Анкета «Определение доминирующих мотивов учения»


Анкета «Определение доминирующих мотивов учения»
Описание методики
Учащимся предлагается список из 14 утверждений, которые распределены таким образом, что 1-4 утверждение относятся к широко-социальным мотивам, 5-10 утверждение – к узко-личностным мотивам, а 11-14 – к учебно-познавательным мотивам. Суммировав баллы, полученные за каждое утверждение, можно определить уровень мотивации учащегося.
Процедура проведения
Учащимся предлагается из 14 утверждений отметить только три утверждения, характеризующие его отношение к учебе и отметить их, обведя номер утверждения в кружок. Анкетирование проводится как в группе, так и индивидуально.
Инструкция
Сейчас вам будет предложен список утверждений. Внимательно изучите этот список и выберите три наиболее важных мотива, которые характеризуют ваше отношение к учебе. Номер выбранного утверждения обведите в кружок. Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов.
Обработка результатов
Каждое утверждение имеет свое балловое значение. Подсчитать сумму баллов согласно ключу.
1 Понимаю, что ученик должен, хорошо учится 2
2 Стремлюсь точно и быстро выполнять требования учителя 2
3 Понимаю, что знания нужны мне для будущего 2
4 Хочу быть культурным и развитым человеком 2
5 Хочу получать хорошие отметки 1
6 Хочу получать одобрение учителей и родителей 1
7 Хочу быть лучшим учеником в классе 1
8 Хочу занять достойное место среди товарищей 1
9 Хочу, чтобы не ругали родители учителя 1
10 Не хочу получать плохие отметки 1
11 Люблю узнавать новое 3
12 Нравится когда учитель рассказывает интересно 3
13 Люблю думать и рассуждать на уроках 3
14 Люблю выполнять сложные задания и преодолевать трудности 3
Интерпретация результатов
Полученные результаты учащихся можно отнести к одному из уровней мотивации:
Высокий уровень мотивации 9 – 8 б.
Средний уровень мотивации 7 – 5 б.
Низкий уровень мотивации 4 – 3 б.
Также можно провести анализ определения доминирующих мотивов учения.
Широко социальные мотивы:
Мотивы долга и ответственности (1 – 2)
Самоопределения и самосовершенствования (3-4)
Узко личностные мотивы:
Мотивы благополучия (5 – 6)
Престижности (7 –8)
Избегание неприятностей (9 – 10)
Учено–познавательные мотивы:
Мотивация содержанием (11 – 12)
Мотивация процессом учения (13 – 14)
Бланк ответов
Фамилия, имя_______________________________
Класс______
1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться
2.Стремлюсь точно и быстро выполнять требования учителя
3.Понимаю, что знания нужны мне для будущего
4.Хочу быть культурным и развитым человеком
5.Хочу получать хорошие отметки
6.Хочу получать одобрение учителей и родителей
7.Хочу быть лучшим учеником в классе
8.Хочу занять достойное место среди товарищей
9..Хочу, чтобы не ругали родители, учителя
10..Не хочу получать плохие отметки
11.Люблю узнавать новое
12. Нравится, когда учитель рассказывает интересно
13. Люблю думать и рассуждать на уроках
14. Люблю выполнять сложные задания и преодолевать трудности