Разработка урока русского языка в 6 классе по теме:От анализа текста-к изложению

ИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА
В связи с тем, что одним из видов работы в 9 классе на итоговой аттестации является изложение, работа по подготовке к нему ведется уже с 5 класса. Предлагаю разработку урока русского языка в 6 классе по теме: «От анализа текста - к изложению».
Цели: 1.Отработать композиционное построение повествовательного текста, совершенствовать умения раскрывать тему и основную мысль текста. Работать над особенностями художественного стиля.
В ходе анализа текста подготовить детей к написанию подробного изложения.
2. Развивать умение высказываться по поводу прочитанного и увиденного.
3. Воспитывать чуткое отношение к природе и животным.
Оборудование и ТСО: контрольно-проверочные тесты для единого государственного экзамена по русскому языку, компьютерная презентация, (картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»).
Ход урока.
Орг. момент.
Запись числа, темы (слайд)
Постановка цели урока.
Цель сегодняшнего урока : подготовиться к написанию подробного изложения, проанализировав текст с точки зрения его содержания и структуры.
4. Работа над текстом
- Отройте стр. 52.
Медвежонок был одинок. Зиму он провел около матери. Весною же в берлоге оказались еще два маленьких медвежонка, а сам он стал нянькой, пестуном. Он должен был следить за ними, забавлять их. К тому же лучшая добыча отдавалась теперь маленьким, а ему доставались лишь остатки.
Как-то он отнял у маленьких братьев вкусные тетеревиные яйца. Те завопили. Тогда, следуя законам звериного царства, медведица жестоко избила пестуна и выгнала его из своей семьи. Когда же он попробовал вернуться к матери, жалобно повизгивая, трепка повторилась.
Пришлось уйти. Не сразу он научился ловить птиц и мелких зверушек, а потому питался только ягодами и корнями трав.
Осенью медвежонок издалека наблюдал, как старые медведи устраивали берлоги. Он тоже нашел себе укромное место и впервые самостоятельно устроился на зимовку.
(И. Зыков)
Начинаем работать с текстом.
Внимательно послушайте рассказ и скажите:
- О чем он? Определите его тему.
Вопросы на восприятие:
-1) С кем жил медвежонок?
-2) Кем стал герой с появлением маленьких медвежат?(Нянькой, пестуном)
- Как вы понимаете значение слова «пестун»
Работа с толковым словарём Ожегова (от «пестун» (уст)- человек, который воспитывает кого-нибудь)
- Что можно сказать о лексическом значении слов НЯНЬКА, ПЕСТУН? (Эти слова близки по своему лексическому значению, т.е являются синонимами)
-3) Почему медведица выгнала пестуна? (Отнял яйца у братьев)
-4) Что стало с медвежонком, когда он остался один? (Смог самостоятельно устроиться на зимовку)
- Сформулируйте основную мысль текста.
- Определите тип текста. (Повествование)
- Почему вы так считаете? (Повествование- это рассказ о каком-либо событии в его временной последовательности. Характерны для повествования глаголы прош. вр., соверш. вида. Глаголы обозначают последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования: провел, оказались, отнял, выгнала, научился, наблюдал, нашел, устроился.)
- Какая композиция характерна для повествования?
(1. Завязка
2. Развитие действия
3. Кульминация- наивысшая точка в развитии сюжета
4. Развязка)
- Как вы понимаете значение слова «кульминация»?
- Где в рассказе кульминация?
Вывод: Назовите отличительные особенности типа речи повествования? (Глаголы, обозначающие последовательно сменяющие друг друга события, определенная композиция)
- Вслух прочитаем рассказ
- Ещё послушайте и определите стиль речи. (Художественный)
- Почему вы так решили? (Художественный стиль используется в худ. произведениях, чтобы нарисовать живую картину)
- Какая разговорная лексика используется в тексте? (нянька, трёпка, завопили)
- Какое устаревшее слово есть в тексте? (Пестун)
- Использование каких ещё средств языка характерно для художественного стиля? (Изобразительно-выразительных)
- Обратите внимание на экран. Соотнесите термин и его значение.(Слайд). По рядам :
1- даст определение эпитету
2- метафоре
3- олицетворению.
- Найдите в тексте эти выразительные средства языка.
(Метафора- законы звериного царства.)
- Как вы понимаете эти слова?
- Объясните орфограмму: правописание окончания имен прилагательных.
(Олицетворение- медведь стал нянькой, отнял яйца у братьев, семья.
Эпитеты- укромное место)
- Как автор называет героя? (Медвежонок, пестун, нянька)
- Определите вид связи предложений 12 и 13.(Цепная)
- Обратите внимание на предложение 12. Составьте схему этого предложения.
Объясните постановку запятой.
Вывод: Использование каких языковых средств характерно для художественного стиля? (Изобразительно-выразительные средства, лексика разговорного стиля, устаревшие слова)
- Как можно озаглавить текст?
- Сколько в этом рассказе микротем, абзацев? (4)
- Составьте план рассказа, используя слова из текста.
1. Медвежонок стал нянькой.
2. Медведица выгнала пестуна из своей семьи.
3. Пришлось уйти.
4. Самостоятельно устроился на зимовку.
Вывод: Писатели с помощью слова рассказывают о каком-либо событии, передают состояние и настроение героя, живописцы используют иные средства и способы для того, чтобы рассказать о своих героях. У известного художника И.И. Шишкина есть картина «Утро в сосновом бору». Давайте сравним произведение словесности и изобразительного искусства. В чем их сходство и отличие?
Презентация.
И.И. Шишкин является одним из известных художников 19 века. Его картина «Утро в сосновом бору» хранится в Третьяковской галерее. Удивительный мир окружает нас- это мир природы. Увидеть его красоту помогают художники. Ранним утром в чаще леса резвятся три медвежонка. Рядом- мама-медведица. Рисовать животных Шишкину помог его друг- К. Савицкий. Кажется, что медведи на мгновение замерли, и скоро мы увидим их забавные игры. Здесь жизнь идет по своим лесным законам. Вот об этой красоте природы художник рассказал нам кистью и красками.
- Чем отличается произведение словесности (повествование) от произведения изобразительного искусства? (Произведения искусства статичны, показывают нам только одну картину, повествование рисует в нашем воображении несколько картин, эпизодов.)
Приступайте к написанию подробного изложения, не забывая о том, что рассказ написан в художественном стиле, тип речи- повествование, в своей работе вы должны использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.

Литература:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи – М.: Просвещение, 2005. – 347 с.
Вялкова Г.М., Сивокозова Т. Ф. Контрольно-проверочные тесты и задания для ЕГЭ – Волгоград: Учитель, 2004 – 106 с.
15