связь объективного и субъективного мира;- единство образа-переживания с вещным, предметным миром; образ природы находится в гармоническом единстве с жизнью человеческого сердца; - цветообозначение, взаимодействие цветов между собой. Характерные особенности стиля «О, если б без словаСказаться душой было можно!» А. А. Фет Лирика А. А. Фета «Любовная лирика Фета - самая воспаленная зона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий со стороны … Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя».Лев Озеров «Читать Фета — это слаще всякого вина. Стал читать одно стихотворение за другим, и все не мог остановиться, выбирая свои любимые, и испытывал такое блаженство, что казалось, сердце не выдержит — и не мог представить себе, что есть где-то люди, для которых это мертво и ненужно». Корней Чуковский Фет обладал потрясающим «чувством поэзии», был способен улавливать неуловимые душевные движения и колебания, «трепет», «дрожь», переливы красок и звуков в природе, «волшебные изменения милого лица», быстро меняющиеся переходы и оттенки — все то, что позднее в живописи назовут импрессионизмом. Рассмотрим несколько работ художника-импрессиониста Клода Моне «Утро» 1888 г. «Японский мостик» 1899 г. «Кувшинки» 1903 г. «Тополя» 1887 г. «Луг с тополями» 1875 г. «Ирисы в саду Моне» 1900 г. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию … Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника…», - писал А. А. Фет. Клод Моне «Впечатление, восход солнца» Прочитаем вместе стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» Шепот, робкое дыханье, Трели соловья,Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени,         Тени без конца,Ряд волшебных изменений       Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,          Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,          И заря, заря!.. 1850 г. «Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени». М. Е. Салтыков-Щедрин Обратите внимание, как развивается лирическая тема в стихотворении: встреча вечер свидание ночь счастье заря Мир человека Мир природы А. А. Фет: «Задача лирика не в стройности воспроизведения предметов, а в стройности тона…» Обратим внимание на цвет и звук в стихотворении: Серебро Шепот, дыханье,трели соловья,колыханье ручья Свет ночной,ночные тени - - - - - - - - - - - - Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря Лобзания Как цвет отражает движение времени? Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»? «Что не выскажешь словами – Звуком на душу навей» А. А. Фет Ассонанс и аллитерация в стихотворении Открытый [а]:шепот, дыханье, соловья,колыханье, сонного, ручья Открытый [а]:ночной, ряд, конца, волшебных,милого лица Согласные [м], [н], [л]:ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица Открытый [а]:тучках, янтаря, лобзания, заря Согласный [р]:пурпур розы, янтарь, заря 1 строфа 2 строфа 3 строфа Какова в стихотворении роль контрастов? Шепот, робкое дыханье… Серебро Ночные тени, тени без конца… В дымных тучках… Пурпур, янтарь, заря И лобзания, и слезы… И заря, заря! Пурпур розы, отблеск янтаря… Сам Фет признавался: «Меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало моих сил...». Это — не просто поэт, скорее — поэт-музыкант...» П. И. Чайковский писал: «Фет есть явление совершенно исключительное… он в лучшие минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область. Закономерно, что многие стихи А. А. Фета положены на музыку. Музыкальность поэзии А. А. Фета На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон. Звучит романс «На заре ты ее не буди…», музыка А. Варламова, исполняет О. Погудин А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней. Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди... На заре она сладко так спит! 1842 г. Любимые символы А. А. Фета Роза - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости. Например, в персидской поэзии влюбленный в розу соловей поет и умирает от ее шипов, окрашивая розу своей кровью, тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения. «Лирическое стихотворение подобно розовому шипку: чем туже свернуто, тем больше носит в себе красоты и аромата», - говорил Фет. Звучит романс «Только встречу улыбку твою…» из кинофильма «Конфликтная ситуация» (Свердловская киностудия, 1981 г.) музыка Э. Хагагортяна, исполняет В. Ивашов. В галерее женских образов использованы работы художников Дж. Александера и Дж. Годварда. Татьяна Берс История создания стихотворения «Сияла ночь…» « Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня. В первый и последний раз в моей жизни я видела и испытала это. Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом».     Из воспоминаний Т. Берс (Кузминской) Встреча А. А. Фета с Т. Берс (свояченицей Л. Н. Толстого) произошла летом 1866 г.Стихотворение было написано спустя 10 лет, в 1877 году, когда Фет вновь услышал пение Татьяны Берс.В сборнике «Вечерние огни» (1885 г.) оно открывает цикл «Мелодии». Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,А жизни нет конца, и цели нет иной,Как только веровать в рыдающие звуки,Тебя любить, обнять и плакать над тобой. Звучит романс «Сияла ночь…», музыка Н. Ширяева, исполняет В. Агафонов Сияла ночь. Луной был полон сад; лежалиЛучи у наших ног в гостиной без огней.Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая,Что ты одна – любовь, что нет любви иной,И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных,И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь. Как рождается стихотворение? Поэтическая «лаборатория» Ключевые образы Сияла ночь. Луной был Полон сад. Лежали лучи… Рояль, струны, песня, голос, звуки, пела Сердца, слезы, любовь,жизнь Природа ночь Музыкакрасота Любовьсчастье Г а р м о н и я Фонетические средства Синтаксические средства Ассонанс[а], [о]Аллитерация [л], [р] ПовторыСинтаксический параллелизм АнафораЭпифора Найдите в тексте указанные средства, которые создают необыкновенную мелодичность стихотворения В чем секрет музыкальности стихотворения «Сияла ночь…»? А в письме к В. П. Боткину Л. Н. Толстой заметит: « И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». В 1870 году Лев Толстой, получив от Фета стихотворение «Майская ночь», напишет ему: «Развернув письмо, я первое — прочел стихотворение, и у меня защипало в носу; я пришел к жене и хотел прочесть, но не мог от слез умиления. Стихотворение — одно из тех редких, в которых ни слова прибавить, убавить или изменить нельзя...» И. Н. Крамской, портрет Л. Н. Толстого, 1873 Сравним стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Ф. Тютчев «Я встретил вас…»1870 г. А. Фет «Сияла ночь…»1877 г. Я встретил вас - и все былое … И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь… В отжившем сердце ожило…С давно забытым упоеньем… И так хотелось жить,чтоб, звука не роняя,Тебя любить, обнять и плакать над тобой. Смотрю на милые черты …И то же в вас очарованье … …за песнею твоей; ты пела до зари, в слезах изнемогая; твой голос; во вздохах этих звучных; рыдающие звуки… сюжет он она Главное в стихотворении Тютчева — «воскресение» сердца, самых высоких и прекрасных человеческих чувств. Сделаем выводы Фет сосредоточен на причинах такого «воскресения», а они и есть голос, песня, ночь. В стихотворении совсем не случайно появляется ночной пейзаж. Он играет роль живописного полотна или даже сцены из театрального спектакля, где декорации — живые картины, а действие — жизнь песни, «рыдающие звуки», от которых хочется любить и плакать. Ф. И. Тютчев. С. Левицкий. Петербург, 1867