Статья на тему Организация учебно-воспитательной работы детей с нарушениями органов зрения с учетом специфики заболевания учащихся, воспитанников.


Организация учебно-воспитательной работы детей с нарушениями органов зрения с учетом специфики заболевания учащихся, воспитанников.
Выступление на педсовете 29.10.14.
По степени сложности среди школьных предметов физика занимает одно из ведущих мест, т.к. требует напряженной умственной деятельности учащихся. Огромное значение в предупреждении утомления играет четкая организация учебного труда. Обучение физики предполагает целенаправленное и систематическое влияние на эмоциональную и волевую сферу личности ребенка, на воспитание у незрячих и слабовидящих детей таких черт личности, как активность, инициативность, самостоятельность, элементы самоконтроля, творческих способностей. Руководствуясь этим,
новые знания я передаю школьникам различными способами, это и объяснение в форме диалога, работа с учебником, наблюдение, практическая и самостоятельная работа. Полагаю, что роль самостоятельных и практических работ, организации различных наблюдений, связанных с жизнью является приоритетной. Объясняется это тем, что школьники не могут долго слушать непрерывную монологическую речь учителя: они быстро утомляются и внимание их рассеивается, то есть: услышали, но не осознали.
Как известно, одним из ведущих принципов в формировании научных знаний является принцип наглядности.
Наглядность — источник формирования конкретных представлений, материальная основа образного мышления, первое радикальное средство, предупреждающее вербализм в обучении слепых и слабовидящих детей.
Если на умело подобранных фактах (близких к жизненному опыту и интересам учащихся) организовать наблюдения, сопоставления, самостоятельные выводы учащихся, то школьникам становятся доступными многие абстрактные понятия, таких как материальная точка, модель идеального газа и т. д.. На уроках учащиеся не только наблюдают объект, но и производят с ним практические действия. Предметно-практическая деятельность является одной из важных форм реализации в школах для слепых и слабовидящих детей. На уроках физики можно провести простейший физический эксперимент, раскрывающий сущность изучаемого явления. Например, свободное падение тел.
Именно практическая деятельность является базой приобретения, накопления и совершенствования незрячими и слабовидящими детьми конкретных представлений так необходимых им в дальнейшем в социуме.
Большое место в обучении физики отводится организации и проведению лабораторно-практических работ. Лабораторные работы в зависимости от их содержания может быть неодинаковой. В одних случаях работа может быть проведена со всем классом, т. е. фронтально: все ученики выполняют одинаковые или близкие по трудности и степени самостоятельности работы
В других случаях этого сделать не удается и учащихся класса лучше разделить на группы. Групповая форма организации лабораторно-практической работы мною используется, например, при определении периода колебаний математического маятника, при определении цены деления измерительного сосуда, взвешивании предметов.
Стараюсь сделать учебный процесс более увлекательным и интересным для детей, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение их в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий: исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. Проектное обучение развивает у учащихся самостоятельность, творческое отношение к делу, знакомит с методами применения знаний по физике на практике, в быту, что особо важно для слабовидящих детей. Среди ученических проектов хотелось бы выделить работу ученика 12 класса Щедрина Т. «Жизнь Вернадского», Пуртова М. « Воздействие электромагнитных колебаний на организм человека», проект учащихся 8 класса «Энергосбережение» и так далее.
Исследовательская работа возможна только на добровольной основе, как и всякое творчество. Поэтому мои принципы: основа каждого занятия должна быть интересна учащемуся, доступна, т.е. тема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Государственный стандарт по физике предусматривает развитие у школьников умений описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств.
В работе обращаю  внимание на  практические умения, а именно учащиеся должны уметь:
- пользоваться измерительными приборами: мензуркой, весами, динамометром, барометром, манометром (VII класс);
-пользоваться амперметром, вольтметром, реостатом, электронагревательными приборами, чертить схемы электрических цепей, собирать цепи по схемам (VIII класс);
-производить измерения и расчёты по определению скорости, ускорения, пути, времени движения.
Знакомство учащихся с важнейшими условиями применения физических знаний на практике внедряю на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Это способствует формированию здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека и  гуманистического отношения к окружающему миру, воспитанию духовности и нравственных основ личности.  При изучении темы « Тепловые явления» мы говорим о влиянии параметров микроклимата на самочувствие человека, о значении влажности воздуха в жизни человека, о теплопроводности различных материалов. При изучении темы «Физика атома и атомного ядра» затрагиваем экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, ищем  пути их преодоления, изучаем устройство дозиметра, говорим о последствия Чернобыльской аварии. На уроках затрагиваем вопросы экологии: влияние работы тепловых двигателей, парниковый эффект и загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя Земли и его последствия.
         Кроме качественных и количественных задач мы часто решаем экспериментальные задачи: «Что покажет амперметр, включённый в различные участки цепи при последовательном соединении  проводников, при их параллельном соединении», «Определите выталкивающую силу, действующую на камушек в воде?» «Чему равна сила трения, действующая на брусок?». Далее, очень полезно решение таких задач: «Рассчитайте стоимость электрической энергии, потребляемой вашей семьёй за месяц, наметьте, совместно с родителями, пути экономии.  
Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Явления природы взаимно связаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Именно поэтому  большое внимание   уделяю межпредметным связям. В  практике проведены интегрированные уроки совместно с учителями биологии:  «Звуковые волны. Слух», «Воздух есть везде», «Пропорции тела человека».
.