МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С СУВОРОВЦАМИ, ПО УСИЛЕНИЮ ИХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ВУЗЫ ВООРЖЕННЫХ СИЛ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ


-377190-38798500ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище»
613410508000ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ССУВОРОВЦАМИ, ПО УСИЛЕНИЮ ИХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ВУЗЫ ВООРЖЕННЫХ СИЛ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ
(Методическое пособие разработано старшим воспитателем Макаровым В.В. и воспитателем Вороновым Д.А.)
4133855715000
Ульяновск 2014
Данные рекомендации рассчитаны в основном на педагогический коллектив роты, а также могут быть использованы преподавателями и психологами в целях совершенствования воспитательной работы с суворовцами.
Рекомендации разработаны старшем воспитателем 7 роты суворовцев Макаровым В.В и воспитателем Вороновым Д.А.
«... если воспитатели юношества будут воспитателями до имени, если они дурню исполняют свою обязанность то дурная работа эта создает целые поколения, несведущие и порочные, которые погубят всю будущность Отечества.»ПлатонВ В ЕДЕ Н И ЕАнализ положения дел в суворовских ротах показывает, что в последнее время появилась тенденция к увеличению грубых нарушений дисциплины и правопорядка
При выборе суворовцами военной профессии, ориентиры смещаются в сторону вузов, обеспечивающих престижные гражданские специальности с предполагаемым оставлением в будущем военной службы.
В определенной, степени это обусловлено изменением мировоззрения, морально-психологических качеств подростков, являющихся контингентом для комплектования училищ, в связи с коренными преобразованиями в обществе в ходе проводимых реформ. Родители, озабоченные решением социально-экономических проблем, отодвинули на задний план вопросы воспитания детей. Подростки, предоставленные самим себе, стали объектом воздействия западных кинофильмов, легко доступной порнолитературы, влияния улицы в условиях ообострившейся криминогенной обстановки.
Однако главной причиной такого положения дел в суворовских ротах является низкий уровень, а в отдельных случаях отсутствие влияния воспитателей, преподавателей на формирование личностей суворовцев.
Воспитание суворовцев можно определить как процесс целенаправленного формирования у них средствами преподавания и воспитания, а также условиями жизни и быта морально-психологических и деловых качеств, необходимых гармонично развитой личности будущего офицера для выполнения гражданского и воинского долга.
В целях более легкого понимания сути процесса воспитания представляется целесообразным условно разделить его на элементы:
изучение суворовца и суворовского коллектива;
индивидуальная воспитательная работа;
воспитательная работа с коллективом;
анализ результатов и внесение коррективов.
Однако, не следует забывать, что деление это условно, все элементы неразрывно связаны (между собой и проводятся в течение всего периода пребывания суворовца в училище.
Этапы, в течение которых предлагается проведение тех или иных мероприятий, определены в зависимости от предполагаемой адаптации суворовцев, но также не являются догмой. Выбор средств воспитательного воздействия зависит исключительно от результатов наблюдения и изучения суворовцев и суворовских коллективов.
Необходимо помнить, что фундаментом, на котором строится вся воспитательная работа, являются образцовый внутренний порядок в подразделении, поддержание уставных товарищеских взаимоотношений между суворовцами.
Невозможно переоценить и значение личности самого воспитатели. Непременным условием успеха воспитательной работы является завоевание им истинного авторитета у подчиненных. Он включает в себя множество качеств и черт характера воспитателя. Вот некоторые из них:
личный пример в выполнении должностных обязанностей;
образцовый внешний вид;
эмоциональная, выразительная речь (без искажения и частых повторов слов и выражений);
сочетание требовательности с чуткостью и вниманием,
справедливость, строгое следование законам и уставам;
педагогическая и общая культура и т. д.
В воспитании необходимо следовать принципу: выявление, развитие и опора на положительное в личности воспитанника. Настоящие рекомендации призваны дать лишь основные направления, формы и методы воспитательной работы.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВКак показывает практика, воспитательный процесс должен отвечать следующим требованиям:
непрерывность (c момента поступления и до выпуска из училища);
целенаправленность (какие вопросы подлежат изучению);
гибкость (учет конкретной обстановки);
комплексность (во всех видах деятельности);
участие всех категорий постоянного состава училища, в первую очередь воспитателей, преподавателей и психологов.
На I этапе - от распределения суворовцев, по взводам до начала учебного года представляется целесообразным:
Провести анализ документов суворовцев: их характеристик, личных дел, результатов медицинского обследования и т.д.
Особое внимание уделить индивидуальным ознакомительным и диагностическим беседам с суворовцами, из которых выяснить в первую очередь их индивидуально-типологические особенности:
активность—пассивность;
замкнутость—открытость;
темперамент;
—частота и быстрота смены настроения;
степень агрессивности;
-— жизненные идеалы и ценности, которых он придерживается;
— степень развития лидерских качеств;
семейная обстановка и социальное окружение, в которой рос суворовец;
истинные мотивы поступления в ОВУ;
первоначальная профориентация суворовца;
серьезные болезни и травмы, перенесенные до поступления в училище;
-умение общаться с товарищами, воспитателями, преподавателями и т. д. Использовать результаты работы психологов училища и получить необходимую, информацию о суворовцах:
акцентуации характера и их учет в индивидуальной работе;
выявление лиц с развитыми лидерскими и волевыми качествами, степень их пригодности к использованию на должностях младших командиров;
выявление лиц, склонных к наркомании, употреблению спиртных напитков и суицидальным поступкам;
определение круга эмоционально неустойчивых суворовцев; выявление наиболее конфликтных суворовцев и предпочитаемых ими способах разрешения конфликтов;
определение типа высшей нервной деятельности суворовца (как протекают у него процессы возбуждения и торможения, какова их сила и т. п.);
—-выявление уровня тревожности личности;
—определение профессиональной пригодности суворовца к конкретной воинской специальности и т. д.
Сравнить собственные наблюдения с данными психолога и произвести взаимную корректировку и дополнение выводов по каждому суворовцу.
Активно использовать метод «Проверки через конкретное поручение». Наблюдать за суворовцам в «момент получения приказания, и в дальнейшем ходе его выполнения.
Все результаты изучения суворовцев заносятся в дневник,
На основе анализа результатов наблюдения на этом этапе воспитателями рот рекомендуется:1. Направить основные усилия на сплочение, коллектива взвода (роты), сочетая индивидуальную работу с суворовцами (беседы,. указания, советы, поручения и т. д.) с воздействием на подразделение в целом (коллективные беседы, дискуссии, «разговор по душам», совместное выполнение отделением, взводом, ротой поставленных задач и т. д.).2 Особое внимание удалить подбору кандидатур на должности командиров отдалений. Использовать при этом данные и рекомендации психологов.
3. Оказывать постоянную психологическую и административную поддержку любым положительным действием, младших командиров.
4. Целесообразно (как вариант) во взводах провести цикл тематических вечеров: «Представляюсь коллективу», в ходе которых в дружеской, непринужденной обстановке (возможно с чаепитием, музыкальными подарками и т. д.) суворовцы расскажут о себе, своих увлечениях, своей семье и тем самым станут ближе и понятней друг другу.
На II этапе — в первом полугодии l курса рекомендуется:
воспитателям рот совместно с психологами провести исследование процесса адаптации суворовцев к новым условиям учёбы. Использовать полученные результаты в своей повседневной деятельности.
Методами личного наблюдения, изучения журнала учета успеваемости; индивидуальных бесед с суворовцами, обмена информацией с другими воспитателями, преподавателями выявить:
насколько успешно каждый суворовец адаптируется к учебе и службе в СВУ, к суворовскому коллективу;
—роль, которую каждый суворовец пытается взять на себя или которую ему навязывает коллектив («изгой», «бывалый», «эрудит», «крутой» и т. д.);
трудно ли дается учеба и почему;
насколько отличаются представления суворовца об учебе и службе в СВУ до поступлений от его нынешних представлений;
как велико это различие и насколько сильно оно психологически травмирует юношу.
Систематически посещать занятия своего взвода (роты). поддерживать тесный контакт .с преподавателями, в ходе бесед с ними необходимо совместно уточнить:
наличие или отсутствие желания учиться у того или иного
суворовца;
— выявить суворовцев которые не справляются с учебной программой, определить истинные причины неуспеваемости (нежелание продолжать учебу в СВУ, незавершенность процесса приспособления к новым условиям, степень владения общеучебными умениями и навыками.);
4. Сопоставить личные наблюдения и выводы о суворовце, ходе его привыкания к военным условиям с данными о нем психолога и мнением преподавателей.
5. Дли исключения ошибок в оценке личности суворовца и его деятельности активно использовать педагогическое совещание роты, на котором в обязательном порядке должны в равной степени учитываться мнения воспитателей рот, преподавателей и психолога.
6 Особое внимание обратить на изучение процесса сплочения коллектива взвода (роты), формирующиеся микрогруппы и их направленность.
В этот период воспитателям рот необходимо:1- Постоянно и аргументировано пропагандировать идеалы дружбы, воинского братства, взаимовыручки, суворовской, офицерской чести и порядочности.
2. Формировать у суворовцев чувство гордости за принадлежность и армейскому коллективу, разъяснить им что офицер — профессия настоящих мужчин.
3. Вести умелую, доходчивую, ненавязчивую, но постоянную и аргументированную контрпропаганду антиармейских настроений; разъяснять временный характер происходящих в стране негативных процессов.
В основу всей воспитательной работы положить личный пример воспитателей и преподавателей училища, т.к. суворовец усваивает в первую очередь образцы поведения, а не провозглашаемые лозунги.
Для ведения воспитательной работы смело привлекать «здоровые» силы суворовской общественности.
В этих целях:а) создать в взводах, ротах, «Советы суворовской, чести», в которые бы вошли наиболее авторитетные суворовцы;
б) под руководством воспитателей на общем собрании взвода разработать «Кодекс чести суворовца», нарушение которого приводило бы к осуждению самими суворовцами проступка нарушителя и его заслушиванию на «Совете суворовской чести» (ССЧ);
в) вести постоянную работу с неформальными лидерами суворовских коллективов, смелее назначать их на должности младших (командиров, поручать им выполнение ответственных задач, избирать в «ССЧ» и т. д.
Лидеров отрицательной-направленности терпеливо и настойчиво склонять в сторону Изменения поведения; использовать их лидерские качества :(под строгим контролем) в деле сплочения коллектива;
6. Оказывать помощь суворовцам в адаптации к новым для них условиям учебы и службы.
В этих целях:
регулировать физическую и умственную нагрузку суворовцев;
с наибольшей эффективностью организовывать досуг суворовцев, применяя для этого всевозможные формы, и используя различные средства, имеющиеся в распоряжении училища;
воспитателями рот желательно на этом этапе ограничить наложение взысканий на суворовцев; упор делать на разъяснительную и предупредительную работу;
преподавателям оказывать всестороннюю помощь суворовцам, слабо усваивающим программу обучения; организовать для них дополнительные замятия;
стараться не допустить отчисления по причине неуспеваемости суворовцев, которые по призванию выбрали профессию офицера и испытывают временные трудности в усвоении учебной программы.
На III этапе — во втором полугодии 1 курса рекомендуется:
воспитателям рот совместно с психологом и преподавателями изучить степень завершения адаптационного процесса суворовцев к условиям учебы и службы в училище.
Продолжить работу по изучению индивидуально-психологических особенностей суворовцев, используя всевозможные методы, в том числе и перечисленные выше, а также психологов.
Изучить какие изменения произошли в мотивах учебы и службы суворовцев, их ценностях, настроениях за прошедший год.
Тщательно изучить вопрос развитии лидерских качеств у младших командиров; выяснить, насколько подтвердились рекомендации психологов и собственные предположения по поводу пригодности тех или иных суворовцев (лидеров) на должности (командиров отделений.Старшим воспитателям изучить работу подчиненных им воспитателей по оказанию помощи младшим командирам в развитии у них командирских, качеств и приобретении ими навыков уверенного управления подчиненными им суворовцами.
Особое внимание в воспитательной работе в этот период необходимо обратить на предупреждение трех основных видов конфликтов:
а)конфликт из-за попыток унижения личной чести и достоинства суворовца;
б)конфликт из-за словесного оскорбления в разговоре одним, суворовцем чести и достоинства родителей другого суворовца;
в)конфликт, вызванный безнравственным поведением одного из суворовцев (воровство, обман, клевета...).
В целях сплочения коллектива, улучшения нравственной атмосферы в нем можно привлекать к воспитательной работе родителей суворовцев. Чаще приглашать тех из них, кто посвятил себя профессии, офицера, имеет боевой опыт, побывал в экстремальных и нестандартных ситуациях, кто сам душой болеет за нашу армию.
Во взводах (ротах) провести вечера-знакомства «Мои родители».
Воспитателям рот совместно с психологами и преподавателями выявить основные микрогруппы в коллективе взвода, их направленность и степень влияния на коллектив, а также определить основание, по которому они созданы (общие, интересы, землячество, национальность, профессия родителей, уровень интеллекта и т. д.).
В зависимости от полученных результатов построить воспитательную работу с каждой микрогруппой. Свести «на нет» влияние микрогруппы отрицательной направленности на коллектив взвода.
9. Индивидуальную работу с каждым суворовцем строить с учетом того, какая группа суворовцев является для него референтной (т. е. значимой, авторитетной).
В случае отрицательной направленности данной референтной группы, необходимо, с одной стороны, осторожно и аргументировано разъяснить ложность идеалов и ценностей данной группы, а с другой стороны, сделать все возможное, чтобы нейтрализовать влияние этой референтной группы, на коллектив.
На IV этапе — в период 5-го года обучения рекомендуется:
Воспитателям рот и преподавателям продолжить работу по изучению изменений, происходящих в мотивационной и ценностной сферах личности суворовца, его мировоззрении.
Для этого: а) определить, что движет суворовцем продолжать учебу в СВУ;
б) в чем для него состоит престижность офицерской службы, что может оказать отрицательное воздействие на его отношение к ней.
Изучить тенденции и причины изменения заинтересованности суворовцев в учёбе, поиске и принятии новых мотивов совершенствования своих знаний, умений, навыков.
Воспитателями рот, преподавателям необходимо учитывать особенности суворовцев 5-го курса, связанные в первую очередь с ростам их самосознания, развитием интеллекта, возмужанием, болезненным реагированием на несправедливую критику, эмоциональную неустойчивость и т. д
В этих целях:а.) в качестве основного вида общения с суворовцами избрать доверительное, понимающее общение;
б)индивидуальные беседы, разговоры с суворовцами, выступления перед ними строить на равных позициях, обращаясь как «взрослый к взрослым»;
в)проявлять уважительное отношение к личности каждого суворовца, исключить из практики общения с суворовцами, с одной стороны, элементы хамства, высокомерия и искусственного дистанцированния, а с другой стороны — всепрощения, заискивания и панибратства,.5. Воспитателями рот, совместно с преподавателями, психологами, усилить работу по социально-психологической подготовке суворовцев к конструктивному общению. Научить суворовцев эффективным способам самостоятельного разрешения возникающих между ними конфликтов.
В этих целях активно использовать:а)социально-психологический тренинг общения и конструктивного разрешения конфликтов;
б)индивидуальные и групповые беседы с суворовцами;
в)тематические вечера;
г)групповые, дискуссии;
д)вечера встреч:
- с выпускниками СВУ;
- с родителями суворовцев;
- деятелями науки, искусства, представителями «культурной элиты» Ульяновской области;
е) постановка суворовцам практических задач по совместному участию их в выполнении того или иного рода деятельности (ситуация «вынужденного» взаимодействия);
ж) психологическое консультирование и др.
6. Больше внимания уделять досугу суворовцев. При проведении мероприятий умело сочетать интересы суворовцев с задачами патриотического и воинского воспитания.
В этих целях;
а) полнее использовать возможности спортивных секций и кружков по интересам, привлекать для этого лучших специалистов;
б)шире использовать возможности библиотеки училища;
в) проводить совместные вечера отдыха суворовцев с девушками учебных заведений города, воспитывать у суворовцев чувство бережного, рыцарского отношения к девушке;
г) разумно использовать возможности культурно-досуговых, научных и спортивных центров города.
На V этапе — 7 курс обучения необходимо:
1. Офицерам рот, психологам и преподавателям окончательно определить индивидуальную направленность, склонность и предрасположенность каждого суворовца ,к выбранной им воинской специальности.
2- Изучить морально-психологический климат в подразделениях в преддверии выбора будущего своего ВВУЗа:
— настроения и взаимоотношения суворовцев;
— возможные конфликты;
— уровень тревожности и т. д.
Провести воспитательные мероприятия, которые сохранили актуальность и на дайнам этане.
Воспитателям рот совместно с преподавателями, психологами гласно провести аттестацию каждого суворовца на предмет направления в ВВУЗ для дальнейшего обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка настоящих рекомендаций вызвана необходимостью незамедлительного повышения эффективности и качества воспитательной работы.
Воспитание — по сути своей процесс творческий, включающий в себя широкий набор различных средств, форм, методов воздействия, а также процесс самовоспитания.
Здесь предлагаются лишь некоторые, из них оставляя простор для творческой деятельности воспитателя.
Работая с рекомендациями, воспитателю необходимо детально разобраться и самостоятельно раскрыть суть, содержание и особенности каждого мероприятия, которые упоминаются здесь лишь вскользь.
Для совершенствования личной педагогической культуры предлагается обратиться к следующей литературе.
«Военная психология и педагогика» — М.: Воениздат, 1972г.
Черкасов Л. В. «Воспитание воина: в коллективе и через коллектив» — М-: Воениздат, 1984 г.
Черножуков А. В. «Душевный контакт»- — М.: Воениздат, 1988 г.
Кривда Ф. Ф. «Командирами не рождаются», опыт, практические рекомендации— М.: Воениздат, .1987 г.
Стрежнев В. В. «Индивидуальный подход в воспитании воинов» — М.: Воениздат, 1978 г., «Психолого-педагогические основы деятельности командира» — М.: Воениздат, 1978 г.
Перевалов В. Ф., Мощенко А. В. «(Введение в психологию руководства подразделениями (Учебно-методическое пособие)» - М.: Аппарат управления вузов СВ, 1991 г.
Мощенко А. В., Носс И. Н., Игнаткин В. Н. «Военно-профессиональная ориентация суворовцев.» (в 2-х частях) — М.: Аппарат управления вузов СВ, 1992 г.
Ламанов И.А. «Особенности взаимоотношений и межличностных конфликтов среди суворовцев.» (Методическое пособие) — М.: Управление военного образования СВ, 1995 г.
СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
АКЦЕНТУАЦИЯ (характера) — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы.
АДАПТАЦИЯ— постоянный процесс активного приспособления человека ,к условиям социальной среды;
МОТИВ — осознаваемая причина, лежащая с основе выбора действий и поступков личности.
МОТИВАЦИЯ — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность-
5- СУИЦИД — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания.
6. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней;