Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка.


Мухаметзянова Гузалия Талгатовна,
учитель татарского языка и литературы,
МБОУ «Гимназия №125»,
г. Казань, Республика Татарстан
Закирова Гульнур Фоатовна,
учитель татарского языка и литературы,
МБОУ «Гимназия №125»,
г. Казань, Республика Татарстан
Система работы с одаренными детьми на уроках.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное: насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. В основу работы с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов. В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности. Эффективны также технология критического мышления, педагогика сотрудничества, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, педагогическая техника Анатолия Гина.
        Вот некоторые приемы педагогических техник, используемых на уроке в начальной школе:
- на организационном этапе – «фантастическая добавка», «эмоциональное вхождение в урок»;
- мотивация учебной деятельности – «ситуация яркого пятна», «домысливание», «линия времени»;
- актуализация знаний УУД – «отсроченная отгадка», «игра в случайность», «Лови ошибку!»;
- первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала – «удивляй», «привлекательная цель»;
- решение задач - «Своя опора», деловая игра «Я - учитель»;
- самостоятельная работа – «в своем темпе», «мини-исследование»;
- обобщение – «кластер», «пересечение тем»;
- контроль – «блиц - контрольная»;
- рефлексия – «синквейн», «дерево творчества», «рефлексивное сочинение».
          Используемые технологии предполагают работу на уроке в интерактивном режиме и опираются на самостоятельную активную учебную деятельность, развивают способности, поддерживают желание к творческому росту и самореализации. Кроме того они помогают обучающимся овладеть практически всем спектром универсальных учебных действий.
На уроках иностранного языка особая роль отводиться ролевым играм. Игра - это ситуативно  -  вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия. Вот пример одной из таких игр:      
Составь фоторобот.
Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие  рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.
Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Классно-урочную деятельность схематически можно показать так:

. В урочной деятельности используются следующие виды деятельности:
-проблемно-развивающее обучение;
-работа в малых группах;
-проектно - исследовательская деятельность;
-игровые технологии ( деловые игры и путешествия );
-информационно – коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей ( разноуровневые тесты , презентации , тренажёры ) ;
-задания творческого и нестандартного характера.
Кроме того можно использовать нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс урок творчества; пресс-конференция; лекция-диалог. Проведение интегрированных уроков: физика и информатика, информатика и математика.). Реалии современного образования- это дистанционные технологии, способствующие овладению различными приемами работы с информацией.
Также в среднем звене учителя привлекают талантливых детей к ведению урока:
•        подготовить диалог по теме как образец;
•        найти определённый материал в интернете;
•        подготовить контрольные вопросы по теме;
•        составить коллаж по теме;
•        провести анкетирование по заданной теме;
•        составить рассказ-загадку;
•        дать литературный перевод стихотворения или прозы;
•        нарисовать рисунок к одному из текстов и предложить ребятам определить, к какому тексту нарисован рисунок;
•        дополнить словарный минимум по теме, используя словари.
Приведем примеры некоторых заданий, которые можно использовать для развития одаренности учащихся при обучении биологии:
Задания на нахождение закономерностей
Закон симметрии – один из законов развития живой природы, в результате простых наблюдений это несложно заметить, чтобы научить этому, необходимо предлагать учащимся решать следующие задачи: а) Найти в окружающей действительности и нарисовать объекты с одной осью симметрии; б) Подумать, что общее имеют: Млечный Путь, морская раковина, горный баран, последовательность чисел 1, 1, 2, 2, 3, 3, 4, 4.... и т. д.? (последовательность чисел описывает спираль). Попробовать найти примеры спиралей в природе и технике. в) Дорисовать вторую половину рисунка: частей тела, органов животного, растения и т. д.
Задания на конструирование. Например, сконструировать из бумаги или пластилина изображения животных или растений, схему цикла развития животных и т. д.
Задания на нахождение аналогий. Например, найти технические объекты, делая которые, люди пользовались аналогиями с живой природой.
Задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками объектов и т. д.
Задания на классификацию, нахождение сходств и различий при изучении объектов.
Задания, направленные на развитие речи и воображения. Например, придумать название к тексту, картине; написать письмо несуществующему животному, составить рассказ, используя понятия, изученные на уроке и т. д. Например: составить как можно больше вопросов, используя 2 слова: газета-верблюд. Варианты вопросов: Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Что написано про верблюда в газете? И т.д.
На уроках физики применяются развивающие задачи-минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1 минуты и требуется обязательно подробное объяснение хода решения задачи. Например: «На какой угол Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 секунду?» - для 7 класса; «У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?» - для 8 класса и т. д.
Использование более сложных задач: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Например, в 9 классе при изучении темы «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах» предлагается задача: «Найдите ускорение свободного падения на Сатурне». При этом массу и радиус планеты учащиеся найдут в справочнике, заодно и сверят полученный результат с табличным значением ускорения свободного падения.
На уроках географии тоже можно использовать задачи. Например, демографическая: определить численность населения в стране на конец года, если на начало года она составляла 10 480тыс. человек. За год в стране родилось 112 тыс. человек, а смертность-9,1%.
На уроках права - проводить имитационные игры. Например: на улице подростка остановили милиционеры: покажи действия того и другого. На уроках литературы для развития творческого воображения можно использовать коллективное составление рассказа-буреме. Участники рассаживаются в форме кольца. Кто-то придумывает начало рассказа, его сосед продолжает , следующий дополняет какими-то деталями и т. д. Учитель должен следить, чтобы рассказ имел завязку, кульминацию и развязку, и при необходимости вмешиваться для направления творческого воображения. Именно групповые формы работы создают благоприятный фон для удовлетворения коммуникативной потребности учащегося, стимулируют его познавательный интерес, легче и быстрее формируют жизненно необходимые компетентности. Ученые считают, что потенциально одаренные дети составляют 15-30%. Но реализуют себя только 3-5% из них. Поэтому очень важна на уроках и вне урока коллективная работа в целях практической адаптации.
И еще хочется сказать, что очень важна бывает иногда сама форма обращения к одаренному ребенку. Им необходимо задавать вопросы следующего содержания:
Сформулируйте, установите, соотнесите, покажите взаимосвязь, суммируйте, объясните цель применения, классифицируйте, объясните причины, что произойдет, если; есть ли другая причина, выскажите критическое замечание. И конечно же очень важно задавать домашние задания дифференцировано. И даже необходимо давать такие задания, которые превышают достигнутый им уровень знаний и навыков. Только в этом случае ребенок ощущает необходимость саморазвития.
Добиваться того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаем к самообразованию, говоря о том, что «Когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется», и что «Талант -  это 1 % способностей и 99% потения».
Список использованной литературы.
1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. ДугановаИнтернет источники:
• http://mimc.org.ru/2011-02-10-05-56-03 - ФГОС в основной школе.
• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/518- Башева Е.И. «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними». 
• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/521- Сергеенкова Г.П. «Комплексный системный проект «Одарённые дети».  
• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/525- Гришина М.В. «Диагностические аспекты предметной одарённости».
• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/528- Пичугина В.А «Научно - исследовательская деятельность как способ развития одарённости в условиях внеурочного образования». 
• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/529 Лапицкая Л.Е. "Новые технологии исторического образования". 
• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/531 - Тотмина Н.В. «Подготовка к олимпиадам как условие развития одаренности».  
•http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,48076/Itemid,118/ -     Осипова Л. В., « Работа со способными и одаренными детьми по новому ФГОС» .