Выступление на тему Работа с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы


Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Садыртдинова Гульназ Ирековна

Я, как учитель, работающий в школе не один десяток лет, убедилась в том, что в разные годы к преподаванию предметов предъявляются разные требования, планка из года в год повышается. Если раньше я, как все, занималась знаниевым подходом и думала, что этого достаточно, то сегодня для меня приоритетом является деятельностный подход к преподаванию своего предмета. Именно этот подход стал индикатором выявления одаренности, как явления.
Создание психолого-педагогических условий,обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным направлением российской педагогики. Данная проблема стала актуальной в связи с изменением приоритетов в системе образования. В XXI веке произошла модернизация российского образования, в основу которого положена концепция личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования,предполагающая обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Тем не менее, задачей педагога и в современных условиях остается диагностика личных качеств ребенка, выявление его познавательных интересов и образовательных возможностей. Так, по последним данным социологических исследований,примерно пятая часть детей в школьном возрасте,т. е. 20% может быть отнесена к способным(одаренным) детям. Но они, как правило, лишены необходимой поддержки для развития их талантов.И поэтому всего лишь 2-5 % от общего числа школьников действительно проявляют себя самостоятельно как одаренные дети.
Определение одаренности - трудная задача, т. к.в настоящее время не существует четкого определения одаренности. В психолого-педагогической науке считается, что оценка конкретного ребенка как одаренного является в значительной степени условной.Поскольку носит временной субъективный характер.
В научных трудах В. Д. Шадрикова, А. М. Матюшкина,Н.И. Панютиной и других педагогов-исследователей разработана концепция детской одаренности,которая рассматривает одаренность как системное и развивающееся в течение всей жизни человека качество психики, позволяющее достигать отдельному индивиду достаточно высоких жизненных результатов в разнообразных видах деятельности по сравнению с другими людьми.Концепция творческой одаренности позволяет раскрывать одаренность как результат комплексного взаимодействия наследственных и социальных факторов, реализуемых в процессе целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Соответственно, детский возраст является наиболее сензитивным периодом для выявления и развития одаренности. Следовательно,перед каждым педагогом в современных образовательных условиях поставлена задача по активизации познавательной мотивации в процессе индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Я, как педагог, стремясь реализовать современные образовательные задачи, перед собой поставила следующую цель:
Разработать механизм выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении школьников родному (татарскому) языку и организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися, стимулируя их познавательные интересы и потребности.
Чтобы реализовать данную цель, поставила следующие задачи:
- изучить современные научные подходы к работе с одаренными детьми;
- разработать диагностические критерии оценки уровня одаренности ребенка;
- на основе диагностической и аналитической деятельности сформировать группу наиболее способных детей;
- разработать механизм работы с одаренными детьми с учетом специфики преподаваемого предмета и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- осуществление системной педагогической деятельности и совершенствование системы работы с данной группой через урочную и внеурочную деятельность;
- оказание необходимой консультативной педагогической помощи одаренным учащимся с целью обеспечения жизненного и профессионального самоопределения к определенному виду деятельности.
В целях реализации вышеизложенных задач, мною определены этапы деятельности:
1. Диагностика выявления одаренных детей;
2. Осуществление деятельности с конкретным учеником;
3. Отработка системы работы по развитию одаренности;
4. Выход на результат.
Выявление одаренных детей дело довольно сложное. Для этого нужно отработанная система совместной деятельности не только учителя-предметника, но и классного руководителя и школьного психолога. Иногда при работе с этими детьми возникают педагогические и психологические трудности, которые я преодолеваю благодаря взаимному доверию и взаимопониманию с учеником. Таким образом,работу я начинаю с диагностики для определения одаренности по методике Н.И. Панютиной"Характеристика ученика", где характеристика ученика рассматривается с 4-х позиций:
"Учебные характеристики"
"Мотивационные характеристики"
"Творческие характеристики"
"Лидерские характеристики"
Данная методика помогает реально систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка.
Нужно охарактеризовать типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки "да" или "нет". Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому,что сделано, не нужно. Результаты налицо. С помощью этой методики я получаю дополнительную информацию об ученике. Параллельно диагностирую и родителей учащихся по методике Н.И.Панютиной"Родительские исследования".
Далее идет конкретная индивидуальная работа с каждым по различным направлениям развития личности ученика: по методике "Карта одаренности" (по Н.И.Панютиной). В последующем карта одаренности помогает выстроить содержание деятельности с каждым ребенком в отдельности.Для меня, как учителю гуманитарного цикла, важны интеллектуальная, творческая, академическая и литературные виды одаренности.
Урок как основная форма работы с учениками является для меня самым важным элементом в моей деятельности. А начинаю работу с самих же учащихся, исходя из возможностей и способностей.Учитывая желания учащихся, я разделяю их на 3условные группы: сильные, средние и слабые.Перемещение из одной группы на другую возможно в любое учебное время.
Индивидуальные способности сильных учеников позволяют быстрее и лучше усваивать материал по сравнению с их сверстниками из базовой группы.Построение уроков на основе внутриклассной дифференциации позволяют решать следующие задачи:
максимально использовать творческие возможности способных, неординарных ребят, подтягивание средних и слабых;
путем углубления и путем опережения развивать умственные способности и потребности самостоятельного добывания знаний.
Расширение содержания учебного предмета происходит в следующих направлениях:
более полное, всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;
выполнение учениками заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений (сравнение, классификация, определение закономерностей и т. д.), формирование надпредметных умений и навыков (умение планировать свою деятельность, соотнести результат с целью и т. д.);
включение в процесс обучения творческих заданий;
расширение кругозора учеников в процессе работы с дополнительной литературой.
На разном этапе урока я стараюсь использовать потенциальные возможности ученика.
Ниже привожу некоторые виды работ, в которых участвуют способные учащиеся.
Тип урока Работа с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы
1. Урок изучения нового материала.
2. Урок формирования умений и навыков.
3. Урок обобщения и систематизации знаний.
4. Урок контроля. - более полное всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;
- подготовка информации о писателе и т. д.
- упражнения трудные, большие по объему;
- разноуровневые задания и т.д.
- система проблемных вопросов и вопросов исследовательского характера и т.д.
- задания сложные, требующие творчества;
- разные темы сочинений;
- разные тесты и т.д.
Методы и формы работы с одаренными учащимися,прежде всего, органически сочетаю с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаю определенным своеобразием.
Одаренных учащихся обучаю в классах вместе с другими тоже хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности,для максимально возможного развития всех учащихся. Такая систематическая работа дает свои результаты: за последние 3 года качественная успеваемость по татарскому языку возросла с 52% до66%, а по татарской литературе - с 62% до 80%.
Подготовка учащихся к олимпиаде по татарскому языку и литературе как одна из форм проявления одаренности.
Подготовка к олимпиаде требует от учителя татарского языка и литературы большой отдачи, длительной подготовки, поиска нового, современного.
При подготовке к предметной олимпиаде я выделяю следующее:
Желание самого ученика. Если оно есть, ученик может достичь многого.
Индивидуальная работа с учеником в урочное и во внеурочное время.
Самостоятельная работа самого ученика со справочной и научной литературой.
Ниже приведу разработанный мною пакет тренировочных заданий, которые использую при подготовке к олимпиаде по татарскому языку и литературе.
Татарский язык.
1. Грамматический анализ (фонетический,лексический, морфологический, морфемный,синтаксический и т. д.)
2. Лексикология.
3. Вопросы языкознания.
4. Прямая и косвенная речь.
5. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Сложные конструкции.
7. Виды деловых бумаг.
8. Стили речи.
9. Ученые - языковеды.
10. Практическая работа со справочной и научной литературой.
11. Различные тестовые задания и т. д.
Задания по родной литературе я группирую по следующим направлениям:
Задания информационного характера. Знакомство с творчеством татарских писателей, творчество которых не входит в учебную программу. (Репрессированные писатели, писатели-корчагинцы Г. Сагиров, Ф. Яруллин и др., женщины-писатели,писатели-просветители, различные премии,присуждаемые татарским писателям и т. д.).
Творческие работы (анализ художественных произведений, практическая работа по стихосложению, работа по определению в контексте идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка,различные жанры сочинений и т. д.).
Литературное краеведение (знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей родного края, о творчестве писателей, жизнь которых связана с нашим краем: Г. Тукай, С. Сунчелей, А. Маликов, Р.Ишмурат, Х. Туфан и т.д.).
Новинки литературы (писатели-юбиляры,возвращенные имена, например, творчество Г.Исхаки, И. Салахова и т. д.).
Работа с научной и справочной литературой(теория литературы).
Взаимосвязь татарской и русской литератур(сравнительный анализ творчества Г. Камала и М.Горького, Х. Такташа и В. Маяковского, Г. Тукая и А.Пушкина и т. д.)Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. В организации исследовательской деятельности школьников я вижу следующий системный подход:
№ Ученик Учитель
1 Индивидуально выбирает тему Мотивирую запрос
2 Выполняет исследования Обучаю способам исследовательской деятельности, консультирую
3 Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу Анализирую проект, даю рекомендации