Конспект урока по русскому языку в 9 классе « От анализа текста – к изложению».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе « От анализа текста – к изложению».
Цель урока: 1)углубить знания материала, изученного в 5-9 классах; 2) скорректировать самостоятельные наблюдения учащихся над текстом;3) активизировать речь учащихся; 4) побудить их к творческой исследовательской работе над текстом и подготовить к письменному изложению.
Ход урока:
Объявление темы и целей урока.
Вступительное слово учителя.
Дома вы прочитали стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Голуби». Что вы почувствовали, когда его читали? О чем это стихотворение? Какова его главная мысль?
Давайте обратимся к тексту и ответим на эти, и другие вопросы.
Анализ текста.
-Прежде всего составим план текста. На какие смысловые части его можно разделить? Как их можно озаглавить?
-Стихотворение начинается с описания природы перед грозой. Что передает это описание?
-Автор употребляет глагол "назрела". Какой смысл он вложил в это слово? В прямом или переносном значении ооно употреблено?
-Чьими глазами мы видим это «назревание» грозы? Найдите подтверждения в тексте.
- Что указывает на явное приближение грозы?
- Какую тучу вы себе представляете: безмолвную или угрожающе ворчащую? Какой она была?
-Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию.
-Многоточие. Какую роль оно выполняет?
-- Природа изнывала под зловещим блеском последних солнечных лучей. Попробуйте это объяснить.
- А как автор относится к происходящему?
-Какое средство выразительности он использует там, где передает «тоскливое томленье» души в ожидании грозы? (Аллитерация)
-Насколько же близка природа к состоянию души автора?
- К кому обращается рассказчик с просьбой?
-Какой прием использует для описания грозы?
-Какого типа речи эта часть текста?
-Найдите тропы в этой части текста.
- Страх перед стихией столь велик, что даже самые неприхотливые предпочли спрятаться. Как это подчеркивает автор? (использует усилительную частицу ДАЖЕ)
-Кто пытался противостоять грозе? Какие средства выразительности использует здесь автор?
- Попробуйте представить себе эту картину. Что должен был испытывать рассказчик при виде голубя? Что означает знак препинания - точка с запятой?
- Какая часть речи преобладает в этой части текста? (Глаголы, они передают движение)
-Какой прием использует автор при построении этой части текста? (Здесь использован параллелизм)
-Почему автор трижды обращает внимание на то, что голубей двое? Как вы считаете, символом чего являются эти голуби? Что мы понимаем о душевном состоянии автора?
-Прочитаем третью часть текста (от слов «И вот, наконец, сорвалась буря « до слов «запахло серой»)
-Эта часть совсем небольшая, но очень выразительная. Какие ключевые слова передают происходящее?
-Какая часть речи преобладает здесь? Почему?
-К какому типу речи принадлежит этот фрагмент текста?
-Найдите средства выразительности в этом фрагменте. (Сравнения: мечется как бешеный ветер, стреляет как из пушки гром; инверсия: визжит ветер, мчатся облака, захлестал ливень; аллитерация – повтор звука [тр] и [гр])
-Найдите предложение, которое говорит о лирическом герое. ( Я едва домой добежал)
-- А как рассказчик говорит о себе, о своем настроении? 
-Какими лексическими и синтаксическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце?
-Какова же основная мысль текста?
-Почему оно называется «Голуби»?
-Какие мысли вы прочитали между строк?
4. Заключительное слово учителя.

В сердце автора много переживаний и тревог, но в тоже время он спокоен, потому что понимает, что все идет своим чередом.
Основная мысль этого лирического произведения, вероятно, может быть выражена так: как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни, где вечно будет существовать любовь и самопожертвование.
Стихотворение «Голуби» открывает нам великую и непостижимую тайну жизни природы. А ведь знает эту тайну не каждый. Это дано только тем людям, которые умеют видеть и чувствовать природу, сливаться с ней, становясь как бы единым целым. Это лирическое стихотворение в прозаической форме, оно обладает такими признаками лирического произведения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, а также в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.

Написание изложения.

-