Конспект внеклассного мероприятия Наше здоровье в наших руках


Пояснительная записка
В основе представленной разработки лежат технологии здоровьесбережения, интерактивные технологии, технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Занятие направлено на формирование основ физического и психологического здоровья младших школьников с помощью анализа конкретных ситуаций.
Цель Формирование основ физического и психологического здоровья младших школьников
Задачи Предметные: обобщение и систематизация знаний учащихся о правилах здорового образа жизни; формирование убеждения о пользе здорового образа жизни;
Метапредметные: развитие стремлений учащихся к творческому самовыражению, умение работать с информацией, обобщать, анализировать, делать выводы; воспитание желания быть здоровым, сильным, сохранения здоровье на долгие годы; воспитание уважительного отношения к мнению одноклассников, умение сотрудничать, вести дискуссию.
Метод Кейс-метод
Возраст детей 9-10 лет
Условия осуществления мероприятия Классная комната
Перечень оборудования и оформления Карточки с источниками информации - по 3 на один кейс, памятки «Как работать с кейсом», оценочный лист, компьютер с программой, экран, мультимедийный проектор.
Методические советы на подготовительный период Предложить детям приготовить групповые презентации о применяемых самими учащимися методах оздоровления организма.
Учителю разработать кейсы на основе дидактических целей занятия.
Ход мероприятия
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. Момент. Создание эмоционального настроя
2 мин
-Ребята, сегодня нам предстоит немного побыть учёными и самим получить определенные знания.
(Учитель делит класс на группы - по 4-6 человек, должно быть четное количество) Распределяются по группам, приветствуют друг друга добрыми пожеланиями
Сообщение  цели мероприятия
7 мин
-Чтобы определить объект практической работы, вам предстоит объяснить смысл пословицы: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял».
- Что же является самым важным в жизни человека? Прежде, чем начать, разберёмся, что же такое здоровье?
А вы согласны с тем, что человек, у которого ничего не болит, но у него плохая память – это здоровый человек? Или ещё пример: пьяный человек, у него тоже ничего не болит, но можно его считать здоровым? Тогда уточните. Что же такое «Здоровье»? Посмотрим, какое определение этому понятию даёт Ожегов в толковом словаре.
Тогда, что же такое «болезнь», только ли боль?
Тест «Твое здоровье» (приложение 1)
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Выполнение теста
Организация работы с кейсами
20 мин
Коммуникативный тренинг “Колокол”
Работа в группах
-Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1-я группа работает над первым правилом,
2-я группа — над вторым правилом,
3-я группа — над третьим,
4-я группа — над четвертым.
(Учитель пишет на доске схему.)
Здоровый образ жизни
1. Соблюдай чистоту!
2. Правильно питайся!
3. Сочетай труд и отдых!
4. Не имей вредных привычек!
В ходе выступления групп учитель дополняет запись.
-На столах у вас лежат несколько источников информации (приложение 4 ). Изучив источники, вы должны будете оценить ситуацию, провести анализ ее решения и дать заключение. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам: слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика, полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 5-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу (приложение 2) баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая 15 баллов получают «5», 10 баллов- «4» (низшие отметки выставлять нецелесообразно).
Группы, заработавшие менее 10 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания презентации к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Учитель выполняет роль консультанта: предварительное обсуждение кейсов внутри группы, руководит работой.
Представители групп выступают с приготовленными заранее презентациями по каждому правилу
Дети встают в круг, поочередно поднимают правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде “колокола”, произносят “Бом!” и синхронно, с силой бросают руки вниз. Повторить несколько раз.
При работе с кейсами используют памятку (приложение 3)
Презентация выступлений
10 мин
Подведение итогов. Оценивание
3 мин
Рефлексия
2 мин
Домашнее задание
1 мин Перед выступлением каждой группы учитель задает проблемный вопрос.
Группа №1: Проблемная ситуация Диалог.       
Лена: Мне приснилось, что маленькие гадкие микробы ползают по мне изнутри и хотят съесть заживо.
Миша: Ну что ты, организм этого не допустит. Только надо ему немножко помочь.
Группа №2: Чтобы быть здоровым, нужно просто есть. Так ли все просто?
Группа №3: А теперь попрошу вас всех встать. Пожалуйста, сделайте прыжок вперёд, назад. Подравняйте носочки. Прошу вас ладонями достать пол. Выпрямитесь. Сцепите руки за спиной и присядьте несколько раз. Молодцы, садитесь на места! Как можно назвать то, что мы сейчас делали? Активный образ жизни способствует укреплению здоровья или нет?
Группа №4: Мы узнали, что причиной многих болезней являются микробы, бактерии, вирусы. А есть и такие болезни, которые возникают от слабохарактерности человека, от нехватки воли, от неумения вовремя сказать «нет».
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
-На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Как вы думаете, что значит вести здоровый образ жизни?
Зачем человеку здоровый образ жизни?
На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Как вы думаете, что значит вести здоровый образ жизни?
Посмотрите, это пять шагов к здоровому образу жизни, которые вы можете сделать сами. И то, будете ли вы делать эти пять шагов, зависит от вас. От этого будет зависеть ваше здоровье и долголетие.
Упражнение - игра «Слагаемые здоровья».
Выбрать правильное утверждение, хлопая один раз в ладоши:
Упражнение - игра «Слагаемые здоровья».
Выбрать правильное утверждение, хлопая один раз в ладоши:
здоровое питание, режим дня, употребление алкоголя, употребление наркотиков, личная гигиена, спорт, несоблюдение режима дня, нерациональное питание, употребление немытых овощей и фруктов, утренняя зарядка, курение, подвижные игры. Из всех названных составляющих здоровья мы должны щедро черпать положительные эмоции, вдохновение, желание быть здоровыми, а значит красивыми, счастливыми и уверенными в себе.
- Написать заметку о проведённом уроке в классную газету «Здоровячок».
- Оформить своё «солнышко здоровья» для личного портфолио. Один представитель от каждой группы выступает, а остальные внимательно слушают, помогают и дополняют выступающего.
По окончанию каждого выступления дети других команд могут задать вопросы или предложить свое решение проблемы.
Здоровый образ жизни
1. Соблюдай чистоту!
2. Правильно питайся!
3. Сочетай труд и отдых!
4. Больше двигайся!
5. Не имей вредных привычек!
Дети выполняют правила игры.
Приложение 1
Тест «Твое здоровье»
Как думаете, надо ли заботиться о своем здоровье? (Ответы детей.)
Предлагаю ответить на вопросы теста и определить, умеете ли вы заботиться о своем здоровье.
1. Как часто ты моешь руки?
а) около 20 раз в день - 0 очков;
б) только перед едой и после туалета - 5 очков;
в) когда сильно испачкал - 20 очков.
2. Сколько раз в день ты чистишь зубы?
а) 2 раза (утром и вечером) - 0 очков;
б) 1 раз - 5 очков;
в) вообще не чищу - 15 очков.
3. Как часто ты моешь ноги?
а) каждый вечер перед сном - 0 очков;
б) когда заставит мама - 10 очков;
в) только когда купаюсь целиком - 20 очков.
4. Как часто ты делаешь зарядку?
а) ежедневно - 0 очков;
б) когда заставляют родители - 15 очков;
в) никогда - 20 очков.
5. Как часто ты простужаешься?
а) 1 раз в 2 года - 0 очков;
б) 1 раз в год - 5 очков;
в) несколько раз в год - 15 очков.
6. Как часто ты ешь сладости?
а) по праздникам и воскресеньям - 0 очков;
б) почти каждый день - 20 очков;
в) когда захочу - 30 очков.
7. Как часто ты плачешь?
а) не могу вспомнить, когда это было последний раз, - 0 очков;
б) пару раз в неделю - 15 очков;
в) почти каждый день - 25 очков.
8. От чего ты плачешь?
а) от боли - 0 очков;
б) от обиды - 10 очков;
в) от злости - 20 очков.
9. Сколько ты гуляешь?
а) ежедневно от 1,5 до 2 часов - 0 очков;
б) ежедневно, но меньше часа - 10 очков;
в) иногда по выходным - 20 очков.
10. Когда ты ложишься спать?
а) в 21.00 - 21.30 - 0 очков;
б) после 22 часов - 10 очков;
в) после 24 часов - 35 очков.
11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту?
а) соответствует или чуть меньше - 0 очков;
б) немного больше - 10 очков;
в) значительно превышает норму - 30 очков.
12. Сколько времени ты проводишь у телевизора?
а) не больше 1,5 часа вдень, часто с перерывом - 0 очков;
б) более 3 часов - 10 очков;
в) смотрю все, что нравится, и сколько хочется - 30 очков.
13. Сколько времени ты тратишь на уроки? а) около 1,5 часа - 0 очков;
б) почти 2 часа - 15 очков;
в) больше 3 часов - 30 очков.
14. Можешь ли ты взбежать на 5-й этаж?
а) с легкостью - 0 очков;
б) под конец устаю - 15 очков;
в) с трудом - 25 очков;
г) не могу - 35 очков.
15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок?
а) да - 0 очков;
б) нет - 5 очков.
Результаты
От 0 до 20 очков - ты в полном порядке!
От 20 до 70 очков - у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока нетрудно бороться!
От 70 до 110 очков - ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!
От 110 и выше - можешь не считать! Как ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!
Приложение 2
Оценочная таблица
Полнота информации Слаженность работы группы Презентация выступления Итого
1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа Приложение 3
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С КЕЙСОМ
1 Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.
2 Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.
3 Провести анализ решения каждой ситуации4 Составить список собственных предложений
Приложение 4
Кейсы
Кейс №1:
Источник №1 Все ли микробы – наши враги?
В этом нас убеждают с малых лет. В нашем теле всегда можно набрать как минимум килограмм микробов и паразитов. Многие из них нам жизненно необходимы
Ранее считавшийся вредным, на самом деле он является суперпродуктом, поскольку содержит большое количество антиоксидантов и других полезных веществ. Полезные микроорганизмы создают защитную барьерную пленку во рту, на слизистых оболочках внутренних органов, на коже. Больше всего их в пищеварительном тракте – здесь микрофлора кишечника борется с токсинами, которые поступают вместе с едой, а также с болезнетворными микробами.
Источник №2
Отчего мы иногда болеем? Какие системы органов участвуют в защите нашего организма от различных возбудителей?
У нас бывают травмы. Порезал палец, ушиб коленку, подвернул ногу, в глаз попала соринка.
  Гриппом и ангиной мы можем заболеть при общении с больным человеком, в транспорте, из-за переохлаждения.
Причина этих заболеваний – болезнетворные микроорганизмы. Их много повсюду: в воде, в пище, в воздухе. Но почему же тогда полезные микроорганизмы не спасают нас от них? Это случается, когда на нас нападает сразу столько микробов, что организм не в состоянии их всех одолеть; заболеть можно, когда защита организма ослаблена, например, из-за переохлаждения.
Сердце больного начинает биться сильнее, учащается дыхание, обмен веществ в клетках ускоряется. От этого повышается температура тела, и от жара многие микробы погибают.
Чтобы помочь победить болезнь, больному нужно больше пить: это ускорит выделение отходов.
  Такими болезнями, как ангина и грипп человек может болеть снова и снова. Но есть болезни, которые опасны только один раз: корь, ветрянка. Наши клетки обучаются обезвреживать их возбудителей за время болезни. Во второй раз они уже не допустят заболевания.
Вывод: Иммунитет – невосприимчивость к болезням. Не обходимо делать прививку, чтобы организм выработал иммунитет.
Источник №3
Бородавки — это нарост на коже или слизистой оболочке. Многие бородавки у людей — с рождения, другие впервые появляются в детстве или в более позднее время. Часть их со временем исчезает.
Полного научного объяснения причины появления бородавок не существует. Мы все еще знаем о них недостаточно. Некоторые медики, изучавшие бородавки, считают, что они вызываются фильтрующимся вирусом. Это настолько крошечный микроб, что даже самый прекрасный фильтр не может его остановить. Другие считают, что бородавки появляются от трения и раздражения. Бородавка, появившаяся на руках или пальцах взрослого, обычно вызвана каким-то раздражением, может быть легким, но часто повторяющимся. Мы не обращаем на него внимания, поскольку оно такое легкое, и в результате часто появляется бородавка. Часто бородавки появляются на руках людей, занимающихся каким-то специфическим трудом. К примеру, у людей, работающих на бойне, часто вырастают бородавки на запястьях или на суставах пальцев. Они называются «бородавками мясников» и могут быть вызваны туберкулезными палочками.
Люди, работающие с каменноугольной смолой, нефтью или ее продуктами, рентгеновскими лучами, часто получают бородавки. Они нередко становятся злокачественными, то есть бородавка становится раковой опухолью на коже.
Кейс №2:
Источник №1
Пища даёт организму только пользу. Это верное утверждение?
Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов. Многие болезни – следствие избыточного и неправильного питания.
Много неприятностей приносят и неполезные продукты.
Покупая продукты питания, прежде всего, внимательно рассмотрите символы, записанные в составе продукта. Можно обнаружить специальную маркировку – это буква Е и трёхзначная цифра. Такой буквой и числами обозначаются различные добавки. Так, буквой Е и числом от 100 до 199 обозначаются красители; буквой Е и числом от 200 до 299 обозначаются консерванты; числом от 300 до 399 обозначаются антиокислители, а числами от 400 до 499 – загустители, стабилизаторы и эмульгаторы. Данные добавки делаю продукты привлекательнее по виду, вкусу, по сроку годности. Но не все добавки являются полезными. Вернее сказать, что ни одна добавка не несёт пользы здоровью, а многие даже наоборот принося огромный вред. Существует таблица вредных и опасных добавок. Если вы обнаружите в составе продукта маркировку из этой таблицы, то вам, не раздумывая, следует тотчас отказаться от данного продукта.
Источник №2
Почему вы можете есть фрукты и многие овощи сырыми, но при этом должны готовить мясо и рыбу?
Для большинства из нас, конечно, приготовленные мясо и рыба просто вкуснее, чем в сыром виде. Но есть и другая, даже более важная, причина: когда мы недостаточно готовим определенные виды мяса и рыбы, организмы, живущие в рыбе и животных, могут попасть в наше тело и вызвать болезнь. Один из самых известных примеров этого — «трихинеллез», болезнь, которую человек может получить, если съест недостаточно готовую, а тем более сырую свинину или свиные продукты. Солитер и другие инфекции, вызываемые паразитами, можно подхватить, если есть не вполне приготовленную рыбу некоторых сортов.
Источник 3
Если бы мы не ели, мы не смогли бы выжить, расти, у нас не было бы энергии, и различные части организма не могли бы нормально функционировать.
Современные ученые определили, какие питательные вещества необходимы нашему организму и полезны для здоровья. Недостаточно только есть. Необходимо, чтобы пища была полезной для нас и вещества, содержащиеся в ней, служили определенным целям.
Протеин находится в молоке, яйцах, сыре, мясе и рыбе. Он необходим для построения клеток. Без протеина организм не может производить новые клетки.
Углеводы содержатся в пище, богатой крахмалом или глюкозой, в таких продуктах, как картофель, мучные изделия, рис и сладости. Они очень важны для нас, так как с их помощью организм сохраняет тепло и получает энергию. Из наиболее ценных пищевых продуктов можно выделить некоторые жиры. Именно жиры являются для нас самым большим источником энергии.
Но организм нуждается не только в протеине, углеводах и жирах. Ему также необходимы минеральные вещества. Таких необходимых минеральных веществ существует 18 разновидностей.
Как вы знаете, некоторые из них, такие, как кальций и фосфор, необходимы для того, чтобы кости и зубы были крепкими и здоровыми. Железо способствует работе клеток. Медь помогает росту клеток и образованию гемоглобина. Йод также необходим организму.
Итак, мы имеем протеин, углеводы, жиры и минеральные вещества, которые необходимы для роста и нормального функционирования организма. И это все? Нет. Ученые установили, что витамины тоже влияют на определенные процессы нашего организма. Витамины чрезвычайно необходимы для обмена веществ и жизнедеятельности живых организмов. Каждый витамин воздействует на организм по-своему, и каждый из них незаменим. В совокупности витамины способствуют росту и поддерживают в людях бодрость и здоровье.
Кстати, воду тоже можно считать пищей — она всегда необходима человеку. Из всего сказанного можно сделать вывод, что принятие пищи — это не только средство для утоления голода и удовлетворения аппетита. Хорошая, обдуманная диета необходима для вашего здоровья!
Кейс №3:
Источник №1
Тело человека содержит 639 мышц, каждая из которых имеет свое название! Все вместе они и образуют плоть.
Когда мышца сокращается, она вырабатывает кислоту, которая называется молочной кислотой. Воздействие молочной кислоты состоит в том, что она вызывает у вас усталость. По воздействию она напоминает яд. Она заставляет мышцы уставать. Если из уставшей мышцы вывести молочную кислоту, то ощущение усталости пропадает и мышца опять готова к работе!
Но, конечно, молочная кислота не выводится при обычных условиях, когда вы занимаетесь физическими упражнениями или работой. Кроме этого, могут вырабатываться и другие токсины, когда мышцы заняты активной деятельностью. Они разносятся кровью по организму и вызывают усталость не только в мышцах, но и во всем теле, особенно в мозгу.
Поэтому ощущение усталости после мышечной работы в действительности является разновидностью внутреннего отравления, происходящего в организме. Но ощущение усталости необходимо организму, чтобы возникало желание отдохнуть. Поскольку во время отдыха отходы удаляются, клетки очищаются, нервные клетки перезаряжают свои аккумуляторы, в суставах восстанавливаются израсходованные запасы смазочного вещества и так далее. Так что физические упражнения очень полезны для всего организма и для мышц, но и отдых имеет не меньшее значение!
Источник №2
Все мы знаем, что означает для нас сон. Он восстанавливает нашу энергию и помогает нам вновь почувствовать себя свежими. Сон необходим нашим уставшим органам и тканям. Заставляя нас спать, центр сна совершает два действия. Он блокирует мозг, лишая нас силы воли, или сознания. Это «мозговой сон». Он также отключает нервы, идущие из мозга, и наши внутренние органы и конечности погружаются в сон. Это «сон организма». Обычно, когда мы спим, происходят одновременно оба этих действия. Однако они могут происходить и по отдельности. К примеру, мозг может спать в то время, как тело все еще бодрствует! Очень уставший солдат может продолжать маршировать, а мозг его в это время может находиться во сне! С лунатиками происходит то же самое!
Источник №3
Что бывает, когда человек не соблюдает режим отдыха и движения?
Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.
Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечнососудистых, желудочно-кишечных и др.).
Кейс №4:
Источник №1
Карточки с фразами и словами для справок. Должны вставить слова в соответствии со смыслом указанной фразы
1) Привычка — это...,..., ставшие для кого-то... действием. Для справок: постоянное, склонность, поведение.
2) Полезные привычки — образ действия, который ... и ... здоровье человека.
Для справок: сохраняет, укрепляет, ухудшает, разрушает.
Вредные привычки — образ действия, который ... и ... здоровье человека.
Для справок: сохраняет, укрепляет, ухудшает, разрушает.
Наполеон говорил: «Привычка принуждает нас ко многим глупостям; самая большая глупость — стать рабом привычки».
Привычки меняют характер и судьбу человека.
Источник №2
Алкоголь — это наркотик. Его можно охарактеризовать как вещество, которое быстро впитывается нервными клетками и парализует их.
Но до наркотического нарушения это стимулирует нервные клетки и приводит в состояние возбуждения. Делаем вывод, что алкоголь сначала действует как возбуждающее средство. Свойство алкоголя длительное время поддерживать стимул ведет к тому, что затем он начинает употребляться как наркотик. Присутствие алкоголя в организме становится необходимым.
Как алкоголь действует на мозг? Первый эффект — это чувство возбуждения. Действия и речь оживляются. Кожа краснеет, кровяное давление повышается, сердце бьется быстрее, и дыхание учащается. Но алкоголь также оказывает на организм и угнетающий эффект. Наши наблюдения указывают на то, что при употреблении алкоголя снижается внимание. Высшие функции мозга парализуются, теряется контроль над своим настроением.
Другой серьезный эффект — это расслабление. В нашем организме много нервных волокон, называющихся тормозящими волокнами, которые действуют на нервную систему как тормоз. Они проявляют результаты образования и воспитания, делают людей дисциплинированными и сдержанными.
Под влиянием алкоголя тормозящие нервные волокна парализуются, ослабляется контроль над собой, умение здраво рассуждать. И мы готовы говорить и делать такие вещи, которые никогда бы не сделали, если бы находились в нормальном состоянии. Алкоголь является причиной опьянения!
Источник №3
Сегодня мы часто слышим и читаем о наркоманах и проблемах, с ними связанными. Эти вопросы беспокоят каждого из нас. Наркотики — особая по составу группа лекарств, которые оказывают болеутоляющее и снотворное действие. Они дают ощущение временного успокоения, известного в медицине как наркоз. Все наркотики должны приниматься только по предписанию врача. Если наркотики принимать часто, то у человека появляется привыкание, влечение к ним. Это означает, что теперь человек должен принимать их регулярно, а если этого нет, то человек испытывает большие страдания. И, начав однажды принимать наркотики, очень трудно потом от них отказаться. Наркоманы заплатят большие деньги за наркотики, добываемые всегда нелегальным путем, будут воровать, совершать другие преступления, чтобы
заплатить за них. Ни один человек — какого бы возраста он ни был — не должен употреблять наркотики без предписания и наблюдения врача.
Используемая литература
1. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М. :ТЦ “Сфера”, 1999.
2. Руководство “Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации” под редакцией д. м. наук Н. В. Вострокнутова. Министерство образования России., 2003.
3. http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/klasnyi-chas-v-4-klase-zdorovyi-obraz-zhizni.html