Повторительно-обобщающий урок «Древняя Русь». 6,10 класс.


Повторительно-обобщающий урок «Древняя Русь».
Цель урока: контроль за уровнем знаний учащихся.
Методические рекомендации. Я даю несколько альтернативных форм и вариантов проведения уроков подобного типа. Вы сами выбираете нужный вам вариант в зависимости от конкретных условии. Можно проводить данный урок в шестом и десятом классах.
Вариант 1. Письменный опрос.
«5»
Сравните процесс образования государства у восточных славян с любым другим народом Западной Европы. Найдите общее и различное.
Раскройте условия, которые, на ваш взгляд, способствовали объединению русских племен в одно государство.
Деятельность кого из первых русских князей внесла, по-вашему, наибольший вклад в укрепление государства? Свое мнение обоснуйте.
Чего больше – правды или вымысла – в легендах о первых русских князьях?
Почему русские князья так часто обращались к своим детям?
«4»
Почему славянские племена предпочитали селиться рядом с труднодоступными водоемами?
Чего больше присутствовало в практической деятельности первых русских князей – дипломатии или силы оружия?
Почему из многих религий Владимир I и его окружение выбрали именно византийскую ветвь христианства - православие?
Докажите мудрость Ярослава Мудрого.
Сравните культуру Киевской Руси с культурой любого европейского государства того периода. Найдите общее и различное.
«3»
Расскажите о жизни князя Игоря и ее отражении в «Слове о полку Игоревом».
Почему русские князья еще до принятия христианства стремились в Византию?
В чем вы видите положительное значение принятия христианства на Руси?
Что Владимир Мономах завещал детям? Согласны ли вы сегодня с его советами? Почему?
Расскажите об одной из областей культуры – архитектуре, литературе, живописи и т.д. по вашему выбору.
Вариант 2. Исторический диктант.
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
Этот вопрос впервые в начале XI века задал Ярослав Мудрый, один из самых просвещенных правителей Киевской Руси. Большинство историков считают славян коренным населением Восточной Европы. Славянином по отцу был и первый русский князь Трувор, положивший династии Тpуворовичей на русском престоле.
Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга. А через шесть лет ее внук Ярослав Мудрый окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 988 г.
Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего славянского племени древлян. Именно древляне не потерпели на престоле князя Игоря, отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 985 году. Гибели князя Игоря и его дружины посвящено "Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
Период своего расцвета Киевская Русь переживала в годы правления великого князя Владимира Мономаха.
(138 слов)
В тексте диктанта допущено 11 исторических ошибок.
Шестиклассники должны подчеркнуть их, вынести на поля и исправить. За каждое правильное исправление начисляется один балл. Норма оценок: «5» - 19-22 балла, «4» -14-18, «3» 9-13, «2» - 8 и менее набранных баллов.